Родительское собрание в старшей группе "О здоровье всерьёз"
материал (старшая группа)

Елезова Людмила Андреевна

Родительское собрание в старшей группе посвящено просвещению родителей по поводу укрепления и сохранения здоровья детей в детском саду. Данные знания могут применятся родителями и дома. К занятию прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sobraniya_roditeley_detey_starshey_gruppy.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«О ЗДОРОВЬЕ ВСЕРЬЕЗ»

(в нетрадиционной форме)

Предварительная работа

  1. Анкетирование родителей
  2. Оформление стенда «Мы хотим быть здоровыми» (фотографии детей, занимающихся физкультурой, играющих в подвижные игры и т.д.).
  3. Изготовление вместе с детьми красочных пригласительных билетов для родителей и плакатов на тему «В здоровом теле здоровый дух», заучивание стихотворений, разучивание упражнений и игр.

ХОД СОБРАНИЯ.

         Воспитатель по приоритету (физо) встречает родителей в зале, знакомит с темой.

         Зачитывается  повестка собрания  (она указана в пригласительных билетах), выбирается секретарь.

СЛАЙД 2

I. «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы»

                                                                                    Т. Карлейль                                                                  

        Главнейшая цель государства – поставить образ жизни человека на службу его здоровью – этой первейшей ценности жизни.

       Здоровье можно укрепить не только и не столько хорошим лечением, сколько умением жить, не растрачивая его понапрасну.

       Здоровье – это единственная драгоценность, на которую не только нельзя жалеть времени, трудов и всяких благ, но ради которой стоит пожертвовать частицей самой жизни – жизнь без здоровья тяжела и унизительна.

       Древний философ Сократ говорил: «Здоровье – это не все, но все  без здоровья –  ничто».

      В 18 веке П. Ф. Каптерев писал: «Прежде всего нужно обратить внимание на развитие силы и укрепление свежести физического организма. Эта забота обусловливается не эгоизмом, а чисто нравственными стремлениями. Хилый физический организм – плохой слуга духовных стремлений, и человек со слабым здоровьем, вечно лечащийся, не может оказать существенной помощи своим ближним, ему, дай Господи, справиться со своими недугами. Поэтому физическое самообразование есть самый первый и важный вид самообслуживания вообще…»

      Как мудро сказал академик Н. М. Амосов, «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

      «Здоровье дороже всего», «В здоровом теле – здоровый дух» - гласят народные пословицы.

        Если в природе есть болезнь, то в ней существует и способ избавления от нее.  Это предупреждение и лечение.

        В настоящее время специалистами доказано, что здоровье человека на 20% зависит от наследственности, еще на 20% - от экологической обстановки, на 10% - от уровня развития медицины и на целых 50% - от образа жизни, то есть от знаний и умений сохранять его самим человеком, начиная с детских лет.

        Фундамент психофизического здоровья детей закладывается в дошкольном возрасте.   Важно воспитать у детей с самого раннего возраста активное отношение к собственному здоровью и потребность заботиться о нем.

       Безусловно, многое зависит от родителей и, конечно же, от дошкольного учреждения. Родителям необходимо изо дня в день незаметно и неуклонно так воспитывать своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому. Роль семьи в формировании здорового образа жизни у ребенка трудно переоценить, но не менее важна роль дошкольного учреждения. На сегодняшний день задача по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является одной из приоритетных в работе дошкольного учреждения.

        В нашем детском саду используются различные формы физкультурно-оздоровительной работы:  физкультурные занятия, досуги, развлечения,  гимнастики, прогулки, закаливание, минутки здоровья, оздоровительные часы,  кружки и другие.   Данные формы работы

направлены на оздоровление организма дошкольников, на развитие двигательных умений и навыков, физических качеств,  а также на формирование знаний у детей  о пользе занятий физическими играми и упражнениями, гимнастикой и знаний о сохранении своего здоровья.

Выступление детей старшей группы.

В зале появляются дети в спортивной форме, выстраиваются полукругом. Раздается стук в дверь – входит  Бом (воспитатель) с шерстяным шарфом  на шее и раскрытым зонтом в руке.

Воспитатель: Здравствуй, Бом!

Бом: (простуженным голосом). Здравствуйте!

Воспитатель: Бом, почему ты так одет?

Бом: У меня печальный вид.

         Голова моя болит,

        Я чихаю, я охрип…

Воспитатель: Что такое?

Бом: Это грипп.

Воспитатель: Грипп? А вот наши дети не болеют!

Бом: Не болеют?

Воспитатель: Не болеют! Послушай почему.

1-й ребенок: Каждый день по утрам мы делаем зарядку.

                      Очень нравиться  нам делать все по порядку.

2-й ребенок: Весело шагать!

3-й ребенок: Руки поднимать!

4-й ребенок: Приседать!

5-й ребенок: Бегать и скакать!

