Приложение №7. Консультация для родителей "Кто такой учитель-дефектолог?"
консультация

Епихова Ольга Вячеславовна

Консультация для родителей "Кто такой учитель-дефектолог?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takoy_uchitel-defektolog.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Кто такой учитель-дефектолог?

      Исследователи отмечают, что коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (таких, например, как вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировкой в пространстве и др.) у детей с патологией зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети данной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.
      Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно - педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) руководствуется следующей программой:

  • Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушение зрения). Под редакцией Л.И.Плаксиной.


Основные направления работы тифлопедагога:
   
Тифлопедагогическое обследование детей:
*   изучение медицинских и офтальмологических карт;
*   наблюдение за детьми;
*   исследование зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, социально-бытовой ориентировке.
   
Проведение специальных коррекционных занятий:
*   индивидуальные занятия по подготовке детей к проверке зрения и лечению на аппаратах;
*   подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия;
*   подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию мелкой моторики;
*   подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве;
*   подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки.                                                          
 Участие в методической работе Учреждения:
*   посещение общеобразовательных занятий, занятий с детьми воспитателя в повседневной жизни;
*   выступления на педагогических советах;
*   организация и проведение семинарских занятий;
*   групповое и индивидуальное консультирование воспитателей и специалистов ДОУ;
*   показ открытых занятий с детьми.
   
Работа с родителями:
*   выступления на родительских собраниях;
*   подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей;
*   рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.

Тифлопедагогическое обследование детей:
   
Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
    При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.
    Обследование проводится в начале и конце учебного года.
Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических картах.
Проведение специальных коррекционных занятий.
На основании полученных о детях данных тифлопедагог комплектует подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, уровня познавательной деятельности, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний и выявленных вторичных отклонений в развитии.
    С детьми, которые испытывают значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия.

      Тифлопедагог на своих коррекционных занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
- формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
- обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

     Целью работы тифлопедагога является:
– формирование у детей с нарушением зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, успешная подготовка к обучению в школе, интеграция ребенка в открытое общество.

     Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога:
Тифлопедагог проводит занятия следующих видов:
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие осязания и мелкой моторики;
- Ориентировка в пространстве;
- Социально-бытовая ориентировка.

     Выделение названных видов коррекционных занятий тифлопедагога обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагогом осуществляется развитие всех сохранных анализаторов, а также формирование у детей неречевых средств общения.

    Особый вид коррекционных занятий тифлопедагога – занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, к лечению на ортоптических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение №4. Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Приложение №7. Консультация для педагогов "Как работает глаз человека?"

Консультация для педагогов "Как работает глаз человека?"...

Приложение№7. Консультация для педагогов и родителей "Упражнения для снятия зрительного утомления"

Консультация для педагогв и родителей "Упражнения для снятия зрительного утомления"...

приложение 2 Консультация для родителей на тему

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в к...

Приложение к консультации "Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр"..

Приложение к консультации "Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр"....

Приложение к консультации по кинезиологии

Комплексы кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста(с использованием упражнений П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк) №п/пНазвание упражненияОписание упражненияИзображениеКОМПЛЕКС 11....