Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Светлана Воробей

Консультация для родителей "Развитие речи детей младшего возраста (2 - 3 года)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi_detey_2-3_let.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Развитие речи детей младшего

возраста (2-3 года)"

     

Основные задачи развития речи детей ясельного и младшего возраста:

- обогащение словаря,

- формирование грамматически правильной речи,

- развитие связной речи,

- ознакомление с художественной литературой,

- звуковая культура речи  (развитие артикуляционного и голосового аппара

та, отчетливое произнесение гласных и согласных звуков кроме свистящих,

шипящих и сонорных).

   1.Обогащение словаря осуществляется  за  счет   расширения   кругозора

 у детей. Этому способствуют: походы в парк, лес, зоопарк,   кино  и  цирк,

чтение книг, отгадывание   и  загадывание загадок, наблюдения  в  природе

и за трудом взрослых.

   Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе   от    45  до   1000

с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).

    2.Под формированием грамматически  правильной  речи  имеется  в виду

согласование слов в предложении,  изменение   слов   по падежам,  числам,

временам. Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять,   неправильно  изменять окончания  по  аналогии  с  другими

предметами   (есть  ложком,  копать   лопатом,  много   карандашов).  

     Взрослые должны обращать внимание на окончание слов, согласование,

тактично исправлять  ошибки своих детей (эти  ошибки  должны  исчезнуть

к  четырем  годам).  

     3.Что  касается  развития  связной  речи,   то  первые  фразы  в  норме

появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно

развитой, взрослые должны:

- учить  детей  составлять  описательный  рассказ,  называя  характерные

признаки предмета (по образцу);

- учить составлять простые предложения по картинке;

- учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;

- заучивать с детьми простые стихотворения;

- вести диалог – беседовать с родителями  и  другими  взрослыми,  задавать

вопросы и отвечать на них.

   4. В  ходе  ознакомления  с   художественной   литературой   родителям

необходимо читать как можно больше книг:  русских  народных   сказок,

сказок советских и современных писателей, стихов,  потешек. Обязательно

после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.

   5.Параллельно с остальными задачами по общему развитию речи решаются задачи по формированию правильного произношения гласных  и согласных

звуков (кроме [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р] – эти звуки появляются между

тремя, шестью и семью годами).

   В возрасте до двух лет ребенок  овладевает  произношением  лишь самых

простых по артикуляции звуков – гласных [а],[о],[э] и согласных [п],[б],[м].

В возрасте от двух до трех лет появляются гласные [и],[ы],[у]  и  согласные

[ф],[в],[т],[д],[н],[к],[г],[х],[й].

   Все остальные звуки являются в артикуляционном плане более сложными

и заменяются на все вышеперечисленные – более простые.

   Звуки [р] и [л] появляются в возрасте от пяти до семи лет.

Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.

    Развитию речи  в   ясельном   и младшем возрасте поможет развитие

мелкой  моторики  пальцев  рук. Поэтому  необходимо  учить  детей

пользоваться  ложкой,    одеваться, застегивать   пуговицы,   молнии,

складывать   пазлы    и    мозаики,  шнуровать  ботинки  и   выполнять

другие   действия  на  развитие  координации   мышц   рук  и  зрительного

контроля.

Большую  роль  в развитии  речи  играют дидактические и настольные  игры:

- на развитие речи,

- на развитие внимания, памяти, слухового внимания,

- на развитие сенсомоторных  качеств (различение цвета, формы предметов),

- на развитие мелкой моторики рук .

 «Найди такой же предмет», «Что в коробочке?», «Узнай, кто позвал?»,

«Чего не стало?», «Чудесный мешочек»  (с предметами  разной  формы),

«Чей домик?», «Чей малыш?», «Кто что ест?», мозайки,  шнуровки,  пазлы,

пирамидки, кубики с разрезными картинками и др.

    Также   необходимо  проведение   сюжетно – ролевых игр  (кормление

куклы, купание, лечение, приглашение в гости и т. д.).  При развёртывании

сюжетов взрослые должны давать детям много названий предметов

(посуды, одежды и др.), показывать действия с ними и рассказывать

их назначение: из глубоких тарелок едят суп, из мелких - кашу, котлеты,

салат,  из чашки пьют воду, чай, молоко.   При   этом   так   же   закрепляются    навыки, приобретаемые детьми и нормы поведения. Проводятся игры и упражнения, способствующие развитию речи: «Поможем кукле Кате

запомнить посуду (одежду, мебель, животных и т. д.)».