Воспитатель: Здоровье в порядке?

Дети: Спасибо зарядке!

Воспитатель: Кто из вас  знает, что закалке помогает и полезно нам всегда?

Дети: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

6-й ребенок: Спорт любите с детских лет – будете здоровы!

Воспитатель: Ну-ка дружно, детвора, крикнем все …

Дети: Физкульт – ура!

7-й ребенок: Если хочешь быть умелым, ловким, быстрым, сильным, смелым…

8-й ребенок: Научись любить скакалки, вожжи, обручи и палки!

9-й ребенок: Никогда не унывай, в цель ты точно попадай!

10-й ребенок: Мячик новый есть у нас, мы играем целый час. Я бросаю – ты поймай! А уронишь – поднимай!

Дети вместе с воспитателем и Бомом  играют в мяч под веселую музыку.

11-й ребенок: Чтоб расти нам  сильными, ловкими и смелыми, ежедневно  по утрам  мы зарядку делаем!  К солнцу руки поднимаем; дружно весело шагаем, приседаем и встаем и ничуть не устаем.  Дети выполняют «Упражнение с флажками» и уходят из зала вместе с Бомом, который говорит, что все понял и теперь тоже будет делать зарядку.

  1. Анализ анкет.

          В сентябре с родителями старшей группы было проведено анкетирование, целью которого являлось: выяснить, как родители понимают термин «здоровье»,    какие проблемы в здоровье детей их   волнуют, каковы причины заболеваний.

          Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых вопросах.

          На первый вопрос нашей анкеты: «Что такое здоровье и как его беречь?»  мы получили такие ответы: «Здоровье – это удовлетворительное состояние организма человека; хорошее самочувствие; отсутствие болезней; хорошее психическое, физическое, эмоциональное состояние человека».   Чтобы беречь его нужно «закаляться; заниматься физкультурой;  отказаться от вредных привычек; правильно питаться».

         На вопрос: «Часто ли болеет Ваш ребенок?»  29% родителей считают, что их ребенок болеет часто, а 71% - редко.

         На четвертый вопрос:  «Каковы причины болезней Вашего ребенка?»  родители ответили:  33%  считают причиной этому недостаточное физическое воспитание в семье; 33,5% - наследственность; 33,5% - предрасположенность.

         Хочется обратить внимание на вопрос: «Когда Ваш ребенок слушает рассказ, смотрит телевизор, какая поза для него привычна?»  родители ответили: 50,5% - сидя (спина прямая или круглая); 27,5% - лежа на животе; 11% - свернувшись калачиком; 11% - сидя с прямой спиной.

         На вопрос:   «В какой позе ребенок ест? Рисует?»   родители ответили так: у 100% родителей  дети едят сидя. Рисуют: лежа на животе – 48 %, сидя за столом – 41%, сидя на коленях – 11%.

           Таким образом,  мы сделали вывод, что наиболее частые проблемы, которые  волнуют родителей детей старшей группы вязаны с ОДА, отсюда и тема следующей беседы.

СЛАЙД 3

  1. Беседа «Как сберечь красивую осанку и здоровые ноги» (профилактика искривления осанки и плоскостопия).

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

При ухудшении осанки  нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;
  • Свежий воздух;
  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • Оптимальная освещённость;
  • Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  • Привычка правильно сидеть за столом;
  • Расслаблять мышцы тела;
  • Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

СЛАЙД 4

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

СЛАЙД 5

  • упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
  • упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.;
  • упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет;
  • упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

     Воспитание осанки у детей – очень трудоемкий, кропотливый процесс, а его результаты видны не сразу.  В нашем ДОУ создаются комфортные условия для пребывания детей и их воспитания. Педагоги постоянно следят за сменой двигательного режима. Постоянно ведутся беседы  на эту тему: детям объясняют, что такое правильная осанка и что соблюдать ее нужно не только в положении стоя, но и в положении сидя, в движении.

СЛАЙД 6

        На физкультурных занятиях и кружке  дети выполняют комплексы упражнений для формирования силы и выносливости крупных мышечных групп и выработки стойкого рефлекса правильного положения тела.  

       Работа по формированию правильной осанки тесно связана с предупреждением  плоскостопия, ведь нередко плоскостопие бывает одной из причин нарушения осанки.  

Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу.  У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят, начиная с пятилетнего возраста.

Какие же факторы, в том числе связанные с условиями пребывания ребенка в детском саду, влияют на свод стопы? Их делят на две группы:   внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела)  и  состоянием здоровья (частые  простуды, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки на стопы).

Остановимся подробнее на внешних факторах, а именно, поговорим  о    профилактической сменной  обуви   способствующей  предупреждению деформации стопы. Какой же должна быть обувь для дошкольника?

СЛАЙД 7

Первое. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5—7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние - могут появиться потертости, мозоли.

