Консультация для родителей. Тема: «Культура еды и поведения за столом детей дошкольного возраста»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Чибарчикова Татьяна Анатольевна

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста.     

          Но как просто и ненавязчиво объяснить ребёнку те правила, которые должен знать каждый? Консультация поможет родителям  объяснить правил поведения за столом с игровыми моментами, личным примером.                                                              

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация "Культура еды"25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей № 192»

Консультация для родителей

       

Тема: «Культура еды и поведения  за столом     детей дошкольного возраста»

                     Подготовила:

                                             Воспитатель 1 кв.категории

                                                        Чибарчикова Татьяна Анатольевна

                 

Г.Оренбург

Культура еды и поведения  за столом     детей дошкольного возраста

          Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста.     

          Но как просто и ненавязчиво объяснить ребёнку те правила, которые должен знать каждый? Наша работа представляет собой беседу с ребёнком, в которой сочетаются объяснение правил поведения за столом с игровыми моментами, личным примером.                                                              

 Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы. Большинство из них возникло из уважения к тем, с кем мы сидим за столом. Попробуйте проследить, что получится, если вы возьмете вилку и нож не пальцами, как положено, а зажмешь их в кулак и начнешь резать лежащее на тарелке мясо. У вас  неминуемо поднимутся и разойдутся в стороны локти. А это значит, что окажется в опасности щека соседа. А локти, положенные на стол? Они занимают место, где должна стоять тарелка соседа. Да и приятно ли ему будет класть хлеб на тот кусок скатерти, по которому ерзали  рукава?                                    


         Или, скажем, почему принято брать сахар щипчиками, а если их нет – просто пальцами, а не своей чайной ложкой? Это тоже вполне объяснимо. Ведь руки у тебя должны быть чисты - перед тем, как ты садишься за стол, ты их вымыл, да и коснешься ты ими лишь того кусочка сахара, который возьмешь. А ложка только что была у тебя во рту, и не всякому будет приятно, если она прогуляется по всей сахарнице. По той же причине соль из солонки нужно брать не щепотью и не своей ложкой, а кончиком ножа. Но пирожки, печенье, хлеб нужно брать рукой, стараясь не касаться соседних ломтиков.      

                                                                           
         А почему, например, не принято резать рыбу ножом? Да только потому, что в рыбе бывают мелкие тонкие косточки. Разрезая кусок рыбы, можно, не заметив, разрезать и косточки, и проглотив их, поцарапать горло.
        Книга, по которой русские мальчики и девочки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась еще в восемнадцатом веке. Называлась она:
"Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению" и составлена была самой Российской Академией наук. Вот какое большое значение придавали и тогда правилам поведения!

        Некоторые слова, вроде "талерки", не сразу поймешь.                                      Но большинство правил годится и сегодня:                                              

"Не хвата первы блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

Не сопи, егда яси.

Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому.

Руки твои да не лежат долго на талерке, ногами везде не мотай, не утирай  губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.

 Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

 Ешь, что перед тобой лежит, а инде не хватай.
Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.

Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножом по талеркам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стуча, но должно тихо и смирно, прямо, а, не избоченясь сидеть".

      У французов есть поговорка: "Аппетит приходит во время еды". Как и большинство народных поговорок, она основана на жизненном опыте: запах и вид вкусной пищи действительно усиливают аппетит.

      Великий русский ученый Иван Петрович Павлов объяснил, почему это происходит. Ты знаешь по себе, как текут слюнки при виде лакомого блюда. Это, значит, начинают работать слюнные железы рта, чтобы смочить пищу, которую сейчас будешь жевать. Точно так же вид и запах пищи действует на железы желудка. Они тоже начинают выделять особый "запальный" сок. Этот сок помогает желудку переваривать пищу. Раздражая окончания нервов, заложенных в стенках желудка, он вызывает чувство аппетита.
     

И забота об этом также отразилась в правилах поведения за столом. Почему, например не следует крошить на куски котлету или сырник? Не только потому, что раскрошенная пища быстрее стынет и делается невкусной. Вид размазанной по тарелке - котлеты или сырника не очень аппетитен. Почему не принято выплевывать что-либо, даже косточки от компота, прямо на блюдце? Почему не полагается критиковать поданное блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусно?  Потому что это не только обижает хозяйку, но и может отбить желание есть у соседей.

