Здоровье детей - наше общее дело
статья

Белюк Антонина Михайловна

Здоровье детей - наше общее дело

Без помощи родителей значимые результаты в оздоровлении детей получить невозможно
В раннем и дошкольном детстве здоровье ребенка (при отсутствии органических нарушений) формируется в двух основных средах: семье и дошкольном учреждении. Обе среды являются микросоциальными системами (или микросоциумами), на фоне которых формируется здоровье дошкольника в самом широком смысле этого понятия (от физического до нравственного).
Об этом говорится и в Концепции дошкольного воспитания: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник — не эстафета, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Анализ педагогической практики убедительно доказывает, что без помощи родителей невозможно получить значимые результаты даже при реализации хорошо зарекомендовавших себя оздоровительных технологий.
Общность целей и, соответственно, деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей позволяет этим двум социальным системам, образно говоря, найти «общий язык» и действовать согласованно в строго определенных направлениях.

Как правильно организовать взаимодействие
Условием эффективности совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи в здоровьесбережении детей является их правильно организованное взаимодействие. Успешное решение этой проблемы в значительной степени зависит от того, доверяют ли родители коллективу и руководителю дошкольного учреждения: их профессионализму, компетентности, искренней заинтересованности в сохранении здоровья воспитанников.
Преодолению стихийности и узконаправленности подходов в организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи способствует концептуальное видение решения этой важной проблемы. Разработка концепции совместной деятельности позволяет педагогам дошкольного учреждения и его руководителю осмыслить ее сущность, специфику, структуру построения деятельности и распределение обязанностей, добровольно принятых на себя как родителями, так и членами педагогического коллектива.

В основе концепции совместной работы дошкольного учреждения и семьи обязательны две составляющие:

1.     Наличие в дошкольном учреждении совместной программы здоро-вьесбережения воспитанников. Причем эта программа должна быть ориентирована не только на обеспечение физического, но также социального, духовного и психического здоровья.

2.     Добровольное принятие родителями ответственности за реализацию соответствующих разделов или блоков подобной программы.

В свою очередь, каждая из этих составляющих также требует тщательной концептуальной проработки.
Вырабатываем общую программу
Разработка программы совместной работы дошкольного учреждения и семьи требует прежде всего изучения потенциала здоровьесбережения как конкретной семьи, так и всего родительского сообщества. Для этого требуется составить портрет культуры здоровья семьи каждого воспитанника и всего родительского сообщества. Другими словами, дошкольное учреждение должно знать, на какую именно помощь и поддержку может рассчитывать.
Другой, не менее важной задачей является квалифицированная оценка профессионального потенциала дошкольного учреждения в отношении здоровья воспитанников, а также изучение собственной культуры здоровья каждого педагога и коллектива в целом.
Соотнесение полученных данных позволит:

1.     квалифицированно определить цели и задачи программы;

2.     правильно распределить усилия партнеров в решении проблем здо-ровьесбережения детей и выбрать соответствующие средства и формы оздоровительной работы, а также методы оценки ее результативности.

Данные мониторинга здоровья — лучше лекций
Вторая составляющая основы концептуальных подходов к организации совместной работы семьи и дошкольного учреждения требует исключения любых проявлений менторства в отношении семьи. Не следует поучать родителей, декларировать им азбучные истины или акцентировать внимание на недостатках их семейного воспитания. Родителей необходимо систематически знакомить с данными мониторинга здоровья и физического развития воспитанников. Они лучше любых лекций и т.п. помогают родителям понять сущность и смысл осуществляемой в дошкольном учреждении работы, так как они касаются конкретно их собственных детей. Участие родителей в диагностике детей, возможность проверки полученных данных лучше всего способствуют активизации их деятельности по сохранению здоровья детей.
В методологическом плане перечисленные выше подходы являются традиционными, и принципиально нового, в этом смысле, мы ничего не сказали. Однако, как показывает анализ практики, организация работы по преемственности дошкольного учреждения и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей не только не строится в соответствии с этими общими подходами, но порой даже противоречит им. Стихийность,тенденция следовать вновь провозглашенным образовательным лозунгам, узконаправленность оздоровительной деятельности и формализм — это далеко не полный перечень недостатков работы по преемственности дошкольного учреждения с семьей.
Основными принципами, на которых должна строиться совместная работа дошкольного учреждения и семьи в направлении здоровьесбере-жения воспитанников, являются:

1.     Принцип целостности подходов к обеспечению здоровья детей, реализация которого возможна на основе разработки программы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, а также согласовании с родителями оздоровительной программы, которая должна включать и раздел об обязанностях семьи. Семья должна использовать элементы оздоровительных технологий дошкольного учреждения, а дошкольное учреждение — внедрять в практику работы принципы семейного воспитания, способствующие формированию у детей привычек и потребностей в здоровом образе жизни.

