Консультации для родителей
консультация

Зюзева  Ксения Витальевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

на тему: «Что такое этикет.

Основные виды этикетов и их правила»

Подготовила:

воспитатель Зюзева К.В.

2018 г

 Этикет - это правила, которые человек должен выполнять в обществе при определённых обстоятельствах (какими формулами вежливости пользоваться, как себя вести в общественных местах, за столом и пр.) и по которым складывается впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитывайте ребенка только тогда, когда с ним разговаривайте, или поучайте его, или приказывайте ему. Вы воспитывайте его в каждый момент вашей жалкой жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговаривайте с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, как вы радуетесь, или печалитесь, - все это для ребенка имеет большое значение».

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное – чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Лучше лишний раз напомнить ребёнку, как нужно себя вести, чем кричать на него, что он не так поступил.

В дошкольном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попадать впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызвало недоумение у окружающих.

Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.

ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА.

- Уважайте желания окружающих.

- Проявляйте внимание к своим близким.

- Не нужно в присутствие ребенка обсуждать проблемы, события и людей.

- Нельзя позволять себе рыться в вещах своих близких;

- Прежде чем войти в закрытую дверь постучите.

- Проводите семейные трапезы.

ПРАВИЛА СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА.

- Не набивать едой рот.

- Пользоваться столовыми приборами, а не руками во время еды.

- Пережевывать еду закрытым ртом и не разговаривать с едой во рту.

- Кушать медленно, тщательно пережёвывать пищу.

- Важно ознакомиться с правилами употребления отдельных продуктов, блюд.

- Не разрешайте ребёнку выковыривать еду из зубов за столом.

- Важно пользоваться салфеткой во время еды.

- Подскажите ребёнку секрет: если не знает, как есть то или иное блюдо, то стоит подождать и посмотреть, как это сделают остальные.

- Научить говорить спасибо за подачу еды.

- Научите ребенка не давать резких комментариев (если не понравилось блюдо), благодарить после окончания приёма пищи и сделать комплимент блюду (дома, в гостях, в общественном месте) и т. д.

С чего начать обучение столовому этикету? Как ест ваш ребенок? Каково его поведение за столом? Умеет ли он пользоваться ножом и вилкой? Лежит ли перед ним салфетка? Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды? Догадывается ли, что в застольных манерах проявляются уважение и любовь к людям, сидящим вместе с ним за столом?

Наблюдение за поведением людей во время ежедневного или праздничного застолья, за тем, насколько уверенно они себя чувствуют и красиво при этом выглядят, какие знаки внимания оказывают друг другу, приводит к убеждению, что прививать человеку застольные манеры следует с раннего возраста. Как только малыш взял в руку ложку и пробует, есть сам, мама ласково, спокойно и настойчиво приучает его держать этот столовый прибор правильно.

Постепенно вводятся основные правила культуры поведения за столом: 

- на столе порядок, чистота и красивая сервировка;

- за стол садятся с чистыми руками и лицом;

- нельзя за столом кричать и много говорить, тем более, когда во рту есть пища;

- есть надо спокойно и не спеша, пользуясь столовыми приборами и салфетками;

- в конце застолья нужно обязательно поблагодарить за еду и совместную трапезу.

С 5-6 лет желательно начать осознанное обучение дошкольника правилам столового этикета. Этому уделяется большое внимание в детском саду. Начинать желательно с красивой и правильной сервировки стола. От этого улучшается и аппетит, и настроение, всем хочется красиво себя вести за столом и общаться друг с другом.

Как обучать ребенка правильной сервировке стола.

Начинать обучение следует с того времени, когда ребенок к нему готов. Накрывая стол, попросите ребенка помочь. Малышу 3-4 лет поручите отнести к столу одну - две тарелки. Пятилетний ребенок сам расставит тарелки на столе и разложит, как показали взрослые, столовые приборы и полотняные салфетки для каждого участника застолья. Старший дошкольник все это сделает самостоятельно, установит блюда с закусками и салфетницу с бумажными салфетками.

Дети, несомненно, радуются, видя, как при их участии преображается стол. Конечно, ребенку не только подскажут, что и как сделать, но и обязательно отметят его желание радовать близких людей и умение красиво сервировать стол. Красивое застолье не обязательно должно быть обильным и дорогостоящим. Главное, чтобы на накрытый стол с самой обычной пищей было приятно смотреть. Зная правила сервировки стола, современный человек, который испытывает определенные материальные трудности, сумеет выбрать для сервировки то, что необходимо и приемлемо.

