Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать».
консультация

Пискарева Светлана Александровна

 Что же такое мелкая моторика? Это движение мелких мышц кистей рук, это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. То есть важным является координация «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Тренировка мелкой моторики — важный элемент полноценного роста дошкольника, который не только развивает речь, но и оказывает существенное влияние на развитие памяти, внимания, мышления и эмоциональной сферы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_melk_motorika.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Что такое мелкая моторика

и почему ее так важно развивать».

 Что же такое мелкая моторика? Это движение мелких мышц кистей рук, это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. То есть важным является координация «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Тренировка мелкой моторики — важный элемент полноценного роста дошкольника, который не только развивает речь, но и оказывает существенное влияние на развитие памяти, внимания, мышления и эмоциональной сферы.

Это связано с тем, что третья часть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук. Ее близость к моторной зоне дают основание считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. Моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

У современных детей моторное развитие отстаёт по сравнению с прошлыми поколениями: пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Ребенок плохо держит ложку, карандаш, испытывают трудности при одевании, застегивании пуговиц и молний. Еще несколько лет назад родители выполняли домашнюю работу вручную, а дети им помогали. И эта работа зачастую способствовала развитию моторики рук: перебирание крупы, стирка и выжимание белья, вязание, шитье и т.д. Сегодня же с развитием технологий и появлений бытовой техники большинство операций по дому выполняют машины, практически вся детская обувь на липучках, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей. Кроме того, быстрый ритм современной жизни не позволяют родителям уделять должное внимание моторному развитию рук.

Можно говорить о том, что уровень овладения ручными навыками, такими как: использование ножниц, лопатки, держание карандаша – являются фактором развития меткой моторик и рук и свидетельствуют об отставании или нормальном развитии ребенка.

Возможности освоения окружающего мира у ребенка со слабым моторным развитием (как мелкой, так и общей моторики) становятся ограниченными, обедненными. Возникают трудности при раскрашивании, собирании конструктора, паззлов, при развитии навыков самообслуживания. У такого ребёнка могут возникнуть трудности с запоминанием, логикой, концентрацией внимания. Не справляясь с действиями, которые делают сверстники, ребенок может чувствовать себя неловко, снижается его самооценка.

Уровень развития мелкой моторики влияет на такие процессы, как внимание, память, мышление и воображение, связан с двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией. Развитие движений пальчиков ребёнка, способствует развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия, имеет больший успех в усвоении нового материала.

Итак, значение развития мелкой моторики

  1. Движения рук являются основой для формирования навыков самообслуживания
  2. Уровень развития мелкой моторики является показателем общего развития ребенка
  3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие таких психических функций, как мышление, память, внимание.

В каждом возрасте ребенок осваивает определенный круг действий руками. По мере усвоения предыдущего навыка и созреванию нервной системы, появляется возможность освоить новый навык, приобрести новое достижение.

До 4х месяцев  ребенок учится координировать движения глаз, тянется к предметам руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит на рефлекторном уровне, благодаря безусловным рефлексам.  

С 4 месяцев до года  ребенок  активно совершенствует навыки: он перекладывает предметы из руки в руку, гремит погремушкой, может научиться переворачивать страницы в книге.

С года до двух движения ребенок осваивает первые навыки рисования, использует указательный палец для того, чтоб показать на какой-то предмет. Появляются предпочтения в использовании одной из рук. Он может уже самостоятельно держать ложку и кушать.

В два-три года моторика рук позволяет осваивать навыки лепки из пластилина, учиться держать ножницы и даже разрезать ими бумагу.

 В три – четыре года – малыш уже уверенно рисует не только карандашами, о и красками, к концу этого периода умеет разрезать лист вдоль начерченной линии, складывать лист пополам вдоль и по диагонали.

Мелкая моторика рук у детей 4-5 лет уже напоминает движения взрослых. Ребенок уже умеет раскрашивать, не вылезая за контур, работает не всей рукой, а только кистью. Движения более отточены, поэтому при вырезании из бумаги предметы получаются гораздо ровнее.

В этом возрасте 5-6 лет у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок с легкость раскрашивает, лепит мелкие детали, уже держит ручку тремя пальцами, рисует, как взрослый, умеет пользоваться ножницам.

Таким образом, развивать мелкую моторику можно уже самого рождения. Но особенно важно улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей у детей младшего дошкольного возраста. Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы способствуем развитию интеллекта ребенка, помогаем развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. « Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать».

"Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать."...

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?"

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?" поможет родителям разобраться с понятием мелкой моторики, раскроет ее значение для общего развития дошкольника...

Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать».

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика рук"....

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать"

Информация будет полезна родителям, а так же воспитателям....

Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать»

laquo;Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать»...