Советы родителям по нравственному воспитанию детей
консультация

Панфилова Татьяна Александровна

В статье раскрыты задачи в формировании у детей нравственного поведения, а также рассказано как воспитать  наиболее важные нравственные качества, которые мы хотим видеть в детях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_po_nravstvennomu_vospitaniyu_detey.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям по нравственному воспитанию детей

        «Нравственное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить» А.С. Макаренко.

     Перед родителями стоят следующие задачи в формировании у детей нравственного поведения:

    с первых дней жизни ребёнка воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие ему нормально расти и развиваться и организующие его поведение;

    формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в детском саду, на улице, и общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;

     учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами;

     воспитывать коллективистические навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающееся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства;

     воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить с четкой дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции;

     воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, готовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать её, уметь договариваться с детьми, соблюдать общий замысел, действовать соответственно правилам и т.д.);

     вырабатывать у ребёнка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни;

     формировать у ребёнка разумные потребности и воспитывать чувство долга.

     Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых, и потому говорят: «Всё придёт с возрастом, а пока что с него спросишь. Ребёнок!». Тем временем ребёнок растёт, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия, например: не подозревает о том, что, встретившись в дверях со взрослыми, надо посторониться, уступить место; в вагоне, пробираясь к выходу, расталкивать локтями людей неприлично; с бутербродом или с мороженым заходить в общественные мета, где много народу, нельзя – можно посторонним нечаянно испачкать платье; привлекать внимание окружающих громкими разговорами – признак невоспитанности, и ещё многого ребёнок не знает…

     В детский сад пришёл новичок. На его лице выражение любопытства, ожидания. И его новый костюм, и начищенные до блеска ботинки, и белоснежный платочек, выглядывающий из кармашка – всё говорит о том, что для него это торжественное событие.

     - А я сразу – в старшую группу! – громко объявляет мальчик, перебивая разговор воспитателя с матерью. Подражая взрослым, он суёт свою ладонь в руку воспитателя:

     - Здравствуйте! Вы воспитательница? А правда, что в детском саду есть рыбки? А правда, что днём надо спать?

     Вопросы следуют без конца, и когда все они, наконец исчерпаны, мальчик беззастенчиво рассматривает воспитательницу, пытаясь потрогать пуговицы на её костюме, с откровенным любопытством вслушивается в разговор взрослых и время от времени вставляет реплики.

     Уже первая короткая встреча позволяет составить впечатление о ребёнке, как о воспитанном или невоспитанном. Оно складывается пока по некоторым внешним приметам: по тому, как он держит себя, вступает в разговор со взрослыми; подтянут или неряшлив, сдержан или развязен… Поведение новичка заставляет размышлять, не упущено ли что-то в его воспитании?

    Действительно, как бы ни был ребёнок развит, смышлён и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребёнок производит неприятное впечатление. О нём говорят: невоспитан.

     Вот почему, заботясь о гармоническом развитии ребёнка, необходимо иметь в виду не только его физическое и нравственное здоровье, эстетическое и интеллектуальное развитие. Этого мало. Надо учить его и внешним формам выражения воспитанности.

    Если ребёнка своевременно не учат, как вести себя, то он невольно может поступать, как не надо.

    Женщина нечаянно  рассыпала апельсины. Неподалёку шестилетний мальчик наблюдает, как взрослые люди, согнувшись, собирают раскатившиеся в разные стороны апельсины.

    - Вот ещё два возле ящика, - подсказывает он другим, сам оставаясь на месте.

     - А ты что же не помогаешь нам? – дружелюбно обратилась к нему одна из женщин.  - А я что ли их рассыпал?!

     По этому ответу, выражающему удивление, не трудно догадаться, что он так поступает не потому, что ему тяжело нагнуться, а потому, что не знает, как в подобной ситуации следует себя вести.

