Воздействие мультфильма на психику ребенка: "за" и "против"
статья

 

              Хочется начать свое сообщение со слов Л.С. Выготского: «...Ситуация будет влиять на ребёнка по-разному в зависимости от того, насколько он понимает её смысл и значение...                                                                                                                

Просмотр мультфильмов в настоящее время стал наиболее распространенным занятием детей, начиная с раннего возраста. По данным социологов от 20 до 40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана телевизора (а чаще компьютера), при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. Именно мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения. Хотя многие современные мультфильмы не рассчитаны на детскую аудиторию, даже самые маленькие дети активно смотрят в силу специфики художественной формы .                                                                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Воздействие мультфильма на психику ребенка: «за» и «против»

Шмакова Галина Дмитриевна, педагог – психолог, МДОУ №23 детский сад «Радость», г. Серпухов.

              Хочется начать свое сообщение со слов Л.С. Выготского: «...Ситуация будет влиять на ребёнка по-разному в зависимости от того, насколько он понимает её смысл и значение...                                                                                                                Просмотр мультфильмов в настоящее время стал наиболее распространенным занятием детей, начиная с раннего возраста. По данным социологов (В. С. Собкин, К. В. Скобельцина, А. И. Иванова, 2013) , от 20 до 40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана телевизора (а чаще компьютера), при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. Именно мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения. Хотя многие современные мультфильмы не рассчитаны на детскую аудиторию, даже самые маленькие дети активно смотрят в силу специфики художественной формы (В. С. Собкин, К. В. Скобельцина, А. И. Иванова, 2013; М. В. Соколова, М. А. Мазурова, 2011).                                                                                   Как показали исследования психологов, современные дети в среднем начинают смотреть мультфильмы в 1 г. 6 мес., а для некоторых этот возраст составляет 6-7 месяцев (М. В. Соколова, М. А. Мазурова, 2011). При этом малыши смотрят те фильмы, которые по своему содержанию и художественным характеристикам совершенно не соответствуют интересам и возможностям детей младенческого и раннего возраста. Вопрос о соответствии мультфильма возрасту ребенка взрослыми задается редко, тем более, что наша индустрия предлагает родителям широкий ассортимент фильмов для детей, начиная с 3-х мес., в особенности «развивающих» и обучающих.. Нижняя возрастная планка опустилась до самой низкой отметки - 0+ - то есть, рекомендованы для обучения детей с момента рождения. Однако подавляющее большинство педиатров, психологов и физиологов не рекомендуют просмотр видеопродукции детям младенческого и раннего возраста.                                                                                                                                 Представитель общественной организации, психиатр из Гарвардского университета Сюзан Линн (American Academy of Pediatrics, 2009) справедливо подчеркивает, что «младенцы развиваются, общаясь с родителями, а не с телевизором». Согласно ее мнению, телевизор в конечном счете просто заменяет "пустышку". Экранное восприятие блокирует развитие сенсорных систем, парализует волю ребенка, приводит к недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи, тормозит физическое и психическое развитие.           Поглощенность просмотром фильма, которую демонстрируют многие дети до 3-х лет, вовсе не означает, что это развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Как раз наоборот, они не в состоянии сосредоточиться самостоятельно, а только с помощью внешней затягивающей стимуляции, которая парализует их собственную активность. В этом возрасте художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности. Кроме того, это период интенсивного психического развития, когда каждый год отличается своими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр.                                                                                                                             Отечественные нейропсихологи и физиологи (Б. А. Архипов, М. М. Безруких и др.) все чаще сталкиваются с этими нарушениями в развитии и с экранной аддикцией у 3- 4-летних детей, которую не всегда удается преодолеть. Данные факты являются следствием пренебрежительного отношения родителей к возрастным особенностям детей.                                                                                                                       Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют позитивные установки личности ребенка, а другие наносят откровенный вред, делая детей агрессивными? Среди создателей мультфильмов существует два "лагеря": те, кто копирует взрослую жизнь, пропуская ее через уменьшающую призму, и те, кто создает именно детский мир с его собственными законами жизни.                                                Современные дети все более тяготеют к подражанию взрослой жизни с ее агрессией и жестокостью, поэтому и предпочитают первый тип мультфильмов. Такие мультфильмы эмоционально опустошают ребенка, энергия уходит в пустой символ, а игра, порожденная такой мультипликацией, лишена новизны и пользы. И мы уже имеем дело с "роботизированным ребенком", захваченным мультипликацией, привязанным к экрану, подавляющим собственное "я", восхищающимся непобедимыми и всемогущими героями мультфильмов. Без вмешательства взрослых в "мультипликационный" рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус, своего рода унифицирующей и подавляющей индивидуальность машиной.       Противоположная точка зрения связана с пониманием вреда натурализации, представленной в мультфильмах, копирующих взрослую жизнь. Подобную точку мнение разделяет известный исследователь Марша Киндер: "…Противоречие в мультфильмах последних лет, которое вызвало нападки родителей, организации защиты животных, агентств по усыновлению, специалистов, занимающихся проблемами оскорблений детей, связано с тем, что дети копируют в жизни жестокие действия, увиденные в мультфильмах".