О вариантах сервировки стола написано во всех учебниках по этикету. Выделим те правила сервировки, которые необходимо знать дошкольнику:

- накрытый стол должен быть красивым и чистым;

- сервируются общая и индивидуальные части стола (для каждого участника застолья должно быть равное количество тарелок, столовых приборов, бокалов);

- индивидуальная часть выглядит так: слева от основной (закусочной или столовой) тарелки лежит вилка зубцами вверх, справа нож лезвием к тарелке, дальше от него - ложка для супа, слева от основной тарелки стоит хлебная тарелка, на которую кладется кусок хлеба, взятый с общего блюда, за основной тарелкой ставится бокал для воды;

- полотняные салфетки раскладываются на основные тарелки, бумажные находятся в салфетнице.

Пусть не каждый раз, но периодически, в праздничное и обычное застолье, вводите и закрепляйте эти правила. Не следует заставлять ребенка заучивать правила сервировки, он обязательно запомнит их при постоянном и заинтересованном участии в этом деле. Важно понять, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья под рукой находилось все необходимое для еды.

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ:

- Четкая дикция и правильное произнесение слова;

- Выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости;

- Большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;

- Отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.);

- Употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;

- Умение вести диалог, т. е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;

- Умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы;

 - Умение доказательно обосновывать свои утверждения.

Основные правила речевого этикета.

Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие.

При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи.

Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь.

Обязательно говорить слово, пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку.

В ответ на слово спасибо можно сказать слово, пожалуйста.

Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения.

Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.

Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения.

Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.

Одним из эффективнейших средств воспитания речевого этикета является рассказывание ребенку сказок, чтение доступных его пониманию произведений детской художественной литературы. Беседуя с ним о прочитанном произведении, подчеркивайте особенности речевого поведения персонажей. Освоение ребенком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи, а также и языковое чутье.

Этикет определяет правила поведения людей в самых разных местах и при самых разных обстоятельствах:

- при знакомстве;

- в момент приветствия и прощания;

- в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.);

- в телефонном разговоре;

- как вести себя в гостях;

- как принимать гостей;

- как вести себя за столом;

- как правильно составлять письма, отвечать на письма;

- общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми;

- употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие);

- выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code);

- соблюдение личной гигиены и забота о здоровье;

- отношение к материальным ценностям;

- понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.

Как вести себя в гостях.

Дети живо реагируют на любое слово или поступок, они обижаются, ругаются со сверстниками, иногда кричат и плачут. Но хороший гость не станет этого делать: ссоры и капризы неприятны всем, а больше всего другу, у которого день рождение. Любишь его, желаешь ему счастья и радости - веди себя красиво, чтобы ничто не испортило праздника. Для создания хорошего настроения в компании желательно говорить друг другу комплименты - добрые и приятные слова о достоинствах других людей. Пусть наши дети учатся говорить их друг другу («Какой замечательный у тебя наряд!», «Как хорошо ты прочитал стихотворение!», «Какую интересную игру ты придумала!» и т.п.).

Перед уходом гости обязательно благодарят хозяев дома. Обсудите с ребенком, почему это следует делать, за что и какими словами мы выражаем свою признательность.

Собирая ребенка в гости, напоминайте ему основные правила поведения. Чтобы он не заскучал, превратите это обучение в игру. Например, кто больше вспомнит, что можно и что нельзя делать в гостях.

Правила гостевого этикета, которые желательно знать ребенку, идущему в гости:

- без приглашения в гости не приходят;

- получив приглашение, надо подготовить подарок и цветы, нарядный костюм и обувь, придумать, с каким номером можно выступить на празднике (спеть песню, прочитать стихотворение, продемонстрировать фокус и т. д.);

- в гостях нельзя делать то, что может испортить праздник.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.

Прежде всего, надо отметить простоту и разумность правил поведения в общественном транспорте, главная цель которых – создать наилучшие условия проезда для всех и не мешать друг другу.