     Как часто приходится краснеть за поведение детей повзрослевших, но так и не научившихся вести себя, как требуют того обстоятельства. Причина? Не знают элементарных законов общества, не умеют отличить непринуждённость от развязности, незнакомы с существующим этикетом. У некоторой части молодёжи сложилось неправильное представление: красивые манеры, любые проявления воспитанности – уступить место, пропустить вперёд себя в дверях человека старшего по возрасту, извиниться за допущенную оплошность и прочее – «пережиток». Считается, что главное достоинство человека в его внутреннем содержании. Можно ли представить себе воспитанным того, кто хотя образован и начитан, но в общении с людьми развязен и груб, игнорирует правила приличия? Такой человек производит впечатление нравственно неполноценного.

     Важно учить ребёнка вести себя сдержано, соблюдая общепринятые нормы поведения.

     Многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность ребёнка. Недаром говорят: дети – зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребёнок начинает перенимать тогда, когда он ещё не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учить ребёнка их пример?

     Пятилетний Антон, встречаясь с соседями по подъезду приветливо улыбается им и чётко произносит: «Здравствуйте». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. Он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа:

     - Сказать «здравствуйте» - значит пожелать здоровья. Это хорошее пожелание, значит, и произносить его надо доброжелательно, вежливо.

     Встретившись возле лифта со взрослыми, Антоша старается пропустить их вперёд себя. Так он поступает тоже по примеру папы.

     Но, к сожалению, дети, видят и другие примеры.

     Пожилая женщина с мальчиком лет шести вошла в вагон метро. Пассажиры, потеснившись, освободили место и… мальчуган тут же сел. Его бабушка, поставив сумку внуку на колени, встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто-то сказал, обращаясь к мальчику:

     - Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала.

     - Ты уже большой, - добавил другой.

     - Ничего, я постаю, - сказала пожилая женщина. – Какой же он большой? Это он такой рослый, а учиться только осенью пойдёт.

     - Конечно, большой, должен уметь уступать место в транспорте. И не только своей бабушке… В вагоне народу немного, и мальчик может постоять.

     Бабушка недовольно поджимает губы. Обращаясь к внуку, который уже намеревался было встать, говорит:    - Сиди, сиди, всем не науступаешься!

     Поглаживает его по спине, затем бросает в пространство:

     - Ишь, сколько учителей нашлось! Своих бы лучше воспитывали!

     Формирование поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания ребёнка в целом.

     Между внутренней культурой и внешними формами её проявления существует тесная связь. Если от детей требуют внешне приличных форм поведения, то этим непременно влияют и на их внутренний мир. 

     Нельзя научить ребёнка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей.

     В раннем детстве ребёнок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два – три года малыш способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.

     В три – четыре года ребёнку доступны некоторые несложные формы организованного поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Дети этого возраста могут дружно играть со сверстником, способны поделиться игрушкой, проявить заботу.

     Пятилетние дети могут оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: «Я вёл себя хорошо»; «Своим поступком я огорчил бабушку». Он испытывает стыд за то, что плохо себя вёл, за то, что обидел товарища или подвёл маму, не выполнив своего обещания, и т.д. Пятилетние дети тянутся к совместной деятельности со сверстниками, участвуют в общем замысле игры и подчиняются её правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, способность оказать помощь.

     Взрослые не должны допускать проявления ребёнком таких качеств, как назойливость, развязность, бесцеремонность, дерзость, жадность, потребительство, леность, лживость, эгоизм, тщеславие, тормозящих его нравственное развитие.

     К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется ещё более высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что недозволенно, использовать ситуации, когда ребёнок может дать оценку собственным действиям. Полезно, чтобы взрослые побуждали ребёнка оценивать тот или иной его поступок: «Кому ты помогал сегодня в детском саду»; «Как ты думаешь поступить в этом случае? Почему?»; «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?»; «Что сказал бы папа о твоём поступке». Старший дошкольник способен руководствоваться в своих действиях такими мотивами, как: «Мама будет недовольна. Значит это нельзя»; «Не могу, папа не разрешит»; «Хотелось бы, но за это не похвалят».

     В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя»,  «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребёнок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. Это важно потому, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни.

     Какими нравственными установками он будет при этом руководствоваться, зависит от его воспитанности.

     В этот период у детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, общительность, т.е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем. Поэтому особое внимание уделяется развитию навыков общественного поведения, умению считаться с мнением окружающих, при необходимости уметь отстаивать свои взгляды без ссор и конфликтов.

     К шести годам у детей расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются и задачи нравственного воспитании. У детей воспитывают чувство любви к Родине, к родной природе.

     Большое значение имеет воспитание у детей трудолюбия, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребёнок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах.

     Воспитание маленького ребёнка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками. Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляет наибольшую сложность для педагога и родителей в формировании у ребёнка нравственных основ поведения.

     Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и в добрых человеческих проявлениях.

     Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

     В е ж л и в о с т ь…  Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать её одним из признаков воспитанности и не случайно стало крылатым изречение «Ничего не стоит так дёшево и не цениться так дорого, как вежливость». Без неё невозможно представить взаимоотношения людей.

     Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестаёт быть признаком нравственного поведения. Нельзя считать ребёнка вежливым только потому, что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола или подаёт стул вошедшему взрослому, а обращаясь к нему произносит обязательно «пожалуйста». В любых ли условиях так поступают дети? Или только в знакомых и заученных ситуациях? Как ведут себя с родителями? В неожиданных для них случаях?

     Попробуйте уронить какой-либо предмет – носовой платок, записную книжку, карандаш – и посмотрите, как прореагирует ваш ребёнок, поднимет и подаст вам или «не заметит». Как это сделает – с готовностью или лишь отметит вслух: «Уронила…»? А может, поднимет и будет ждать похвалы?

     К обычным проявлениям вежливости детьми (умению здороваться, прощаться, благодарить) не следует подходить формально. Благодарить можно по разному: угрюмо, сухо, по обязанности, небрежно, а можно тепло, приветливо, с чувством признательности. Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребёнка хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребёнком по велению сердца.

     Д е л и к а т н о с т ь – сестра вежливости… Человек, наделённый этим свойством, никогда не доставит неудобство окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Он не станет навязывать человеку своё общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство. В его присутствии каждый чувствует себя естественно, просто, непринуждённо.

     Зачатки деликатности уходят глубоко в детство. Иногда родители задерживают всходы этого драгоценного свойства характера недостаточной требовательностью к детям, снисходительно относятся к тому, что ребёнок шумно ведёт себя в общественных местах: бегает в поликлинике, заглядывает в кабинет врача, декламирует стихи в вагоне трамвая.

     Иногда родители дают неправильные оценки проявлению детской непосредственности.

     - Почему вы пришли к нам в гости? Мы уходим гулять! – говорит четырёхлетний ребёнок соседке, зашедшей справиться о здоровье его бабушки. Мама с умилением смотрит на дочь и вздыхает: «Ох уж эта детская непосредственность…». Вызывает у неё улыбку и такой диалог дочери с бабушкой.

      - Почему ты не благодаришь за праздничный подарок?

      - Подумаешь, яблоки у меня есть! За что же благодарить?

     Когда так говорит ребёнок в два – три года, то это можно отнести к детской непосредственности, но в этих случаях детей следует поправлять, останавливать. Если такое он произносит в четыре и в пять лет, то это очевидное упущение, когда детская непосредственность переросла в бестактность.

     Иногда взрослые терпимо относятся к проявлениям детской бесцеремонности, навязчивости. Как, например, можно расценить такие проявления?

     …С нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующих, показывает пальцем на прохожего.

     …Кто бы не пришёл в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что принесли ему, тянет гостя в комнату, старается всецело завладеть его вниманием: «Поиграйте со мной!»; «Послушайте, какое стихотворение я знаю».