Итак, очевидно, что существуют две точки зрения на влияние мультфильмов на формирование личности ребенка:

     1. положительная (мультфильм - это обширная область для решения педагогических задач);

  1. отрицательная  (мультфильмы наносят вред личности ребенка).

Рассмотрим первую точку зрения положительного  влияние мультфильмов на   развитие ребенка.                                                                                                              Прежде всего оценка мультфильмов, как и всех информационных продуктов, должна осуществляться в соответствиями с требованиями закона ФЗ-436, защищающим детей от вредной для их здоровья и морального развития информации. Мультфильмы, соответствующие потребностям детей, отражают детское восприятие мира, выражают близкие ребенку переживания, задают понятные ему ценностные ориентиры.  Помогают понять и осознать себя, отображают, усиливают и возвращают самоощущение, т.е. становятся средством и саморазвития. Мультфильмы, вызывающие сопереживание маленьких зрителей обладают большим потенциалом этического и эстетического развития детей. Кроме того являются способом присвоения знаний об объективных закономерностях и явлениях мира,  приближают зрителя к пониманию истины, пробуждают интерес, любознательность. Знакомство с новым вызывает удивление, радость открытия и другие познавательные эмоции. Учат ребенка креативности, стимулируют фантазию и могут стать толчком для развития творческого потенциала.                                                                                                Таким образом, мультфильмы воздействуют на чувства, на самосознание и сопереживание, формируют ценности зрителя, дают новые знания об окружающем мире, стимулируют познавательную активность. Во время просмотра, ребенок устанавливает логическую последовательность, учится воспринимать и анализировать происходящее на экране, а в конце, делать свои первые рассуждения про увиденное на экране.  Впечатления, полученные ребенком, всегда отражаются на его развитии и мировоззрении: они либо способствуют развитию, либо тормозят или деформируют его. При этом под развитием подразумевается не усвоение знаний, а активизация внутренней жизни ребенка – стимуляции его сознания и самосознания, сопереживания, воображения, интереса, эмоций, и пр. (Л. И. Божович, 2008; Ф.Е. Василюк, 1984; Л. С. Выготский, 2008; Д. Б. Эльконин, 2006.  )                                                                                                                                      Мультфильмы, при правильном выборе могут стать эффективным средством разностороннего развития ребенка. Мультипликация объединяет реальность и вымысел, музыкальное сопровождение и видеоряд, слова и действия и создает, таким образом, особый комплекс воздействий, который может стать эффективным средством развития и воспитания ребенка.                                      Теперь, хотелось бы рассказать о наших любимых старых советских мультфильмах, почему они так хороши и почему их стоит смотреть.  Они, как произведение искусства, проверенное временем, просто удивительно интересны и занимательны, рассказывают о сильной дружбе, любви и добре. Не смотря на нынешнее развитие технологий, старые мультфильмы также были довольно качественны и на современный взгляд. В советское время все мультфильмы транслировались только после прохождения жесткого контроля, каждый кадр проверялся с точки зрения его воздействия на ребенка. Никто не будет отрицать, что такие советские мультфильмы про Карлсона, про крокодила Гену и Чебурашку, про дядю Стёпу великана, про дядю Фёдора, про героев из Простоквашино и другие были и остаются комфортными для детской психики, учат их прекрасному и доброму.