 

Как вести себя за столом

                               Воспитайте сдержанность

         Прежде всего, приучите ребенка не опаздывать к столу: во-первых, потому, что питание в установленное время гораздо полезнее для здоровья; во-вторых, потому, что нарушение домашнего порядка приема пищи является неуважением к тем, кто ждет. Прежде чем сесть за стол, необходимо вымыть руки с мылом и проверить свой внешний вид. Запретите ребенку сидеть за столом, сгорбившись и низко склонившись над своей тарелкой. Объясните, что нельзя класть на стол руки или облокачиваться на него, раскачиваться на стуле, а также когда и как можно разговаривать за столом.

       В Древней Руси в XII веке в "Поучении к детям князь Владимир Мономах учил вести беседу так: "При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться".

      Императрица Екатерина II заставляла придворных соблюдать правила "Эрмитажного Устава". Один из параграфов призывал говорить умеренно и не очень громко, "дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели".

                                    Без ножа не обойтись

      Когда вашему ребенку исполнится пять лет, вы уже можете учить его пользоваться столовым ножом. Ребенок должен уметь держать вилку в левой руке, чтобы правая рука  оставалась свободной для ножа. Также ему надо знать, что ножом режут только ту пищу, которую нельзя размельчить вилкой. Рыбу, сырники, котлету, заливное, яичницу ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.

 
При этом разрезается на куски не вся порция сразу, а отрезается небольшой кусочек после того, как предыдущий разжеван и проглочен. Гарнир - овощи, картошку, макароны – набирай на вилку с помощью корочки хлеба. Все, что находится в супе, разделяют ложкой.  Мясо, которое трудно разделить, разрезают ножом, но только после того, как суп съеден. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на стол не клади. И еще одно важное правило: обязательно объясните своему чаду, что нож никогда не надо брать в рот – ведь при этом можно порезать губы и язык. Из общего блюда на столе запрещено брать еду своей личной вилкой – для этого пользуются специально предназначенным прибором.

                                   

С уважением к пище.

       Очень не прилично перебирать еду на общем блюде в поисках лучшего куска – это демонстрирует не только невоспитанность, но и эгоизм вашего ребенка. Научите его брать только то, что лежит с краю. Если у вас на столе находится какое-либо кушанье в небольшом количестве, приучите его брать столько, чтобы осталось и  для других, сидящих за столом. Очень важным фактором воспитания столового этикета является развитие у малыша уважения к пище. Родители терпеливо должны добиваться того, чтобы ребенок не оставлял на тарелке недоеденных кусков и не играл с едой. Особое отношение у детей должно сложиться к хлебу, как к самому главному и почитаемому всеми продукту.


Сервировка
Расставь  тарелки - каждую напротив стула. Если стол к обеду, на мелкую поставь глубокую. Ножи разложи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки - суповую, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки.

Сколько лет ножу и вилке

          Историки утверждают, что прародительницу современной вилки - двузубое серебряное изделие - увидела за столом венецианского дожа Доменико Сильвио приехавшая погостить к нему византийская принцесса. Было это на исходе второго десятилетия XI века.


         Принцессу вилка поразила: тогда в Византии, да и в лучших домах Европы, единственным столовым прибором индивидуального пользования была... собственная пятерня. Впрочем, нечто "вилоподобное" знали со времен древних римлян, но то было приспособление, которым куски мяса извлекали из горшка или жаровни.


         Просвещенной Европе понадобилось примерно семьсот лет, чтобы - вилка вошла в народный обиход. При этом не следует забывать, что пища европейцев в те далекие времена была преимущественно твердой и подавалась к столу нарезанной на куски, которые брали руками.


         В ХVI-ХVП веках правила хорошего тона настоятельно рекомендовали не брать мясо всей рукой, а только тремя пальцами; не полагалось погружать руки в мясо и подносить его ко рту обеими руками.                                                                

Большим изыском считалось надевать к обеду перчатки: руки оставались чистыми, не надо было обжигаться горячими кускам.