2.     Принцип целенаправленности и последовательности работы на основе программы, которая должна быть рассчитана на весь период пребывания воспитанника в дошкольном учреждении и предусматривать расширение степени включенности родителей в совместную оздоровительную деятельность от раннего возраста детей к старшему возрасту.

3.     Принцип индивидуализации и дифференциации совместной работы дошкольного учреждения и родителей на основании классификации семей, анализа культуры их здоровья и позиции в отношении здоровья своих детей.

Доверие родителей к детскому саду — основа совместной работы
Выше мы говорили о доверии родителей. Социально-психологические исследования показывают, что уровень доверия организации может быть разным: низкий, средний, высокий. Основные показатели доверия родителей дошкольному учреждению были определены нами с помощью метода экспертных оценок.
В обобщенном виде эти показатели представлены ниже:

1.     Родители доверяют коллективу и руководителю детского сада, если ребенок посещает его охотно, имеет много друзей, полон впечатлений от прожитого дня, сыт и не утомлен.

2.     Родители доверяют дошкольному учреждению в том случае, когда убеждены, что при каких-либо нестандартных ситуациях общения со сверстниками их ребенок и семья не станут «крайними», и персонал будет искать ошибки и недостатки в своих профессиональных действиях, а не перекладывать ответственность за поведение воспитанника на него самого или его родителей.

3.     Родители доверяют учреждению в том случае, когда убеждены, что сотрудники сразу же сообщат им о болезни или несчастном случае. Они немедленно обратятся за медицинской помощью, а также поставят в известность руководство, и все их дальнейшие действия будут направлены на оказание помощи воспитаннику. Кроме того, руководство и персонал не станут препятствовать служебному расследованию по инициативе родителей или управления, не станут искажать факты, чтобы как-то выгородить себя.

4.     Родители доверяют руководителю детского сада, если он оперативно реагирует на возникающие у них вопросы в отношении деятельности сотрудников или условий содержания детей. Они доверяют учреждению, если знают, что в любой момент лично или по установленным каналам связи могут обратиться к администрации, и им при этом будет гарантирована обратная связь.

5.     Родители доверяют дошкольному учреждению, если считают, что в нем работают профессионалы, способные обеспечить динамичное развитие детей, и которые периодически отчитываются о проделанной ими работе, демонстрируя успехи каждого воспитанника.

На основании этих показателей был разработан опросный лист, с помощью которого можно определить уровень доверия родителей дошкольному учреждению. Опросный лист родителями не подписывается и после заполнения опускается в специальную опечатанную урну. Обработка опросных листов проводится психологом, социальным педагогом или подготовленными сотрудниками. Не исключается участие родителей.
Определение уровня доверия родителей дошкольному учреждению позволит определить их потенциальную активность в совместной работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Но родители будут поддерживать деятельность дошкольного учреждения в том случае, если они не только доверяют персоналу и руководителю, но и хорошо информированы о целях деятельности и актуальной возможности ее реализации. Имеет значение и то, насколько затратной (в финансовом плане) будет их помощь.
Активность родителей стимулируется и предоставлением им достоверной информации об уровне актуального развития воспитанников (физического, интеллектуального, личностного и т.д.). В этом случае диалог воспитателя или специалиста с родителями может быть примерно таким: «В настоящее время уровень физического (например) развития вашего ребенка в целом соответствует норме, но не соответствует оптимальным показателям. Потенциал вашего ребенка гораздо выше, и у него имеются возможности более высокого уровня развития. Мы могли бы оптимизировать этот процесс и улучшить показатели развития, если вы... (перечислить некоторые действия родителей). С вашей помощью мы могли бы прийти к следующим результатам... (перечислить возможные результаты)».
Повышению мотивации родителей способствует их привлечение к обсуждению программы и технологий здоровьесбережения воспитанников. Необходимо предложить родителям различные варианты, разумеется, с учетом возможностей дошкольного учреждения и степени родительской помощи. В зависимости от используемого варианта следует обозначить и ожидаемые результаты, которые могут быть либо достаточно скромными, либо оптимальными. Родители должны убедиться в том, что от их помощи зависит эффективность оздоровительной деятельности детей. В каждом случае необходимо обозначить ожидаемые результаты.
Изучение практики работы дошкольного учреждения с семьей показывает, что эффективным средством мотивации родителей к совместной деятельности является демонстрация положительного опыта совместной деятельности в других дошкольных учреждениях.

