Приложение №7. Консультация для родителей "Кто такой учитель-дефектолог?"
консультация
Консультация для родителей "Кто такой учитель-дефектолог?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takoy_uchitel-defektolog.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Кто такой учитель-дефектолог?
Исследователи отмечают, что коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (таких, например, как вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировкой в пространстве и др.) у детей с патологией зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети данной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно - педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности.
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) руководствуется следующей программой:
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушение зрения). Под редакцией Л.И.Плаксиной.
Основные направления работы тифлопедагога:
Тифлопедагогическое обследование детей:
* изучение медицинских и офтальмологических карт;
* наблюдение за детьми;
* исследование зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, социально-бытовой ориентировке.
Проведение специальных коррекционных занятий:
* индивидуальные занятия по подготовке детей к проверке зрения и лечению на аппаратах;
* подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия;
* подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию мелкой моторики;
* подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве;
* подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки. Участие в методической работе Учреждения:
* посещение общеобразовательных занятий, занятий с детьми воспитателя в повседневной жизни;
* выступления на педагогических советах;
* организация и проведение семинарских занятий;
* групповое и индивидуальное консультирование воспитателей и специалистов ДОУ;
* показ открытых занятий с детьми.
Работа с родителями:
* выступления на родительских собраниях;
* подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей;
* рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.
Тифлопедагогическое обследование детей:
Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.
Обследование проводится в начале и конце учебного года.
Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических картах.
Проведение специальных коррекционных занятий.
На основании полученных о детях данных тифлопедагог комплектует подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, уровня познавательной деятельности, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний и выявленных вторичных отклонений в развитии.
С детьми, которые испытывают значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия.
Тифлопедагог на своих коррекционных занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
- формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
- обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Целью работы тифлопедагога является:
– формирование у детей с нарушением зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, успешная подготовка к обучению в школе, интеграция ребенка в открытое общество.
Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
Специальные коррекционные занятия тифлопедагога:
Тифлопедагог проводит занятия следующих видов:
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие осязания и мелкой моторики;
- Ориентировка в пространстве;
- Социально-бытовая ориентировка.
Выделение названных видов коррекционных занятий тифлопедагога обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагогом осуществляется развитие всех сохранных анализаторов, а также формирование у детей неречевых средств общения.
Особый вид коррекционных занятий тифлопедагога – занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, к лечению на ортоптических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение №4. Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
Приложение №7. Консультация для педагогов "Как работает глаз человека?"
Консультация для педагогов "Как работает глаз человека?"...
Приложение№7. Консультация для педагогов и родителей "Упражнения для снятия зрительного утомления"
Консультация для педагогв и родителей "Упражнения для снятия зрительного утомления"...
Приложение к консультации Антитеррор
фото файлы...
приложение 2 Консультация для родителей на тему
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в к...
Приложение к консультации "Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр"..
Приложение к консультации "Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр"....
Приложение к консультации по кинезиологии
Комплексы кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста(с использованием упражнений П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк) №п/пНазвание упражненияОписание упражненияИзображениеКОМПЛЕКС 11....