         На Руси первые серебряные ложки видели за столом князя Владимира в Киеве в Х веке. Простой народ, да и не только он, многие бояре, дворяне, купеческое сословие обходились деревянными ложками. Во второй половине XIX века в Семеновском уезде красили и лакировали до трех миллионов деревянных ложек в год. Их делили на виды: баская, полубаская, тонкая, рыбка и грубоватая с крупным черенком - межеумок.
В большом ходу и у нас, и в Западной Европе были оловянные ложки. Металлические ложки, вилки, ножи до XVII века получали в основном ковкой, потом перешли на литье, и только в XIX веке Крупп первым организовал по-настоящему промышленное их производство.

Тарелками средневековому едоку служили внушительных размеров ломти хлеба, которые иногда клали на деревянные кружки. Это, кстати, была первая посуда " разового пользования"; пропитанный мясным соком хлеб бросали после еды собакам, непременным сотрапезникам хозяев в любом замке.

    Позже люди "низкого" сословия пользовались глиняными и деревянными тарелками; в домах побогаче в обиходе было олово и серебро. Дерево и глина впитывали в себя жир и поэтому всегда имели прогорклый запах; оловянная и серебряная посуда тускнела и быстро царапалась. С конца XV века их начинает теснить фаянс, а с начала XVIII века – и фарфор.


    Кардинал Мазарини стал изобретателем... глубокой тарелки для супа, которая стала, наконец, индивидуальной посудой. До этого за столом несколько человек ели из одной посудины.   В руководствах по этикету XVII века советовали хорошо вытирать ложку, прежде чем снова зачерпывать ею суп: ведь деликатные люди могут не захотеть супа, в который обмакнули ложку, вынув изо рта (разливных ложек в те времена еще не было). Кавалерам предписывалось не облизывать руки во время еды, не плевать в тарелки и не сморкаться в скатерть.


    На Руси тарелки (называвшиеся тогда тарелями) появились на обеденных столах знати не раньше XVI века.


Еще и в XVII веке тарелки были редкостью даже у царей.  При царе Алексее Михайловиче, по записям одного путешественника, за обедом для каждого гостя клали на стол ложку и хлеб, а тарель, нож и вилку - только для почетных гостей. Тарели чаще служили не для еды - в них бросали кости.

 
    Начиная со средних веков, обязательной принадлежностью стола была солонка. Почетные места за столом размещались ближе к солонке. Высокие западноевропейские солонки напоминали песочные часы, только без перехвата. Во время еды одной такой солонкой пользовалось сразу несколько человек - обычай, сохранившийся и в наше время.


     И в Деревне солонка была среди предметов, высоко почитаемых - ведь хлеб-соль были символом благополучия и гостеприимства. Без деревянных солонок (их называли "солоницы") - резных и расписных - не обходились праздничные торжества и свадебные обряды. Делали их в виде уточек или коробочек с резными коньками, главками церквей, двуглавыми орлами.


    Скатертей античность не знала. Лишь на заре средневековья столы властьимущих обретают кожаные покровы. Первое упоминание о скатертях на Руси относится к 1150 году (так называемая "Смоленская грамота"). Слово "скатерть" древнерусское, возможно, образовалось от "екать" и "терть" по типу "рукотерть" (старое русское название полотенца). Уже в средние века в обиходе были браные (с узором) скатерти.


    Салфетки появились в Европе в XV веке. Но еще долго и рот, и руки вытирали краем скатерти. Для России пора салфеток пришла после реформ Петра 1, в начале XVIII века.

Помните? "Аппетит приходит во время еды"! Приятного вас аппетита!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Консультация для родителей Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

Консультация для родителей Тема: «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого чело...

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, ...

Консультация для воспитателей "Физическая культура как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Физическая культура - составная часть общего воспитания. Она тесным образом переплетается с экологией, так как от факторов внешней среды зависит здоровье людей. У детей формируется потребность вести з...

Консультация для родителей Тема: "Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста"

С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия ребенка. Он щурится от солнечного света, яркие игрушки вызывают у него восторг, и он тянется к ним руками...

Консультация для родителей "Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....