Второе.      Подошва     должна     быть      гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25°. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению. Слишком   мягкая   подошва   (например,   в   чешках) также недопустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жесткому грунту, асфальту или полу.

Третье.   Важным    элементом    обуви    для   дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел. Слишком высокий каблук делает нагрузку на передний отдел стопы чрезмерной - это приводит к снижению поперечного свода и формированию поперечного плоскостопия. Высота каблука не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, ее рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар о твердую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчивость обуви.

Четвертое.   В  профилактике  деформации   стопы  особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию (плоско-вальгусные стопы).

Пятое. Наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в летних туфлях, часто используемых в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травматизации пальцев.

Шестое. Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями. Их отсутствие может привести к ослаблению мышц, снижению свода и деформации пальцев.

Седьмое. Для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима внутриобувного пространства необходимы такие конструктивные решения (переплетение ремешков, дополнительные «окошки» и др.), которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви. Перегрев стопы ведет к расслаблению мышц и, как следствие, снижению свода стопы с формированием в последующем плоскостопия.

Таким    образом,    профилактическая     сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью); иметь достаточно гибкую (но не мягкую), невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы.

Конструкция обуви должна обеспечивать достаточный уровень воздухообмена.

Нарушением гигиенических требований к обуви является использование летних туфель без фиксированного задника с открытой носочной частью, домашних тапочек с мягким задником без крепления (ремешка) для достаточной фиксации стопы, а также использование старой, изношенной, порой не соответствующей размеру и форме стопы обуви, длительное пребывание в которой может  принести  непоправимый вред здоровью ребенка. Ведь стопа каждого человека индивидуальна.

Большое значение для предупреждения деформации стопы имеют закаливающие процедуры, а также использование тренажеров для стоп, в том числе гидромассажных  ванночек.

      Регулярное применение природно-оздоровительных факторов также способствует профилактике плоскостопия. С этой целью в нашем саду широко используется «Тропа здоровья», где дети босиком ходят по рыхлой, неровной поверхности: по песку, траве, камушкам. При такой ходьбе ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы ног, что способствует укреплению ее свода.

СЛАЙД  8

  С большим интересом дети занимаются на  «подушках здоровья»,  корригирующих дорожках  и т.д.

      В раннем дошкольном возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем же, по мере роста ребенка, этот недостаток  может увеличиваться и причинять много неприятностей.  Поэтому очень важно  предупредить плоскостопие. Это не сложно – нужно лишь ежедневно выполнять упражнения  для укрепления мышц и связок стоп.  

      Чтобы дети дома могли выполнять  эти упражнения  под вашим присмотром, помогут специально приготовленные для вас памятки.

  1.      Соревнования «Путешествие в Спортландию».

  (Воспитатель по приоритету приглашает родителей отправиться в путешествие  в  Спортландию вместе с детьми, которые в это время вновь появляются в зале. Выбирается жюри. Проводятся соревнования, в которых участвуют три  пары – дети и их мамы).

  1. «Кто скорее добежит в обруче до флажка».

 Ребенок в обруче бежит до флажка, огибая расставленные кегли, возвращается, забирает маму; они вдвоем делают то же.

  1. «Лягушка».  По сигналу воспитателя участники должны первыми добраться до финиша, прыгая, как лягушки.
  2. «Не задень». Прыгая  на одной ноге и стараясь не сбить кегли, надо как можно быстрее добраться до флажка и поднять его.

Жюри определяет победителей. Призы – детский гематоген, витамины и др.

СЛАЙД 9

  1.  Итоги собрания, решение.
  • Родителям совместно с педагогами воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью и потребность заботиться о нем.
  • По мере возможности заниматься с детьми упражнениями, направленными на укрепление ОДА, стопы.
  • Подобрать своему ребенку сменную обувь, способствующую предупреждению деформации стопы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания на тему: "О здоровье всерьёз"

Сценарий родительского собрания на тему: "О здоровье всерьёз"...

Родительское собрание в старшей группе "Здоровье детей в наших руках"

Цель: Знакомство родителей с содержание физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и результатами деятельности педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Подготовит...

Родительское собрание в старшей группе. «Здоровому все здорово»

Не всегда родители находят время на родительское собрание, считая это скучным, не интересным времяпровождением.   То ли дело утренники, когда дети поют, танцуют, рассказывают стихи. На...

Родительское собрание в старшей группе "Здоровые дети-в здоровой семье"

Актуальными задачами в данный период времени являются: создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья детей, формирование у родителей мотивации здорового обр...

Родительское собрание в старшей группе «Здоровый образ жизни

Родительское собрание в старшей группе  «Здоровый образ жизни.Цель родительского собрания: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплени...

Сценарий родительского собрания по тему «О здоровье всерьёз»

Сценарий родительского собрания по тему «О здоровье всерьёз»Подготовила и правела воспитатель: Иванова А.Г.Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению укреплению...