Что такое «современное» педагогическое просвещение?
Мотивацию родителей к совместной деятельности можно повысить и за счет их качественного педагогического просвещения. При этом мы рекомендуем отказаться от некоторых методов, использовавшихся в учебно-дисциплинарной модели обучения. Дело в том, что многие их традиционные варианты изжили себя в связи со стремительным ростом технического прогресса. Интернет, множество телевизионных программ, прекрасно иллюстрированных периодических изданий, развитое книгоиздание позволяют молодым родителям получать качественную информацию о здоровье. Изменился и менталитет населения, система его жизненных ценностей. И это нельзя не учитывать при организации работы по педагогическому просвещению.
Самым перспективным подходом в оптимизации педагогического просвещения родителей (особенно в отношении здоровья детей) является консультирование, построенное на основе диагностических данных здоровья и развития их собственных детей. Таких сведений они уж точно не найдут ни в Интернете, ни в популярном журнале. Просвещение родителей должно рассматриваться как повышение их родительской квалификации, как опережающая подготовка. Оно должно базироваться не только на актуальном состоянии, но и на перспективах развития ребенка, прогностическом анализе тенденций формирования его здоровья. Родители должны быть практически подготовлены к «завтрашнему» своего малыша.
Формы педагогического просвещения должны быть разнообразными, а его содержание ярким и запоминающимся. В этом смысле можно взять пример с построения телепрограммы «О самом главном». Присутствие квалифицированных экспертов, наглядность, активное участие зрителей и т.п. делают эту программу не просто запоминающейся, но и крайне полезной в плане формирования здорового образа жизни населения. В содержание педагогического просвещения должны войти материалы и данные, полученные именно в этом дошкольном учреждении. Например, фильм о том, как закаливает своих детей семья Петровых или как организуют отдых с детьми на природе родители Саши Ж. и т.д. Другими словами, необходимо привести как можно больше примеров из работы дошкольного учреждения и жизни семей сверстников ребенка. Подкрепленные комментариями специалистов (психолога, педиатра и т.п.), эти материалы послужат активизации совместной работы дошкольного учреждения и семьи.
Большое внимание в определении концептуальных подходов к организации совместной работы имеет определение потенциальных возможностей семьи и дошкольного учреждения в здоровьесбережении детей. Здесь следует прежде всего ориентироваться на данные мониторинга физического развития и здоровья воспитанников с установлением прямых и косвенных воздействий на этот процесс как родителей, так и дошкольного учреждения. Кроме того, необходимо составить обобщенный портрет культуры здоровья семьи и воспитателей дошкольного учреждения. Несомненно, что потенциальные возможности родителей и педагогического коллектива в обеспечении здоровья детей напрямую зависят от уровня сформированности этой культуры.

Необходимо также изучить акты проверок учреждения внешними органами на предмет выполнения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований, оценить степень добросовестности персонала и руководителя в отношении своих прямых обязанностей по содержанию детей.
Определенную направленность разработке концептуальных подходов к организации совместной работы с родителями придаст качественный сравнительный анализ заболеваемости и динамики физического развития детей в различных возрастных группах дошкольного учреждения, а также группы дошкольных учреждений, расположенных в данной местности.
Разрабатывая концепцию совместной работы дошкольного учреждения и семьи, необходимо самое серьезное внимание уделить выбору направлений работы. Правильный выбор направлений совместной с семьей оздоровительной деятельности возможен при реализации программного подхода. Этот вопрос подробно освещается в следующей части нашей лекции.