Рассмотрим вторую точку зрения отрицательного   влияние мультфильмов на   развитие ребенка.  

Мультфильмы, при их чрезмерном и неадекватном потреблении, могут нести определенный риск развитию ребенка. В особенности, это относится к детям младенческого и раннего возраста.    

Исследования показали, что:

  • быстрые с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывают гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношению к педагогу, родителям;
  • яркие (с использованием контрастных, выделяющихся, «кислотных», неестественных цветов) мультфильмы впоследствии вызывают сильные переживания у детей;  влияют на проявление детской агрессивности, излишней возбужденности.
  • мультфильмы полны резких и неожиданных звуков, которые  могут напугать ребенка,  отсюда- проявление страхов.
  • сюжет порой настолько запутан, что просто мозг начинает «кипеть» от происходящего на экране. От подобного у ребенка начинается «каша» в голове, путаница, отсюда и раздражительность.
  • анализ рисунков, выполненных после просмотра современных популярных мультфильмов, показывает определенное напряжение или усталость нервной системы, потребность в защите от внешних воздействий.

     Результаты наблюдений, опросы родителей показали, что после просмотров полнометражных  мультфильмов(в основном зарубежного производства) дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться симптомами как усталости (снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др.), так и перевозбуждения (сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднение концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна). Возможна и агрессивная реакция. В большинстве мультфильмов, борясь с противниками, герои часто применяют физическую силу, ведут себя не просто жестоко, но и убивают. Многие дети перенимают такие модели поведения, начинают вести себя жестоко. У ребенка закладывается в сознание то, что самое главное – это быть сильным. Дети перестают понимать, что есть другие способы борьбы со злом. Очень важно, чтобы положительные персонажи демонстрировали конструктивные способы разрешения конфликтов, давали детям пример толерантности и уважения к другому.                                                                                                                       Педагог-психолог Заложнова Т.А. в своём исследовании попыталась выяснить: воспроизводят ли дети содержание современных фильмов в игре? После просмотра некоторых мультфильмов им предложили «поиграть в мультфильм или героя». В ответ на это предложение дошкольники часто теряются, не могут воспроизвести ни сюжетную линию, ни понравившегося героя. В игре они отражали лишь чисто внешние характеристики — движения, перемещения, типичные возгласы. Например, игра в песика Вольта содержала  много высказываний типа «Я всесильный, я всех спасаю», а также много достаточно хаотичных движений игрушкой в разные стороны.                                 Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопанья крылышками, перемещения кукол в пространстве, их переодевания. Даже дети старше 5-6 лет часто не могут ответить на простые вопросы: о чем был мультфильм? кто главный герой? какой он?                                                            При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:

  • заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
  • внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;
  • подражание – следование примеру, образцу.                                                                   Таким образом   при просмотре мультфильмов ребенок не может осмысленно воспринимать  увиденное, нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. В следствие чего крайние проявления «заботы» нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.                                                                                                                          Рассмотрев две точки зрения, мы думаем, что решение - в "золотой середине", в умелом и адекватном использовании мультипликации, несущей воспитательную идею и соответствующей формуле "не навреди", с целью формирования определенных качеств личности ребенка.                                                                Каждый педагог,  родитель, включающий для ребенка  мультфильм, должен понимать, что его воздействие может обмануть ожидания и взрослого, и ребенка. Педагогам, родителям необходимо обратить внимание на следующее.
  • На какой возраст рассчитан мультфильм?
  • Соответствует ли мультфильм кругу интересов и психологии конкретного ребенка?
  • Каково эстетическое и этическое наполнение мультфильма?

В мультипликации существует такое важное для педагогов понятие, как "акт доверия". Сочетание вымысла и реальности, столь очевидное для взрослого человека, не осознается ребенком. Конечно, "пребывание" в сказке, в ирреальном мире контрастных категорий добра и зла необходимо ребенку. Мультфильм становится универсальным языком, помогающим разностороннему развитию детей.  Может служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).                                                                                                       Положительное воздействие анимации при правильном подборе мультфильмов может стать прекрасным развивающим пособием для:

  • активизации внутренней жизни ребенка – стимуляции его воображения, мышления, эмоций, сопереживания, самосознания и пр.
  • развития творческого потенциала в соединении с занятиями рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами;
  • совершенствовании навыков общения и социализации.

