Кризис 7 лет. Что нужно знать.
статья

Алексеева Инесса Ильинична

Что такое кризис 7 лет, каковы его причины и способы преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис – неотъемлемая часть роста и развития личности ребенка, это своеобразный переходный период между возрастными этапами, естественный процесс преобразования психики. Изменения в поведении ребенка во время кризиса неизбежны - самые спокойные дети могут стать нервными, раздражительными и даже агрессивными, на привычные слова и фразы реагировать эмоционально, пытаться доказать свою правоту. Это связано с тем, что кризисные моменты очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Их проявления могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, но также могут протекать и в достаточно мягкой форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них.

Детские психологи отмечают кризис семи лет как один из самых бурных кризисов за всю жизнь человека.  Часто от воспитанников подготовительной группы детского сада мы слышим фразы «Скоро я вообще перестану в садик ходить, я большая», «Я не хочу ходить в садик, как малыш», «Эх, когда же я в школу уже пойду» и подобные. Именно в этот период у детей начинает формироваться своя социальная позиция, и от того, как ребенок переживет и к какому итогу приведет данный этап, будет зависеть его адаптация к жизни в социальной среде. В 7 лет социальная обстановка вокруг ребенка меняется появлением нового социального института в его жизни – школы, что, конечно же, будет вынуждать его перестраивать свое поведение. Ребенок сталкивается с учебными нагрузками, не знает, как общаться с новыми взрослыми, он понимает, что ему приходится выполнять новые обязанности, но пока еще не знает, как ему поступать в той или иной ситуации. При этом он постоянно контактирует со сверстниками, которые тоже пытаются справиться с кризисом 7 лет. Переходный период, конечно же, непосредственно влияет на поведение ребенка, и позволяет проследить следующие общие модели поведения детей:

*Манерность, наигранность поведения. Ребенок под воздействием новых условий теряет детскую непосредственность, которую заменяют попытки подражания взрослым, кривляния, передразнивание и прочие демонстративные проявления. Такие формы поведения как бы помогают ребенку испытать различные приемы, которые они могли бы применять сознательно, вызывая у себя ту или иную реакцию. Кроме того, наигранность служит способом привлечения внимания взрослых, в котором дети в кризисный период нуждаются особенно остро.

*Неусидчивость, рассеянность, «вертлявость». В 7 лет на смену ведущей деятельности ребенка – игровой, приходит новая – учебная. Не смотря на гибкость мозговой деятельности детей, им крайне сложно резко перестроить вид работы, поэтому дети продолжают переключаться со своих заданий на игры как бы «по инерции», по привычной для них модели. Кроме того, некоторые дети из-за стресса, бесконечного потока новой информации и новых условий становятся очень утомляемыми. Так же на детей продолжает оказывать внимание множество факторов — микроклимат в семье, темп физического развития, степень готовности ребенка к школе и уровень учебной мотивации.

*Вредность, алогичные действия. Большинство взрослых сталкиваются с появлением у детей действий, не поддающихся логике, странных поступков – осознанный вандализм, беспочвенный отказ от всего, предлагаемого взрослым. Это своеобразный «кризис идеалов» - ребенок начинает противоречить самому себе в суждениях, которым был верен на протяжении долгого времени, ломает вещи, которые были ему некогда очень дороги. С удовольствием повторяет плохие слова и грубые фразы, потому что это запрещают взрослые, относится с особой жестокостью к другим детям, применяя даже физическую силу.

*Эмоциональные изменения. Чаще всего можно выделить два противоположных состояния: повышенная агрессивность, либо замкнутость и застенчивость, и оба они связаны с внутренним конфликтом ребенка с самим собой, в поиске своего места среди сверстников. Дети сравнивают себя с товарищами и могут давать себе заниженную либо завышенную оценку.

Как помочь ребенку? 