 

 

Источник: Журнал "Дошкольное образование", №13 (301) , 2011 г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_detey.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье детей - наше общее дело

Без помощи родителей значимые результаты в оздоровлении детей получить невозможно
В раннем и дошкольном детстве здоровье ребенка (при отсутствии органических нарушений) формируется в двух основных средах: семье и дошкольном учреждении. Обе среды являются микросоциальными системами (или микросоциумами), на фоне которых формируется здоровье дошкольника в самом широком смысле этого понятия (от физического до нравственного).
Об этом говорится и в Концепции дошкольного воспитания: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник — не эстафета, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Анализ педагогической практики убедительно доказывает, что без помощи родителей невозможно получить значимые результаты даже при реализации хорошо зарекомендовавших себя оздоровительных технологий.
Общность целей и, соответственно, деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей позволяет этим двум социальным системам, образно говоря, найти «общий язык» и действовать согласованно в строго определенных направлениях.
Как правильно организовать взаимодействие
Условием эффективности совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи в здоровьесбережении детей является их правильно организованное взаимодействие. Успешное решение этой проблемы в значительной степени зависит от того, доверяют ли родители коллективу и руководителю дошкольного учреждения: их профессионализму, компетентности, искренней заинтересованности в сохранении здоровья воспитанников.
Преодолению стихийности и узконаправленности подходов в организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи способствует концептуальное видение решения этой важной проблемы. Разработка концепции совместной деятельности позволяет педагогам дошкольного учреждения и его руководителю осмыслить ее сущность, специфику, структуру построения деятельности и распределение обязанностей, добровольно принятых на себя как родителями, так и членами педагогического коллектива.

В основе концепции совместной работы дошкольного учреждения и семьи обязательны две составляющие:

  1. Наличие в дошкольном учреждении совместной программы здоро-вьесбережения воспитанников. Причем эта программа должна быть ориентирована не только на обеспечение физического, но также социального, духовного и психического здоровья.
  2. Добровольное принятие родителями ответственности за реализацию соответствующих разделов или блоков подобной программы.

В свою очередь, каждая из этих составляющих также требует тщательной концептуальной проработки.
Вырабатываем общую программу
Разработка программы совместной работы дошкольного учреждения и семьи требует прежде всего изучения потенциала здоровьесбережения как конкретной семьи, так и всего родительского сообщества. Для этого требуется составить портрет культуры здоровья семьи каждого воспитанника и всего родительского сообщества. Другими словами, дошкольное учреждение должно знать, на какую именно помощь и поддержку может рассчитывать.
Другой, не менее важной задачей является квалифицированная оценка профессионального потенциала дошкольного учреждения в отношении здоровья воспитанников, а также изучение собственной культуры здоровья каждого педагога и коллектива в целом.
Соотнесение полученных данных позволит:

  1. квалифицированно определить цели и задачи программы;
  2. правильно распределить усилия партнеров в решении проблем здо-ровьесбережения детей и выбрать соответствующие средства и формы оздоровительной работы, а также методы оценки ее результативности.

Данные мониторинга здоровья — лучше лекций
Вторая составляющая основы концептуальных подходов к организации совместной работы семьи и дошкольного учреждения требует исключения любых проявлений менторства в отношении семьи. Не следует поучать родителей, декларировать им азбучные истины или акцентировать внимание на недостатках их семейного воспитания. Родителей необходимо систематически знакомить с данными мониторинга здоровья и физического развития воспитанников. Они лучше любых лекций и т.п. помогают родителям понять сущность и смысл осуществляемой в дошкольном учреждении работы, так как они касаются конкретно их собственных детей. Участие родителей в диагностике детей, возможность проверки полученных данных лучше всего способствуют активизации их деятельности по сохранению здоровья детей.
В методологическом плане перечисленные выше подходы являются традиционными, и принципиально нового, в этом смысле, мы ничего не сказали. Однако, как показывает анализ практики, организация работы по преемственности дошкольного учреждения и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей не только не строится в соответствии с этими общими подходами, но порой даже противоречит им. Стихийность,тенденция следовать вновь провозглашенным образовательным лозунгам, узконаправленность оздоровительной деятельности и формализм — это далеко не полный перечень недостатков работы по преемственности дошкольного учреждения с семьей.
Основными принципами, на которых должна строиться совместная работа дошкольного учреждения и семьи в направлении здоровьесбере-жения воспитанников, являются:

