Психологическая готовность ребенка к школе
статья (подготовительная группа)

Лукашева Екатерина Владимировна

Психологическая готовность к школьному обучению – понятие, состоящее из социально-психологической, интеллектуальной и личностной готовности ребенка. Это понятие включает в себя также определенное мировоззрение, способность ребенка управлять собственной умственной деятельностью и поведением, готовность к овладению ведущей в младшем школьном возрасте учебной деятельностью и способность принять свою новую социальную роль – позицию школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка к школе

Воспитатель ГБДОУ детский сад №32

Выборгского района Санкт-Петербурга

Лукашева Е.В.

Психологическая готовность к школьному обучению – понятие, состоящее из социально-психологической, интеллектуальной и личностной готовности ребенка. Это понятие включает в себя также определенное мировоззрение, способность ребенка управлять собственной умственной деятельностью и поведением, готовность к овладению ведущей в младшем школьном возрасте учебной деятельностью и способность принять свою новую социальную роль – позицию школьника. [7]

В дошкольном детстве результатом развития ребенка является его возможность приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе. Развивается его мотивация стать школьником, учиться и выполнять серьезную деятельность. Это стремление, в норме, появляется у подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста. Его наличие сопряжено с возникновением у ребенка осознания своего положения дошкольника, которое не соответствует его возросшим возможностям и перестает удовлетворять привычным образом в виде игры. Положение школьника выступает в этот момент для ребенка как ступень к взрослости, а учеба, заменившая игру, которую он психологически уже перерос, становится ответственным занятием, к которому все относятся с уважением. [6]

При изучении неоднократно проводившихся в подготовительных группах детского сада опросов, учеными было выявлено, что практически все дети стремятся пойти в школу и у них нет желания оставаться в детском саду. Объяснением этого факта дети озвучивали свое восприятие учебы в школе как ее привлекательную сторону.

Естественно, нельзя утверждать, что лишь возможность учиться привлекает воспитанников. Дошкольникам притягательны внешние атрибуты школьной жизни: владение школьными принадлежностями, сидение за партами, перемена, звонки, отметки и т.д. Подобного рода интерес менее значим, нежели желание учиться, однако он обладает положительной стороной, выражающейся в общем стремлении ребенка изменить свое положение среди других, подобных ему детей.

Значимым аспектом психологической готовности к школе у ребенка является достаточный уровень его волевого развития. Этот уровень различен у каждого ребенка, однако типичным отличительным признаком, шестилетних детей является соподчинение мотивов, дающее ребенку возможность контролировать свое поведение, и необходимо для того, чтобы придя учиться, сразу же быть способным принять систему требований учителей и включиться в общую деятельность.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность познавательной деятельности, однако к моменту поступления в школу она еще не достигает своего полного развития: для ребенка является затруднительным сохранение устойчивого произвольного внимания длительное время, заучивание объемного материал и т.д. Обучение в начальной школе учитывает все эти факторы и базируется на том, чтобы требования к произвольности познавательной деятельности детей возрастали постепенно, по мере того, как в самом процессе обучения будет происходить развитие ученика. [3]

Интеллектуальная готовность ребенка к школе сочетает в себе несколько взаимосвязанных составляющих. Ребенок, поступающий в начальную школу, должен владеть определенным запасом знаний об окружающем мире – о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о явлениях живой и неживой природы, о предметах и их свойствах, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», о моральных нормах поведения. Все это в большей мере обеспечивается ребенку со стороны семьи - важен не столько объем получаемых им знаний, сколько их качество – т.е. насколько правильно, четко и обобщенно родителям и воспитателям удалось сложить в дошкольном детстве у ребенка данные представления. При этом важнейшую роль играет обстановка ребенка в семье, тип его воспитания и, конечно, процесс формирования детско-родительских отношений. [1]

Образное мышление старших дошкольников создает хорошие возможности для усвоения обобщенных знаний. При качественно организованном обучении детям удается овладевать представлениями, которые отображают существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Представления такого рода являются наиболее важным навыком, помогающим ребенку перейти к усвоению научных знаний в школе.

Значительную позицию в психологической готовности ребенка к школе занимает овладение им некоторыми специальными навыками и знаниями, которые традиционно относят к собственно школьным,  – грамотой, счетом, и решением арифметических задач.

Начальные классы школы рассчитаны на детей, которые не получили специальной подготовки, их цель – обучение учащихся грамоте и математике с азов. Отношение к соответствующим знаниям и навыкам, как к обязательной составной части готовности ребенка к школьному обучению,  в корне неверно. Однако большая часть детей, которые поступают в первый класс, уже умеют читать, счетом же в той или иной мере на этот момент владеют почти все дети.