Что же делать родителям ребенка в кризисный период? Прежде всего нужно понять и принять, что ни в коем случае не нужно пытаться предотвратить кризис, просто потому что это невозможно – да и зачем вмешиваться в закономерный процесс преобразования психики ребенка? Первое, чем родители могут помочь ребенку – это постараться смягчить остроту  процесса и сократить его длительность. Для этого психологи рекомендуют придерживаться следующих правил:

-   Следует понимать, что кризис 7 лет -  временный этап в жизни ребенка и он, как и любой другой возрастной кризис, пройдет, все со временем придет в норму. Родителям необходимо стараться давать больше свободы. Это нужно для того, чтобы ребенок разобрался в своем внутреннем «Я». Необходимо знать меру между жесткими ограничениями (чем злоупотребляют родители) и контролем и направлением ребенка в правильную сторону.

- Переход от игровой деятельности к учебной должен проходить плавно – ни в коем случае нельзя отбирать у ребенка игровое время, лишать его возможности посидеть с любимой игрушкой.  Например, ребенок может поиграть, расслабиться, но при этом повторять заданные на дом слова, материал. Родителям тоже нужно быть вовлеченными в образовательный процесс. Например, мама может делать домашние задания вместе с ребенком.

-Нельзя запрещать ребенку пробовать что-то новое, проявлять инициативу. Ведь именно в этом возрасте появляется потребность создавать что-то новое. Нельзя критиковать малыша. В возрасте 6-7 лет у детей обостряется реакция на критику. Например, ребенок может принести нарисованный им рисунок родителям, чтобы те его оценили, похвалили, что нужно делать обязательно – ведь именно в этот период формируется самооценка ребенка.

- Необходимо соблюдать режим дня. за 4-6 месяцев до начала учебы нужно выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.

- Следует предоставлять ребенку возможность ошибаться. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку)

При благоприятном течении и исходе переходного периода, ребенку предоставляется возможность овладеть новыми интеллектуальными и эмоциональными навыками, которые будут помогать ребенку в процессе обучения в школе. К ним можно отнести следующие составляющие:

Психологическая готовность к обучению. Ребенок обретает собственную внутреннюю позицию школьника. Его привлекает предварительное приготовление к учебному процессу: приобретение и получение учебников, покупка понравившихся канцтоваров, ранца. Положительные эмоции от данных «приготовлений» позволяют ребенку позитивно отнестись к  самой учебной деятельности. После выхода из кризиса, ребенок начинает понимать правила и обязанности, которые он теперь обязан выполнять и ответственно подходит к этому, он становится сосредоточен на получении новых знаний.

Расширение спектра эмоций. Теперь ребенок учится давать оценку переживаниям и называть своими именами эмоции, которые он испытывает. о умеет провести аналогию и сделать вывод между смыслом ситуации и собственными ощущениями от пребывания в ней. Рождение социального «Я». Ребенку прививают мысль, что школа=взросление. Получая свою роль в социуме, он горд и счастлив.

Формирование хобби, предрасположенности к конкретной деятельности. Школьники начинают выделять для себя занятия, которыми они занимаются с особым удовольствием – решение примеров, чтение литературы, решение логических задач либо выполнение конкретной цели в творчестве – конструирование по шаблону, перерисовывание и другие. Вместе с тем наступает и время получения первых комплексов. Родителям очень важно удержаться от негативных оценок, которые могут понизить самооценку ребенка – ведь им так важна похвала со стороны родителей.

Всегда помните – что Вы – самый важный и главный помощник в жизни ребенка. Любой диалог оставляет между вами контакт, что является более значимым, чем формальное сохранение позиций. Кризисов и тяжелых моментов впереди еще много и важна подсознательная уверенность ребенка в родительской поддержке. Дайте ребенку возможность знать, что он всегда может посоветоваться с родителями в спорных вопросах и получить защиту или дельный совет в случаях, когда невозможно справиться самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

конспект организованной образовательной деятельности на тему "Правила нужно знать, правила нужно соблюдать"

Показать детям в игровой форме основные правила безопасности на улице. Формировать навык внимательного и осознанного поведения на улице. Закрепить знания детей о местах опасных для детских игр, о прав...

Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...

Кризисы развития. Что нужно знать родителю

В материале рассказывается о том, что собой представляют возрастные кризисы, их течении и способах сопровождения ребенка  в семье в период возрастного кризиса...

Консультация для родителей дошкольников «Что нужно знать и что нужно рассказать своим детям»

Из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к ...