Как и на улице, в транспорте нельзя кричать, громко разговаривать, сорить, ссориться с окружающими и грубить. При входе в салон следует пропустить тех, кому труднее войти: будущей маме, женщине с маленьким ребенком, пожилому человеку, инвалиду. В переполненном салоне не принято широко расставлять локти и колени, выставлять далеко перед собой ноги. После себя мы должны оставлять чистые сиденья, поэтому нельзя ставить на них грязные сумки и разрешать ребенку забираться с ногами. В транспорте, как и везде, воспитанный человек старается оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Принято уступать места беременным женщинам, детям дошкольного возраста, инвалидам и престарелым, а также любому человеку, которому трудно стоять. Желательно, чтобы мужчины уступали места женщинам, а дети дошкольного возраста - пожилым людям. Отказываться от предложенного места не стоит. За оказанный знак внимания нужно поблагодарить. Иногда ребенок стесняется сказать такие простые слова, как «садитесь, пожалуйста», если он предлагает место, или «спасибо», если  предлагают ему. При произнесении этих слов надо улыбнуться и  посмотреть в глаза тому, кому они сказаны.

Отправляясь в дальний путь на поезде или самолете, желательно обговорить с ребенком основные правила поведения в дальней дороге: не шуметь, не кричать, не капризничать, разговаривать не громко, здороваться с другими пассажирами и проводниками, отвечать на их вопросы, по окончании поездки попрощаться с ними и пожелать счастливого пути. Одежда должна быть аккуратной, красивой и удобной. Есть следует аккуратно, не торопясь, но быстро. Словом, в дальней дороге надо стараться быть привлекательным, приятным пассажиром и как можно меньше мешать другим.

Список литературы

1 Васильева - Гангнус Л. Азбука вежливости/Текст/: Л. Васильева-Гангнус - М: «Педагогика», 2008

2 Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете/Дошкольное воспитание, 2003г-№10.- с96-99.

3  Баринова Е.В. Уроки вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/Е.В. Баринова - Ростов на - Дону /Д; Феникс, 2014.-253 с.

4 Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. - М.: Мозаика - Синтез, 2004-40 с



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Родителям на заметку

«Артикуляционная гимнастика»

Подготовила: воспитатель

Зюзева Ксения Витальевна

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки [з], [с,] ;ж], [ш], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научить артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые

дети сами могут научиться говорить четко и правильно без помощи специалиста.

  1. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет

заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены.

  1. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых

говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

  1. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым научиться говорить правильно, четко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой.

Сначала познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2 – 3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки к теме «Гимнастика для развития речи» и рисунки к ним не менее 5 – 6 раз. Карточки помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой книги.

Рекомендации к проведению упражнений.

- Сначала упражнение нужно выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того, как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: «Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? ».

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

- Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

- К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергивания.

- В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка без изменений некоторое время.

- Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, откланяется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобиться помощь врача – логопеда и специальный массаж.

Правильное произношение звуков на ряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

При подготовке использовала электронный ресурс http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«Дидактические игры в развитии речи детей»

                                                                                                              Подготовила: воспитатель

Зюзева Ксения Витальевна

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Дидактические игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. Значительную роль играют дидактические игры и в развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию,- главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить во¬просы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной аналогической речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественном слову, подготовка к обучению грамоте.

Программа воспитания в детском саду ставит задачи: расширять представления детей об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по этим признакам, объединять предметы по группе признаков, развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями. Совершенствовать звуковую культуру речи детей: добиваться чистого произношения слов и звуков, правильной постановки ударений, отвечать краткими и развернутыми предложениями. Обучать простым формам монологической речи.

Фундамент развития речи закладывается в первые годы жизни ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем ответственнее и сложнее задачи развития его речи.

Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.

Окружающая ребенка действительность – предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.

Знакомя детей с окружающим, организуя и направляя познавательную деятельность детей, воспитатель помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир.

Знакомство с окружающим – одно из средств формирования у детей устной речи. Развитая речь дает ребенку возможность лучше овладеть знаниями, формирует ум. волю, чувства.

Е И. Тихеева рассматривает развитие речи детей в тесной связи с их деятельностью. Она пишет: «С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, и запечатлеваются в мозгу. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол».

Известно, что знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, дети путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне. Например:  чашка – стакан – кружка; платье – сарафан; портфель – ранец и т. п. Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их, определять назначения помогают дидактические игра.

А как трудно научить ребенка описывать предмет, учитывая всю совокупность признаков как сложно ему осваивать последовательность описания, избегать повторов. Именно эти трудности и помогают преодолеть дидактические игры типа: «У кого какой предмет?», направленная на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по названию, но внешне различных объектов (две чашки, две пуговицы и т. п.), способствующая активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму предметов.

В игре «Ателье» дети, опираясь на опыт, полученный в игре «У кого какой предмет?», упражняются в умении интересно и подробно описывать предметы одежды, характеризуя ткань (шелковая, шерстяная, фланель, ситец) с точки зрения фактуры (толстая, прозрачная, шероховатая), расцветки (клетчатая, в полоску, в рубчик, цветами, однотонная).

Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. Уже в дидактической игре

«У кого какой предмет?» дети обучаются способам сравнения двух объектов, а в игре «Ателье» упражняются в классификации одежды. Умения группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игровых упражнений «Каждую птицу на свое место» и «Отвечай быстро». Параллельно закрепляется труднейший программный материал: по ознакомлению с образом жизни, особенностями животных и птиц; дошкольники учатся осознанно использовать обобщающие слова типа: звери, насекомые; дикие, домашние, морские животные, хищные, водоплавающие, болотные птицы.

Умение сравнивать, классифицировать, обобщать проявляется в логической четкости, доказательности речи. Так, одна из целей упражнения «Каждую птицу на свое место» - обучение детей использованию сложноподчиненных предложений

Для будущих школьников очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картины и т. п. Для развития такого умения хороша игра «Угадай по описанию», вооружающая детей способами распознающего наблюдения. Вниманию ребенка предлагаются пять изображений, например, пять снеговиков (пять бабочек, пять петрушек, пять матрешек и т. п.). Каждый снеговик имеет одинаковые и разные признаки с остальными четырьмя. Педагог дает описание по одной из картинок, а дети должны отгадать, о котором из снеговиков он рассказывает.

Перед рисованием и аппликацией «Цветных страничек» целесообразно провести игру «Цветное лото» и упражнение «Оденем кукол». Дети с большим интересом и разнообразнее (в плане цветового решения) изображают жар-птицу, если перед этим их учили различать холодные и теплые цвета (игры «Составь букет» и «У кого будет больше?»).

В понятие «звуковая культура речи» входят не только правильное звукопроизношение, но и культура речи произнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, фраз хороший темп речи, ее громкость), а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи - необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте. Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове (игра «Определи первый звук»), затем — первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) игровое упражнение («Найди место звука в слове» и игра «Украсим елку». Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: с – ш, р – л (игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»).

В игровом упражнении «Найди пару» дети, передвигая двойную стрелку по диску, учатся подбирать слова, близкие по звучанию: миска - мишка, усы - осы, ком – сом и т. п. С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в названии облюбованного растения.

Оригинальна игра «Включи телевизор», по условиям которой ребенок составляет слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях предметов, предъявленных педагогом: кошка — ослик — мак — (ком) и др.

Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому темпу умственной деятельности.

При подготовке использовала электронный ресурс - https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-na-temu-didakticheskie-igri-v-razvitii-rechi-detey



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«Речевые игры по дороге в детский сад»

Подготовила: воспитатель

Зюзева Ксения Витальевна

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до детского сада или возвращаетесь  домой.  Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.  Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.

Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря)
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т.д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка)

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)

Синий лед похож на… 

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

Блестящая на солнце паутина похожа на… 

День похож на…

Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.  

Игра «Говорим и думаем» (закрепление многозначности слова)

Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении слова, которые звучат одинаково.

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок с черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмакова)

Вспомните, применительно к каким предметам используют слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок…

Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.) Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

Мама, сын (дочь) – что делают?

Летит, клюет – кто?

Дерево, цветы – что делают?

Сидит, стоит – кто?

Кошка, собака – что делают?

Льется, журчит – что? Шумит, дует – что?

Дождь, снег – что делают?

Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...

Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)

листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида).

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

Игра « Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).

Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении)

Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. -Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) - Пол бежит по кошке. - Наташа жила у ежика. - Снежная баба лепит Ваню. - Катя ужалила осу. И т. д

«Отгадай предмет по названию его частей» Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

 «Отгадай, что это» Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху….

«Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». -  шкаф, кастрюля, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….

Игра «Один – много» (образование множественного числа существительных): сорока – сороки, берёза- берёзы, машина -машины

Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):синица – синичка, кошка-кошечка…..

Игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их» ( рассмотреть листья деревьев и засушить их для гербария).

Игра «Пересчет деревьев» (согласование существительных и числительных): один тополь, два тополя, три тополя, четыре тополя, пять тополей; одна береза, две березы, три березы, четыре березы, пять берез…..

Игра «Какой? Какая?» Подобрать как можно больше признаков к     предмету (согласование прилагательных с существительными): лиса (какая?)… , белка (какая?)…, заяц (какой?)….

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.                                                 

При подготовке использовала электронный ресурс http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/08/konsultatsiya-na-temu-rechevye-igry-po-doroge


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...