На успешность школьного обучения довольно значимо влияет овладение элементами математики и грамотой в дошкольном возрасте. Позитивное значение имеет создание у детей общего представления о звуковом аспекте речи, ее отличии от содержательной, о количественном соотношении вещей и его отличии от их предметного значения. Толк же навыков чтения и счета зависит от того, что лежит в их основе и насколько правильно они сформированы у ребенка. К примеру, навык чтения увеличивает степень готовности ребенка к школе лишь при развитом фонематическом слухе и осознании звукового состава слов.  Само чтение при этом – слитное или послоговое. Побуквенное чтение, которое часто встречается у дошкольников, наоборот, является помехой в учительской работе и требует переучивания ребенка. Со счетом та же ситуация – он полезен в том случае, когда опирается на понимание ребенком математических отношений и значений чисел. Если же счет усвоен механически, то он становится  бесполезным или  даже вредным. [5]

Детерминантой в готовности к усвоению школьной программы является не просто наличие навыков и знаний, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности у ребенка, особенностей развития его интересов. Положительное отношение ученика к обучению, школе, своим обязанностям и определенным правам, собственному положению не является достаточным для обеспечения устойчивой эффективной учебы. При отсутствии у ребенка привлекательности в самом содержании получаемых знаний, неимении интереса к познанию нового и недостатке значимости самого процесса познания - успешности в обучении практически не будет.

Познавательная любознательность формируется постепенно. Для этого необходимо длительное время, так как она не может возникнуть сразу же при поступлении в школу, особенно при отсутствии достаточного внимания детскому воспитанию в дошкольном возрасте. Самые большие сложности в начальной школе испытываются не теми детьми, которые не обладали достаточным объемом навыков и знаний к концу дошкольного возраста, а теми, которым свойственно отсутствие желания и привычки думать и решать задачи, не связанные напрямую с какими-то интересующими их житейскими или игровыми обстоятельствами. С подобного рода трудностями сталкиваются и те учащиеся, которым присуща интеллектуальная пассивность.

Устойчивые познавательные интересы формируются с помощью условий систематического дошкольного обучения. Но, даже находясь в этих условиях, у определенного процента детей обнаруживается интеллектуальная пассивность. Чтобы ее преодолеть, необходима углубленная индивидуальная работа с учащимися.

Степень развития познавательной деятельности, которую могут достичь дети к концу дошкольного возраста и которая является достаточной для успешного обучения в начальной школе, состоит из произвольного управления упомянутой ранее деятельностью и определенных характеристик мышления и восприятия воспитанника. Детям, которые поступают в школу, необходимо уметь планомерно обследовать явления и предметы, обладать способностью выделять их разнообразные качества.

Значим для детей и навык хорошей ориентировки во времени и пространстве. Практически с первых дней пребывания в школе воспитанникам даются задания, выполнение которых невозможно без знания направления пространства и умения определять пространственные особенности вещей. Чувство времени и представление о нем, умение определить, сколько его прошло, является необходимым условием для выполнения заданий в указанный срок и организованной работы ребенка в классе. [2]

Во время обучения в школе к мышлению ребенка предъявляются высокие требования в связи с необходимостью систематически усваивать знания. Учащемуся нужно уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, проводить их сравнение, видеть сходства и различия; ребенок должен научиться рассуждать, находить причины явлений и, конечно, быть способным делать выводы.

Существует еще один значимый аспект психического развития ребенка, который определяет его готовность к школьному обучению - это развитие речи воспитанника. Существенно и то, насколько последовательно и понятно он может описать картинку, предмет, событие, как связно ему удается передать ход собственных мыслей,   объяснить   явления и события.

Психологическая готовность к школе, как обобщающее понятие, предполагает и личностные качества ребенка, которые помогают воспитаннику влиться в коллектив класса, включиться в общую деятельность и найти свое место в команде. К личностным качествам относятся умение ребенка устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, формировать в процессе совместной деятельности дошкольников усвоение ребенком правил поведения по отношению к другим людям. [4]

Использованная литература

  1. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30–60 годы ХХ века: Тексты / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: Издательство Московского университета, 1986. С. 131–140.
  2. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. М.: Знание, 1983. - 94 с.
  3. Венгер Л.А. О формировании психологической готовности к овладению учебной деятельностью у детей дошкольного возраста // Формирование школьной зрелости ребенка/Тезисы респ. конф, - Таллин, 1982. С. 33-36.
  4. Запорожец А.В., Журова Л.Е., Тарунтаева Т.В. Психологические проблемы возможностей обучения и подготовки к школе детей дошкольного возраста // Сов. педагогика. – 1975. N6. – С.42-49.
  5. Либин А.В., Системная психотерапия Д. Баумринд СПб.: Питер,1999.
  6. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.
  7. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006. – 1096с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

Психологическая готовность ребенка к школе

Статья о психологической готовности ребенка к школе...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....