   Просмотр мультипликационных фильмов может служить для дошкольников настоящей энциклопедией нравственности, своеобразным «сводом» моделей поведения в различных ситуациях. Умение соотнести себя с героем мультфильма – очень важный этап в развитии самосознания ребенка. С одной стороны, когда ребенок сочувствует и сопереживает персонажу мультфильма - это рождает в его душе самые разные новые чувства: сострадание, желание быть добрым и мужественным, наказать обидчика, уверенность, что и ты можешь одержать победу и быть счастливым. С другой стороны, сравнение – это одна их тех логических операций, которые лежат в основе развития мышления ребенка. Осуществляя сравнение себя с персонажами мультфильмов, ребенок нередко приходит к осознанному выводу о том, в чем он их превосходит и к чему ему еще надо стремиться".

Кандидат педагогических наук И. Гундорова (г. Кострома)

Рекомендации при просмотре мультфильмов

  1. Начинать просмотр мультфильмов с 3 лет.  До этого возраста,  вообще не рекомендуется смотреть телевизор - он перегружает психику, да и нельзя в таком возрасте исключать достаточно важный инструмент для познания мира, как тактильные ощущения.
  2. Четко регламентировать просмотр мультфильмов ребенком.
  3. Подбирать мультфильмы в соответствие с возрастом ребенка.
  4. Смотреть мультфильмы  совместно с ребенком. Обязательно объяснять ребёнку что и почему происходит, задавать ему вопросы, обсуждать ситуации.
  5. Контролировать просмотр конопроизведений. Не все мультики одинаково полезны. Развивающий мультфильм должен пройти ряд экспертиз.
  6. Отдавать предпочтение мультфильмам отечественного производства. Они являются продуктом родной для ребёнка культуры и ближе к окружающей его обстановке.
  7. Не просматривать  мультфильмы перед сном, дабы не создавать эмоциональную перегрузку и подъём в то время, когда надо наоборот успокоиться.

Литература.

  1. Бурухина, А. Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми / А. Ф. Бурухина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 10. - С. 60-71.
  2. Алексеенко, Е. Мультфильмы-воспитатели : [о воспитат. роли мультфильмов] / Е. Алексеенко, М. Соколова // Мой кроха и я. - 2012. - № 4. - С. 128-130, 132 : ил.
  3. Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого- педагогические заметки. Практика «производства» мультфильмов в детском саду / Марина Аромштам. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 2 (8)).
  4. Ермизина, Е. В. Мультфильмы - дети: от контента к пониманию / Е. В. Ермизина // Мир психологии. - 2010. - № 1. - С. 51-58. - Библиогр.: с. 58 (11 назв.).
  5. Смирнова, Е. О. Все начинается с мультиков : [ст. о том, как мультфильмы и телепередачи влияют на самых маленьких детей] / Е. О. Смирнова // Химия и жизнь - XXI век. - 2013. - № 1. - С. 32-33.
  6. Соколова, М. В. Психологический анализ мультфильмов для детей дошкольного возраста / М. В. Соколова, М. В. Мазурова // Психолог в детском саду. - 2011. - № 1. - С. 91-99.
  7.  Собкин В.С. Мультфильм как средство социально-психологического анализа морально-нравственного развития ребенка (по материалам исследований 1990 и 2006 г.) \\ Социология дошкольного воспитания, М, ЦСО, 2006. с. 73-101.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мультфильмов на психику ребёнка

Влияние мультфильмов на психику ребёнка презентация...

Влияние мультфильмов на психику детей

консулдьтация для родителей можно использовать на родительском собрании....

Влияние мультфильмов на психику детей

Годы детства - это преждевсего воспитание сердца. В.А. Сухомлинский....

«Негативное влияние зарубежных мультфильмов на психику детей»

современные зарубежные мультфильмы закладывают основы воспитания и поведение в обществе, влияют на психику и формируют новый взгляд на мир. Видео ролик с конспектом...

"Влияние мультфильмов на психику детей"

Как влияют современные мультфильмы на психику и сознание детей....

Презентация "Влияние мультфильмов на психику детей"

Цель данной презентации - показать родителям как современные мультфильмы влияют на психику и поведение детей....

ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные ...