08.05.2019 Методическая разработка для воспитателей и родителей "Пальчиковые игры и гимнастика"
методическая разработка

Гиззатуллина Лариса Петровна

«Пальчиковая гимнастика для детей»

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gizzat_pal_gimn.docx799.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №1 «Мамонтенок»

Методическая разработка для воспитателей и родителей

"Пальчиковые игры и гимнастика"

C:\Users\USER\Desktop\Анонс Любовь на ладони 09.12.jpg

Подготовила: воспитатель

Гиззатуллина Л.П.

«Пальчиковая гимнастика для детей»

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики детей младшего и старшего дошкольного возраста. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

Однако, по данным ученых, за последние 5-10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Дети активно поглощают информацию, которую получают в большом количестве с экрана телевизора, монитора компьютера, слушают аудиосказки. Кроме того, дошкольники очень редко делают что-то своими руками. А зачем? Ведь современные игрушки и развивающие игры сконструированы максимально безопасно, но не эффективно с точки зрения развития мелкой моторики. И если раньше малыши старательно учились завязывать шнурки, застегивать пуговицы на одежде, вырезали и клеили картинки, то сейчас липучки и кнопки, красочные пособия с наклейками снизили до минимума потребность в повседневном развитии мелкой моторики.

Вот почему пальчиковая гимнастика для детей, нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, для подрастающего поколения дошкольников – насущная необходимость. Умея оперировать компьютерной мышкой и пользоваться клавиатурой, многие пяти-шестилетние мальчики и девочки с трудом пользуются ножницами, испытывают проблемы при попытках управиться с иглой, пуговицами, крючками.

Начинать занятия пальчиковой гимнастикой нужно еще в доречевом периоде. Многие детские психологи рекомендуют заниматься с 7-10 месяцев. В этом возрасте можно чередовать пассивную пальчиковую гимнастику с развитием моторики с помощью фольклорных материалов.

«Пассивная пальчиковая гимнастика»

    Основным приемом пассивной пальчиковой гимнастики является массаж. Для детей 7-10 месяцев целесообразно проводить массаж с использованием следующих приемов: вибрация, поглаживание, пощипывание, потряхивание, растирание. Движения нужно выполнять в направлении к запястью, при этом уложиться желательно в 3-5 минут. Иначе ребенок может потерять интерес к занятию и в следующий раз с неохотой включаться в процесс.

«Упражнения на сгибания»

Данный вид массажа выполняется в медленном темпе и очень осторожно. Зафиксировав кисть ребенка своей ладонью, нужно сгибать и разгибать пальчики малыша, совершая при этом круговые движения. Тот же прием можно использовать, когда рука ребенка лежит на твердой поверхности. Пальчики малыша нужно поочередно сгибать и разгибать, или приподнимать, если кисть руки лежит ладонью вниз.

Выполняя пассивные гимнастические упражнения для развития мелкой моторики у малышей до 2-х лет, обратите внимание, что для детей этого возраста важно спокойно-ласковое настроение и бережные прикосновения.

«Пальчиковая гимнастика для детей в игровой форме»

Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно. Оптимальным вариантом является использование в ходе игры стихов, потешек, прибауток – любого фольклорного материала.  Например, отлично подойдёт для занятий пальчиковой гимнастикой старая добрая потешка про сороку-белобоку, которая деток кормила. «Этому дала, этому дала, а этому – не дала!» – с этими словами загибаете пальчики у ребёнка, а большой пальчик оставляете оттопыренным. Рифмованные фразы привлекают внимание и быстро запоминаются. При этом ритмичность, сохраняющийся неизменным порядок слов и рифма успокоит даже легковозбудимого ребенка, поможет ему сосредоточиться.

Чтобы пальчиковая гимнастика для детей была максимально интересной, приятной и в то же время эффективной, нужно стараться строить игру

поэтапно:

1. Для начала взрослый должен продемонстрировать игру ребенку сам.

2. Потом можно показать движения, манипулируя пальцами и кистью ребёнка.

3. Попытаться совместно с ребенком выполнить движения одновременно, по мере необходимости помогая малышу.

4. Затем можно попросить ребенка выполнить движения самостоятельно, в то время пока взрослый проговаривает текст.

5. Возможно, до того момента, как ребенок сможет самостоятельно выполнить движения и проговорить текст потребуется пару дней. Возможно, вам придется несколько раз помочь ребенку. Но очевидный успех никогда нельзя оставить без похвалы!

Именно от взрослого зависит, насколько ребёнку понравится гимнастика. Поэтому перед началом занятий задайте себе несколько вопросов.

- Знаете ли вы текст настолько хорошо, чтобы заинтересовать ребенка с первого раза?

- Тёплые ли у вас руки? Прикосновения холодных рук могут быть неприятны ребенку.

- Помните ли вы о мимике? Обязательно участвуйте в игре «лицом».

- Не слишком ли сложный текст вы подобрали?

 Для детей до двух лет хватит и четверостишия, для малышей постарше – шести-восьми строк. Лучше больше разных потешек, чем одна, но длинная.

Дети 5-6 лет уже не с таким интересом относятся к занятиям вместе с родителями пальчиковой гимнастикой. Зато с увлечением вырезают, пришивают пуговицы, нанизывают бусины и бисер, вяжут проволочные браслеты, плетут из ниток и пряжи «гнезда», делают аппликации и пр. Пробуйте, подбирайте, ищите занятия, интересные для своего ребенка, и пальчиковая гимнастика станет для вас и для вашего малыша не только средством развития мелкой моторики и речи, но и увлекательным совместным занятием.

Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

          Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

         Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,

взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью

взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Тексты потешек и картинки-схемы, показывающие положение или движение кисти руки:

-«Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

- То-то хорошенький, - 1

То-то пригоженький; - 2

Ходит бочком, - 3

Уши торчком, - 4

Нос пятачком!» - 5

- « Петушок, петушок, - 1

Золотой гребешок, - 2

Масляна головушка. - 3

Шелкова бородушка, - 4

Что ты рано встаешь,

Что ты звонко поешь,

Деткам спать не даешь?» - 5

-«Водичка-водиченька, - 1

Умой мое личико! - 2

Чтобы щечки алели, - 3

Чтобы глазки блестели, - 4

Чтоб смеялся роток, - 5

Чтоб кусался зубок!»

-«Солнышко-вёдрышко! - 1      

Взойди поскорей, - 2

Освети, обогрей -3

Телят да ягнят, - 4

Еще маленьких ребят» - 5

-«Ножки, ножки, где вы были? - 1

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали?

- Мы грибочки собирали. - 2

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали да смотрели – 3

Все пенёчки оглядели. - 4

Вот и Ванюшка с грибком, - 5

С подосиновичком!»

Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения . Малышу необходима ласка взрослого , его присутствие , очень важен телесный контакт { необходимо брать малыша на руки , за ручки , гладить по головке }. Уже с первых недель жизни , общаясь с малышом , нужно разговаривать с ним , петь песенки , рассказывать потешки и прибаутки . Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций .

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи { так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга }, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму . Кисти рук приобретают хорошую подвижность , гибкость , исчезает скованность движений .

Большую помощь в развитии выразительной речи оказывают пальчиковые игры и логоритмические упражнения. Известно , что ребенок развивается в движении . С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение , автоматизация звуков , формируется интонация , выразительность голоса , а также мимика , пластика , точность и координация как общей , так и мелкой моторики . Поэтому занятия полезно начинать с разминки пальцев , языка , ритмических упражнений .

Пальчиковые игры и упражнения на координацию слова с движением, используемые на занятиях с детьми в детском саду распределив их по лексическим темам.

«Осень»

«Раз , два , три , четыре , пять- { Сжимают и разжимают кулаки .}

Будем листья собирать .

Листья березы ,

Листья рябины , { Загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу .}

Листья осины ,

Листики дуба мы собираем .

Маме осенний букет отнесем .» { Сжимают и разжимают кулаки .}

«Огород»

«В огороде много гряд : { Сжимают и разжимают пальцы в кулак .}

Тут и репа , и салат , { По очереди разжимают пальцы из кулака .}

Тут и свекла , и горох ,

А картофель разве плох ? { Сжимают и разжимают            пальцы .}

Наш зеленый огород .»

«Фрукты»

«Будем мы варить компот -

Фруктов нужно много . Вот . { Левую ладонь << ковшиком >> , указательным пальцем правой руки << мешают >>. }

Будем яблоки крошить , { Загибают пальцы по одному , начиная с большого .}

Грушу будем мы рубить ,

Отожмем лимонный сок ,

Слив положим и песок ,

Варим , варим мы компот , { Опять << варят >> и << мешают>> .}

Угостим честной народ .»

        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект, рекомендую вам,  во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:

– застёгивание и расстегивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);

– всевозможные шнуровки;

– нанизывание колец на тесьму;

– игры с мозаикой;

– сортировка мозаики по ячейкам;

– игры с конструктором;

– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

                

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

«Здравствуй, пальчик, выходи,

На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.

Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)

Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка.» (Выпрямляете пальчик.)

Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

 «Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),

Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),

Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)

Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!

Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),

Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),

Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?

Тянем-потянем, тянем-потянем!

Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!

Вытянули репку.»

Простые правила игры

Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

Обязательно чередуйте три типа движений:

сжатие;

растяжение;

расслабление.

Как еще активизировать пальчики

Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).

Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Есть множество игр и занятий с ребенком на каждый возрастной период от рождения до школы, которые будут способствовать его развитию.

Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Ваш ребенок многому научится, разовьет мышление, память, речь, логику, воображение, познакомится с азами географии, физики, химии. Ребенку понравится процесс такого обучения, и вы сделаете с ним первый шаг на пути к учению с увлечением.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимания развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неккординированные).

Предлагаемая далее пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов – пять недель).

Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки.

Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").

3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка "БЕЛКА"

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 3)

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка "БРАТЬЯ"

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди ...

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 5)

1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Развитие мелкой моторики рук или несколько идей, как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить

Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.

Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Одно условие необходимо соблюдать - пальчиковые игры должны выполняться без затруднения и приносить детям радость.

Очень хочется, чтобы родители во всем были заинтересованы. Тогда они поймут, какую большую пользу приносят пальчиковые игры.

Используемая литература:

1 «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; Издательство: Родничок; Автор: Л.П. Савина; Год издания:1999.

2 «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; Издательство: Родничок; Автор: А.Е. Белая, В.И. Мирясова; Год издания :1999.

3   «Играем пальчиками и развиваем речь»; Издательство:Флокс ;Авторы: А.Е. Белая, В.И. Мирясова; Год издания : 1995.

4  «Игры с пальчиками»; Издательство: Эксмо; Автор: Юлия Соколова; Год издания : 2002.

5  «Ладушки. Пальчиковые игры для малышей»; Автор: Крупенчук Ольга Игоревна; Издательство: ИД Литера; Год издания: 2005.

6  «Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста»; Автор: Чернова Елена Ивановна, Тимофеева Елена Юрьевна

Издательство: Корона-Принт, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателя по организации игры в среднем дошкольном возрасте

Организация игры и примеры игр в средней группе. Роль и задачи воспитателя в процессе организации игры....

Методическая разработка для воспитателей по теме: "Утренняя гимнастика"

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников. Утренняя гимнастик...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...

Методическая разработка для воспитателей «Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду»

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровьянаселения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.Утренняя гимнастика ...

Методическая разработка для воспитателей «Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду»

Актуальность:В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровьянаселения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.Утрення...

Методическая разработка для воспитателей «Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду»

Актуальность:В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровьянаселения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.Утрення...