Влияние недостатков речи на школьное обучение
консультация

Кобер Юлия Владимировна

Нарушения речи затрудняют у школьников обучение русскому языку. При этом ребёнок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок. Нарушения чтения и письма так же приводят к неуспеваемости ребёнка по математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_nedostatkov_rechi_na_shkolnoe_obuchenie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние недостатков речи на школьное обучение

У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков.  Его нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьёзные негативные последствия для развития ребёнка в целом.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребёнок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок. В специальных исследованиях, проведённых в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Школьники с недостатками произношения  в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью.

Наряду с отставанием в усвоении письма дети с речевой патологией не овладевают в полном объёме и навыками чтения (дислексия). Чтобы контролировать своё письмо, ребёнок должен читать написанное, и. наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.  Все вышеперечисленные трудности приводят к тому, что данная категория детей становится хронически неуспевающей. Уже в первом классе на этом фоне у ребёнка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

Нарушения чтения и письма приводит к неуспеваемости ребёнка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения. А математические символы  - это, в сущности, разновидности букв.

     Когда у ребёнка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребёнком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребёнок внутренне не готов. В результате – в первом классе, а, может быть, и в последующих, ему будет психологически трудно учиться..

Ребёнка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создаёт дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.

Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, профессор Р. Е. Левина доказала необходимость раннего исправления речевых дефектов до поступления детей в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....

Влияние психолого-педагогической компетентности родителей на уровень подготовки детей к школьному обучению.

Первый школьный звонок… Как много ожиданий, надежд, волнений связы¬вают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождени...

Консультация в родительский уголок (для педагогов и родителей) "ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ"

Недоразвитие фонематического слуха в дошкольном возрасте проявляется в нарушенном звукопроизношении, а в школьном периодеэто будет проявлятся ошибками на письме....

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Влияние недостатков речи на проявление девиантного поведения

Среди детей, имеющих нарушения в речевом развитии, встречаются воспитанники с девиантным поведением. Поэтому коррекция речевой патологии является одним из методов профилактики девиантного по...

Статья " Влияние речевых нарушений на школьное обучение"

Рекомендации для родителей, игры, упражнения...