      Развивая речь двухлетнего ребёнка, надо заботиться   не   только  о  том,

чтобы малыш произносил как можно больше слов,   сколько  о том, чтобы

слова,  которые  он   слышит  и   повторяет,  были  наполнены  для   него

конкретным содержанием.  Для развития  активизации разговорной речи с

ребёнком  проводятся  беседы,  ему  задаются  вопросы:  «Куда  что  нужно положить во время уборки игрушек?»  -  платье  повесить  в шкаф,  тарелку

поставить на полку в кухне, куклу посадить на диван и т. д.

Для  развития  речи  родители должны   показывать детям картины с изо-бражением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные  картинки, задавать детям вопросы и добиваться, чтобы ребёнок назвал,  что изображено

на картине. Пример: «На  картине  мы видим девочку.  Кого  мы  видим?

Девочку. Она поливает цветы. Что она делает? Поливает.  Что  девочка

поливает? Цветы. »

  Важное значение для развития речи имеет чтение книг с иллюстрациями.

  Большое место отводится слушанию  и  последующему  воспроизведению

коротких рассказов, стихов, а так же потешек и других фольклорных форм.

Для того, чтобы научить ребёнка  понимать рассказ  и  выработать  умение

пересказывать,  нужно организовать  совместное  рассказывание.   Сначала

необходимо побуждать ребёнка, повторять слова и фразы  за  собой,  затем

задавать вопросы, а дети должны отвечать на них. Нужно добиваться, чтобы

дети отвечали не «да» и «нет», а полными предложениями и фразами. «Что

это? Стул. Что делают на стуле? На стуле сидят».

    Во время одевания  на  прогулку  родители  должны  закреплять  в  речи

детей   названия   одежды,    действия   с  ними,  говорить  о  том,  в   какой

последовательности нужно одеваться. На прогулке, по дороге в детский сад

желательно проводить наблюдение за явлениями природы, за  животными,

растениями,  птицами,   за трудом взрослых,   как одеты взрослые   и   дети.

Задавать вопросы, делать обобщения.

    Для  закрепления  и  уточнения  знаний,  необходимо  предлагать  детям

выполнить какое – либо задание, игровое упражнение: найти дерево, цветок,

собрать листья, принести веточку и т. д.

    Речь - это средство совместной деятельности детей с другими людьми и

развивается она в зависимости от того как эта деятельность  организованна,  

и   в  каких условиях протекает.

    Чаще  всего  оживлённые диалоги  возникают при совместном (взрослый

и ребёнок) выполнении какого - либо задания - занятия лепкой, рисованием,

конструированием. Тормозить  и  останавливать  речь  детей  во время этой

деятельности,   не  следует,  т.к.   речевое  действие  составляет   основу

мысленных  операций  и  мышления  вообще.

        Как помочь ребенку научиться хорошо разговаривать:        

1.Если ребёнок говорит не правильно, обязательно надо его остановить и и попросить произнести слово правильно!

2.Для активации речи применяются все те побудительные  слова,  которые

нацеливают ребёнка на высказывания (скажи, повтори, спроси, расскажи) .

3.Важным в развитии речи являются приёмы договаривания  (жила – была

курочка… Ряба. Она снесла… яичко и т. д.)

4.В ходе  пересказа  или  чтения  наизусть при затруднении  употребления,

какого  либо слова,   взрослому   необходимо   вовремя   помочь   ребёнку

подсказкой.

5.Если ребенок «не хочет» говорить и демонстративно пользуется  только

 жестами, необходимо разыграть «непонимание».  

6.Когда ребенок задает вопрос, не следует спешить сразу давать точный

ответ. Если ситуация позволяет, необходимо предложить ребёнку самому

по рассуждать и пофантазировать.

7.Чтобы речь малыша была понятной, выразительной и образной, взрослым

придется сделать собственную  речь такой же.  Говорить  небыстро,  четко,

формулируя  предложения,  делая  между  ними  паузы.   Не   забывать   о

правильной интонации: ребенок первым делом воспринимает и запоминает

именно ее.

8.В бытовых разговорах надо постоянно называть ребенку окружающие

предметы,  описывать  их  свойства  и  качества,   комментировать   свои

действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...