     В подобных случаях родители должны тактично объяснить ребёнку, как надо вести себя, сказать, что ласка к посторонним не уместна: «Так можно вести себя с мамой, папой, бабушкой, а с посторонними лучше быть приветливым, вежливым, гостеприимным». Попутно объяснить, что значит быть гостеприимным: всех взрослых и детей, приходящих в гости, встречать приветливо, с улыбкой, вежливо предложить сесть или пригласить посмотреть книги, альбомы. При этом родители напоминают, что надо быть сдержанным: не проявлять любопытство, задавая гостю вопросы: кто он? Откуда пришёл? Зачем пришёл? Когда уйдёт? Не навязывать разговора, если гость не расположен его поддерживать, не заставлять заниматься и играть с собою, не требовать к себе особого внимания и т.д.

     Ч у т к о с т ь… Это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом»), развивать умение сочувствовать («Мама устала, не шуми, играй тихо»).

     Ч у в с т в о  т а к т а… Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие других.

     Ребёнку при целенаправленном воспитании должно быть свойственно элементарное чувство такта. Оно проявляется в том, чтобы не настаивать на немедленном выполнении своего желания, если взрослый отказывает, в умении подождать, уступить, не перебивать разговор взрослых, считаться с настроением и возможностями близких людей, не выражать бурно своё любопытство, когда это касается незнакомого человека, не произносить вслух о нём своё мнение и т.п. Ребёнок должен уметь вести себя этично по отношению к окружающим людям, не оскорбляя их человеческое достоинство.

     Дети не всегда могут вести себя тактично в силу несформированности нравственных понятий, большой импульсивности, неумения применять знакомые правила в неожиданных ситуациях.

     Пятилетняя Катя показывает на хромого человека и, пытаясь повторить его походку, громко говорит: «Мама, погляди на меня, и я так могу!». В подобных случаях ребёнку объясняют, что так вести себя не полагается, что это обижает человека: «Над физическим недостатком никогда не смеются, человек и сам страдает от этого. Он нуждается в сочувствии и помощи».

     Лена, возвратившись из детского сада и увидев, что папа ужинает, отодвинула от него тарелку и положила перед ним книгу: «Почитай!». Когда отец сказал, что он это сделает несколько позже, дочь, надувшись, отошла в сторону: «Не буду водиться с тобой!».

     В этом случае следует сказать: «Папа пришёл с работы, он устал, должен отдохнуть и поесть. А ты мешаешь ему… Тот, кто любит своего папу, так не поступает».

     Такт, как нравственную основу отношений с людьми следует формировать как можно раньше. Педагоги советуют родителям, чтобы они сохраняли некоторую дистанцию. А.С.Макаренко говорил, что между взрослым и ребёнком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Нельзя, чтобы ребёнок допускал панибратство в отношениях с родителями, иначе признаки воспитателя и воспитуемого стираются, ребёнку трудно определить границы дозволенного.

     П р е д у п р е д и т е л ь н о с т ь… Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

     Вы идёте с сыном и несёте покупки. Догадается ли он предложить вам свою помощь?

     Малыш ушибся и, всхлипывая, трёт колено. Мимо проходит ребёнок постарше. Проявит ли он стремление утешить малыша?

     Если в подобных случаях дети не догадываются, что от них требуется, значит, их надо учить проявлять предупредительность.

     Старшие дошкольники уже способны понять, что значит быть предупредительными, уметь предложить помощь, не дожидаясь, когда к нему обратятся с просьбой. Необходимо подсказывать ребёнку в тех случаях, когда он может проявить предупредительность: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустив вперёд себя старшего или маленького.

     С к р о м н о с т ь… Это нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивать своё «я», ведёт себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

     Скромность нужно воспитывать у ребёнка с малых лет. Человек, не наученный сдержанности, скромному поведению в детстве, позднее приобретает эти качества с трудом.

     Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобствами окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может; учить детей не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой, не торопиться с ответом на занятии. Детей, не обладающих скромностью, хвалить реже («Не только ты умеешь, но и другие тоже»), воспитывать в них умение подчиняться общепринятым правилам.

