Инклюзивное образование в ДОУ (принципы, условия реализации и содержание)
статья (старшая группа)

Мельник Наталия Николаевна

Инклюзивное образование:  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obrazovanie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ

(принципы, условия реализации и содержание)

Инклюзивное образование:  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.  

Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого общего образования, условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». При таком подходе педагогика становится инклюзивной в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Принципы дошкольного инклюзивного образования:

  • Принцип индивидуального подхода.
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
  • Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников.
  • Принцип междисциплинарного подхода.
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду:

  • Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход.
  • Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно  специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей, в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада включает:

  1. Диагностику индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы, наблюдение за поведением в группе; беседу, анкетирование родителей.
  2. Составление адаптированной образовательной программы,  для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и  обеспечивающую коррекцию нарушений их развития и социальную адаптацию; индивидуального учебного плана,  обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
  3. Организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

  • Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
  • Микрогруппы для взаимодействия детей через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.
  • Фронтальные формы организации активности детей рекомендуется проводить в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой  спокойной, доверительной атмосфере.
  • Детско-родительские группы – комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, которые ведут специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель.
  • Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.

Условия успешной реализации дошкольным учреждением инклюзивной практики: все дети, включенные в образовательную деятельность

  • показывают положительную динамику в развитии;
  • адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
  • получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

Родители детей:

  • понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
  • полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
  • проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в  ДОУ;
  • занимают активную позицию сотрудничества по отношению к семье «особого ребенка», воспитателям, специалистам психолого-педагогического сопровождения.

Педагоги специалисты психолого-педагогического сопровождения:

  • реализуют инклюзивную практику, используя имеющийся профессиональный опыт, инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов;
  • эффективно взаимодействуют с родителями, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
  • имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
  • имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его, и  используют в профессиональной деятельности.

Проблемы, с которыми сталкиваются участники  внедрения инклюзивного образования: психологически педагоги не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего; родители здоровых детей иногда высказывают опасение, что присутствие в группе «особых» детей, может задерживать развитие их собственного ребенка. Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в группе в целом.

Инклюзивное образование более гибкое для удовлетворения различных потребностей в обучении и в результате его реализации, выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА " ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"...

Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"

Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"...

Консультация для педагогов ДОО "Инклюзивное образование в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"

Цель консультации: привлечение внимания педагогов к организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении. Задачи: 1. Создать условия для формирования инклюзивной культуры; 2. Дать предста...

Образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения" на 2017-2018 учебный год.

Программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения....

Инклюзивное образование. Трудности и достижения в реализации.

В статье раскрывается понятие инклюзии в образовательной сфере, описывается состояние инклюзивного образования в Тамбовской области....