  1. Принцип целостности подходов к обеспечению здоровья детей, реализация которого возможна на основе разработки программы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, а также согласовании с родителями оздоровительной программы, которая должна включать и раздел об обязанностях семьи. Семья должна использовать элементы оздоровительных технологий дошкольного учреждения, а дошкольное учреждение — внедрять в практику работы принципы семейного воспитания, способствующие формированию у детей привычек и потребностей в здоровом образе жизни.
  2. Принцип целенаправленности и последовательности работы на основе программы, которая должна быть рассчитана на весь период пребывания воспитанника в дошкольном учреждении и предусматривать расширение степени включенности родителей в совместную оздоровительную деятельность от раннего возраста детей к старшему возрасту.
  3. Принцип индивидуализации и дифференциации совместной работы дошкольного учреждения и родителей на основании классификации семей, анализа культуры их здоровья и позиции в отношении здоровья своих детей.

Доверие родителей к детскому саду — основа совместной работы
Выше мы говорили о доверии родителей. Социально-психологические исследования показывают, что уровень доверия организации может быть разным: низкий, средний, высокий. Основные показатели доверия родителей дошкольному учреждению были определены нами с помощью метода экспертных оценок.
В обобщенном виде эти показатели представлены ниже:

  1. Родители доверяют коллективу и руководителю детского сада, если ребенок посещает его охотно, имеет много друзей, полон впечатлений от прожитого дня, сыт и не утомлен.
  2. Родители доверяют дошкольному учреждению в том случае, когда убеждены, что при каких-либо нестандартных ситуациях общения со сверстниками их ребенок и семья не станут «крайними», и персонал будет искать ошибки и недостатки в своих профессиональных действиях, а не перекладывать ответственность за поведение воспитанника на него самого или его родителей.
  3. Родители доверяют учреждению в том случае, когда убеждены, что сотрудники сразу же сообщат им о болезни или несчастном случае. Они немедленно обратятся за медицинской помощью, а также поставят в известность руководство, и все их дальнейшие действия будут направлены на оказание помощи воспитаннику. Кроме того, руководство и персонал не станут препятствовать служебному расследованию по инициативе родителей или управления, не станут искажать факты, чтобы как-то выгородить себя.
  4. Родители доверяют руководителю детского сада, если он оперативно реагирует на возникающие у них вопросы в отношении деятельности сотрудников или условий содержания детей. Они доверяют учреждению, если знают, что в любой момент лично или по установленным каналам связи могут обратиться к администрации, и им при этом будет гарантирована обратная связь.
  5. Родители доверяют дошкольному учреждению, если считают, что в нем работают профессионалы, способные обеспечить динамичное развитие детей, и которые периодически отчитываются о проделанной ими работе, демонстрируя успехи каждого воспитанника.