     Родители захваливают своего ребёнка: и развитый не по годам, и остроумный, и рисует лучше, чем другие, и стихов много знает, и ростом выше сверстников. Стараются сделать его лидером в детских затеях, наставляя: «Не уступай другим, пусть тебе уступают»; «Не будь разиней». Побуждают на людях декламировать или петь, заранее отрекомендовав своего ребёнка в его присутствии как необыкновенно талантливого. Так, из отдельных поступков складываются черты характера: преувеличенное самомнение, чувство исключительности, стремление ставить своё «я» на первый план.

     Случается, родители допускают ошибку в оценке детского поведения, стремятся, чтобы их ребёнок вёл себя естественно, непринуждённо, но при этом не всегда могут определить границы, где кончается непринуждённость и начинается развязность. Если отождествляются понятия «вести себя непринуждённо» и «вести себя развязно», то может случиться, что в замен умения держаться непринуждённо, у ребёнка закрепляется развязность. Родители не учли один нюанс: непринуждённость предполагает ещё и сдержанность, скромность.

     Одна заботливая мать, стараясь, чтобы ребёнок вёл себя раскованно, наставляла его: «Не обращай не на кого внимания, веди себя так, будто на тебя никто не смотрит». Позже, когда сын стал первоклассником, она жаловалась: «Совсем не считается с нами, делает то, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом от стыда готовы были сквозь землю провалиться. Сделали ему замечание, а он в ответ: «Что особенного я сказал? Подумаешь!»».

     Родителям нужно понять, что поведение ребёнка – результат воспитания. Если детей своевременно не приучали вести себя скромно, то к моменту перехода в школу они становятся шумными, развязными, не умеющими подчиняться правилам поведения. Такие дети не испытывают неловкости, когда взрослый делает им замечание.

     О б щ и т е л ь н о с т ь… В её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия выработки у детей культуры взаимоотношений. Ребёнок, испытывающий радость от общения со сверстниками с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребёнок быстрее находит место в коллективе.

     Д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т ь… Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребёнка качества: способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность.        

     Р а з в и т и е  л и ч н о с т н ы х  к а ч е с т в… Многие родители пытаются воспитать ребенка по своему образу и прилагают максимум усилий, чтобы дети были похожи на них. Но никто не задумывается о том, что необходимо просто рассказывать о положительных человеческих качествах, приводить примеры, на которые ребенок будет равняться, чтобы вырасти настоящим человеком. Нравственное воспитание детей – это очень важный момент, который родители не имеют права упускать из виду.

     Если стараться воспитывать в ребенке только лучшие черты характера, то даже если он и не будет полностью соответствовать вашим пожеланиям и представлениям, он вырастет замечательным, достойным человеком.

     Если родители стараются перевоспитать ребенка, насильно склоняют его к чему-либо, не считаются с детскими пожеланиями и мечтами и не учитывают детские способности, то в таком случае, скорее всего, ребенок вырастет агрессивным, неудовлетворенным и невостребованным в жизни. Маленький человек волен выбирать то, что ему по душе, а родители должны лишь немного направлять его, объяснять возможные нюансы. Необходимо помочь ребенку настроиться на ту стезю, о которой он мечтает, показать ему хорошие жизненные примеры.

     Лучше всего, если свои предпочтения и пожелания вы представите ребенку в игровой форме. Философские рассуждения о смысле жизни и вечных ценностях вряд ли будут интересны детям. Очень важно показывать свои ощущения, чтобы ребенок видел, что вы получаете удовлетворение от своей деятельности.

     Л и ч н ы й  п р и м е р… Большое значение имеет личный пример.     Родители должны помнить, что дети впитывают и копируют ваше поведение, а не ваши слова. К словам они лишь прислушиваются и часто пропускают мимо ушей. А если вы свои слова воплощаете в жизнь, то это является действительно прекрасным примером.

     Дети обычно следят за действиями взрослых, анализируют их и делают для себя определенные выводы. Если ребенок понимает, что вы себя прекрасно чувствуете в той роли, которую выполняете, то он постарается вникнуть в ваши принципы и следовать им.

