Использование игровых технологий для развития коммуникативных качеств детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Ижаева Катерина Арслановна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_gotovyy_vord_2_4.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Ижаева К.А..,воспитатель

                                             ГБДОУ 38 Пушкинского  

                                             Района Санкт- Петербурга

«Использование игровых технологий для развития социально коммуникативных качеств детей среднего дошкольного возраста.»

Коммуникативные навыки детей среднего дошкольного возраста это, прежде

всего, развитие свободного общения с взрослыми и детьми, а также развитие

всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами и основное внимание уделяется развитию собственно

коммуникативных способностей .

Главное внимание уделяется играм драматизациям,в

которых закрепляется умение вести диалог в разных ситуациях .

Для развития коммуникативных

навыков детей среднего дошкольного возраста особое значение имеют

сюжетно-ролевые игры, которые являются источником формирования

социального сознания ребенка.

 Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться

играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под

руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность  в

общении  с другими  детьми.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней

воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и

ролей. Сюжет игры это ряд событий, объединенных жизненно

мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры

характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Смысл игры для дошкольника 4–5 лет заключается в отношениях между

персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в

которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет

корабль и т.д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи,

мимики, жестов.

В связи с этим возникает необходимость помощи воспитанникам в

овладении навыками сюжетно-ролевой игры. Для решения этих задач

воспитатель в основном должен использовать косвенные приемы руководства:

обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней

группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких

случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной-двух

игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других .

Воспитатель также должен использовать разнообразные приемы

формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляя

интерес к играм детей и задавая отдельным группкам вопросы, педагог

постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры,

договариваться между собой, распределять роли.

В средней группе возможно участие воспитателя в игре в той или иной

роли. Но при этом он берет на себя не основную, а второстепенную роль с тем,

чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших

затруднений. В качестве примера сюжетно-ролевой игры можно представить

игру «Дотронься...». Цель данной игры развитие навыков общения, умения

просить, снятие телесных зажимов. Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центре складывают игрушки. Ведущий  произносит: «Дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т

д.)» – Кто не нашел необходимого предмета водит. Пояснение: игрушек

должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки

развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в

дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении

проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и

подобных игр, дети научатся делиться друг с другом, находить общий язык .Кроме того, в игре происходит не только формирование коммуникативных

способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия

существующего в реальном мире общения. Игры не только помогают развить и

проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют

корректировать возникающие проблемы и трудности в общении применительно к ребенку в давние времена означало

«жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я

хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности,

означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу

Таким образом, сюжетно-ролевая игра это творческая игра детей

дошкольного возраста. В частности, игры позволяют дошкольникам

корректировать возникающие проблемы и трудности в общении. В развитом

виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли

взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях

воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра это ведущая деятельность среднего дошкольного

возраста. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются

главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное

мышление, самосознание, речь. То есть сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности

развития коммуникативных навыков и умений.

Ребенка 4-5 лет может заинтересовать игра «Эмоция»,когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций ,но и учиться распознавать  их в других  детях ,и адекватно на них реагировать .

Список литературы:

1. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в

средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80

с.

2. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в

дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: Просвещение,

2014. – 23 с.

3. Санникова Л.Н., Терякова А.В. К проблеме профилактики и

преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста //

Современный взгляд на будущее науки: сборник статей международной научно-

практической конференции. – Уфа, 2015. – С. 194–197.

4. Харчевникова А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра

четырех-пяти лет: особенности организации // Де