На основании этих показателей был разработан опросный лист, с помощью которого можно определить уровень доверия родителей дошкольному учреждению. Опросный лист родителями не подписывается и после заполнения опускается в специальную опечатанную урну. Обработка опросных листов проводится психологом, социальным педагогом или подготовленными сотрудниками. Не исключается участие родителей.
Определение уровня доверия родителей дошкольному учреждению позволит определить их потенциальную активность в совместной работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Но родители будут поддерживать деятельность дошкольного учреждения в том случае, если они не только доверяют персоналу и руководителю, но и хорошо информированы о целях деятельности и актуальной возможности ее реализации. Имеет значение и то, насколько затратной (в финансовом плане) будет их помощь.
Активность родителей стимулируется и предоставлением им достоверной информации об уровне актуального развития воспитанников (физического, интеллектуального, личностного и т.д.). В этом случае диалог воспитателя или специалиста с родителями может быть примерно таким: «В настоящее время уровень физического (например) развития вашего ребенка в целом соответствует норме, но не соответствует оптимальным показателям. Потенциал вашего ребенка гораздо выше, и у него имеются возможности более высокого уровня развития. Мы могли бы оптимизировать этот процесс и улучшить показатели развития, если вы... (перечислить некоторые действия родителей). С вашей помощью мы могли бы прийти к следующим результатам... (перечислить возможные результаты)».
Повышению мотивации родителей способствует их привлечение к обсуждению программы и технологий здоровьесбережения воспитанников. Необходимо предложить родителям различные варианты, разумеется, с учетом возможностей дошкольного учреждения и степени родительской помощи. В зависимости от используемого варианта следует обозначить и ожидаемые результаты, которые могут быть либо достаточно скромными, либо оптимальными. Родители должны убедиться в том, что от их помощи зависит эффективность оздоровительной деятельности детей. В каждом случае необходимо обозначить ожидаемые результаты.
Изучение практики работы дошкольного учреждения с семьей показывает, что эффективным средством мотивации родителей к совместной деятельности является демонстрация положительного опыта совместной деятельности в других дошкольных учреждениях.
Что такое «современное» педагогическое просвещение?
Мотивацию родителей к совместной деятельности можно повысить и за счет их качественного педагогического просвещения. При этом мы рекомендуем отказаться от некоторых методов, использовавшихся в учебно-дисциплинарной модели обучения. Дело в том, что многие их традиционные варианты изжили себя в связи со стремительным ростом технического прогресса. Интернет, множество телевизионных программ, прекрасно иллюстрированных периодических изданий, развитое книгоиздание позволяют молодым родителям получать качественную информацию о здоровье. Изменился и менталитет населения, система его жизненных ценностей. И это нельзя не учитывать при организации работы по педагогическому просвещению.
Самым перспективным подходом в оптимизации педагогического просвещения родителей (особенно в отношении здоровья детей) является консультирование, построенное на основе диагностических данных здоровья и развития их собственных детей. Таких сведений они уж точно не найдут ни в Интернете, ни в популярном журнале. Просвещение родителей должно рассматриваться как повышение их родительской квалификации, как опережающая подготовка. Оно должно базироваться не только на актуальном состоянии, но и на перспективах развития ребенка, прогностическом анализе тенденций формирования его здоровья. Родители должны быть практически подготовлены к «завтрашнему» своего малыша.
Формы педагогического просвещения должны быть разнообразными, а его содержание ярким и запоминающимся. В этом смысле можно взять пример с построения телепрограммы «О самом главном». Присутствие квалифицированных экспертов, наглядность, активное участие зрителей и т.п. делают эту программу не просто запоминающейся, но и крайне полезной в плане формирования здорового образа жизни населения. В содержание педагогического просвещения должны войти материалы и данные, полученные именно в этом дошкольном учреждении. Например, фильм о том, как закаливает своих детей семья Петровых или как организуют отдых с детьми на природе родители Саши Ж. и т.д. Другими словами, необходимо привести как можно больше примеров из работы дошкольного учреждения и жизни семей сверстников ребенка. Подкрепленные комментариями специалистов (психолога, педиатра и т.п.), эти материалы послужат активизации совместной работы дошкольного учреждения и семьи.
Большое внимание в определении концептуальных подходов к организации совместной работы имеет определение потенциальных возможностей семьи и дошкольного учреждения в здоровьесбережении детей. Здесь следует прежде всего ориентироваться на данные мониторинга физического развития и здоровья воспитанников с установлением прямых и косвенных воздействий на этот процесс как родителей, так и дошкольного учреждения. Кроме того, необходимо составить обобщенный портрет культуры здоровья семьи и воспитателей дошкольного учреждения. Несомненно, что потенциальные возможности родителей и педагогического коллектива в обеспечении здоровья детей напрямую зависят от уровня сформированности этой культуры.

Необходимо также изучить акты проверок учреждения внешними органами на предмет выполнения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований, оценить степень добросовестности персонала и руководителя в отношении своих прямых обязанностей по содержанию детей.
Определенную направленность разработке концептуальных подходов к организации совместной работы с родителями придаст качественный сравнительный анализ заболеваемости и динамики физического развития детей в различных возрастных группах дошкольного учреждения, а также группы дошкольных учреждений, расположенных в данной местности.
Разрабатывая концепцию совместной работы дошкольного учреждения и семьи, необходимо самое серьезное внимание уделить выбору направлений работы. Правильный выбор направлений совместной с семьей оздоровительной деятельности возможен при реализации программного подхода. Этот вопрос подробно освещается в следующей части нашей лекции.

Источник: Журнал "Дошкольное образование", №13 (301) , 2011 г