     Если дети видят, что взрослые обманывают, то также стану говорить неправду, выдумывать и врать. Если вы будете использовать в своей речи грубые слова, то маленький ребенок посчитает это правильным и в следующий раз может повести себя грубо и пошло. Если родители ведут себя спокойно и нравственно, то и ребенок будет копировать их поведение и относиться также к ним. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста очень трудная задача и справиться с ней могут только целеустремленные и любящие родители.

     У м е н и е  д е л и т ь с я… - отдавать – очень ценное качество, которое характеризует человека с наилучшей стороны. Это признак духовности, секрет благополучия. Поэтому чаще показывайте ребенку, как вам нравится преподносить подарки ближним, говорите, что вы испытывает радость, когда делитесь чем-либо. Не обязательно отдавать материальные предметы, можно поделиться хорошим настроением, улыбкой, всем тем, что принесет радость другому человеку.

     С в о б о д а  в ы б о р а  д л я  д е т е й… Дети должны понимать, что любой выбор сказывается на последующих событиях, приводит к результату, положительному или отрицательному. Только от самого человека зависит, какое он примет решение или какой сделает выбор. Нельзя навязывать детям собственные решения, потому что таким образом можно вызвать лишь протест в ответ.

Не следует пугать детей тем, что в случае неправильного решения он будет наказан Богом. Бога не надо бояться, его надо почитать и любить. Духовно-нравственное воспитание детей должно заключаться в воспитании чувства любви и благодарности к ближнему.

     Главное, что должны запомнить родители – не навязывать свои принципы, а направлять и помогать. Мы должны помнить, что каждый ребенок, прежде всего, – личность, со своими интересами, целями, достоинствами и недостатками.

     У с п е ш н о с т ь  в  г л а з а х  р е б е н к а… Не менее важным является понятие успешности. Ребенку обязательно надо объяснить, что это понятие не столько материальное, сколько духовное. Наличие материальных благ не является залогом успеха. Успех приходит к тем, кто исповедует доброту, сочувствие, кто может помочь близкому человеку словом и делом, к тому, кто ощущает уверенность в собственных действиях и смело достигает поставленных целей.

     З а б о т а  о б  о к р у ж а ю щ и х… Ребенок должен уметь заботиться об окружающих. Чувство любви, доброты говорит о нормальном психическом состоянии человека. Такой человек не сделает зла, не обманет, не предаст в трудную минуту. Если дети видят, что родители проявляют любовь к ним, к друзьям, к Богу, то они сами начнут почитать и любить ближних.

     Родители должны привести достойный пример, которому смогут следовать их дети. Даже игрушки необходимо подбирать добрые, умные, которые представляют собой нравственных героев с нормальной психикой.

     С т р о г о с т ь  и  в о с п и т а н и е… Строгая дисциплина не является залогом хорошего воспитания. Однако, впадать в крайность и давать детям полную свободу действий тоже неправильно. Важно приучать к порядку, но не нагружать им.

     Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. Именно на это должны быть направлены все ваши усилия. Когда ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как вы его воспитали, исповедовать те ценности, которые вы в него вложили. Помните об этом постоянно и тогда вы сможете гордиться своими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по нравственному воспитанию детей

Нравственные законы существования семьи....

Советы родителям по нравственному воспитанию.

«Все начинается с детства»…. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве. Эффекти...

Советы для родителей по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Материа для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста.  Статья затрагивает условия формирования осознанного послушания, правильного, уважительног...

Советы родителям по нравственному воспитанию детей

Предлагаем Вам нравственные законы существования семьи. К ним относятся следующие законы, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи....

Деловая игра с родителями "Роль родителей в нравственном воспитании детей" + памятки "Основы нравственных отношений в семье"

Нравственное воспитание - процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих ее моральный облик. Ребенок с первых дней связан с окружающими его людьми. Он пытает...

Советы родителям по нравственному воспитанию детей

laquo;Нравственное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить» А.С. М...