Консультация для родителей дошкольников "Нужно ли приучать детей к деньгам".
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ланская Галина Александровна

Деньги – это не смысл  жизни, а инструмент, которым нужно уметь  пользоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno_li_priuchat_detey_k_denga1.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли приучать детей к деньгам

Если хочешь быть богатым,

 нужно быть финансово грамотным.

 Роберт Кийосаки

Воспитывая малыша,  мало кто  из родителей задумывается об отношении  ребенка к деньгам, мало кто из родителей понимает, где тот момент, когда ребенка нужно начать знакомить с финансами и учить, как с ними обращаться. В семье не следует замалчивать тему денег. Ребенок должен знать,  каким образом деньги влияют на отношения в социуме, чтобы к моменту, когда маленький человек  приступит к социальному взаимодействию, он был осведлмлен о финансовых отношениях между людьми. Ключевую роль в вопросе финансового просвещения ребенка играют родители. Первые правила финансового взаимодействия будут установлены именно по родительской схеме.

Для того чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, с самого раннего возраста необходимо на четких и правильных примерах объяснить детям:

  • что такое деньги;
  •  где их взять;
  •  как ими правильно распоряжаться.

Есть  несколько причин, почему так важно учить ребенка финансовой грамотности:

  • чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым;
  • чтобы он имел возможность жить с комфортом;
  • чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно;
  • чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Научите ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать многих несчастных ситуаций.

По результатам исследований психологов, азам финансовой грамотности ребенок обучается до 6 лет, наблюдая за поведением окружающих людей, в особенности своих родителей. Те  знания, которые он успеет приобрести к этому моменту, во многом определят его будущее отношение к деньгам.

До трех лет знакомить ребенка с понятием денег не стоит: это пока выше его понимания. Малыш исследует мир и лишь замечает, что в магазине вы протягиваете продавцу какие-то бумажки, а взамен он дает вещи или продукты.

«Я хочу сам купить!» – в магазине такую фразу можно услышать из уст ребёнка 2,5-3,5 лет достаточно часто. Ребёнку это нужно, чтобы ощутить себя как мама или как папа.  Ребенку в этом возрасте достаточно наблюдать этот процесс. Они учатся не только  из ваших слов, но и через свои действия.

Для начала ребенку  нужно показать монетки и купюры, чтобы он  внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить малышу, что за деньги в магазинах покупаются товары. Когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, ребенок  поймет, что за вещи надо платить. Но если вовремя не объяснить ребенку, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него обязательно об этой теме сложится собственное мнение, и скорее всего ошибочное.

С 4 лет кроха начинает вполне сознательно выпрашивать те или иные игрушки и сладости, хитрит, порой устраивает сознательные истерики. Вот здесь и пришла пора учить, как тратить деньги.

Чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги,  нужно чаще рассказывать ему о своей работе,  чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей «Lego». Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

Берите ребенка с собой в  походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета.

         Дети в 4-5 лет не понимают, что значит «дорого». Часто они не просят, а требуют купить им что-либо. Не стоит за это ругать малыша, он ещё просто не понимает цену деньгам, поэтому нужно объяснить детям, показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую.  Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Никогда не говорите малышу, что у вас нет денег,  или  что вы не будете тратить их на ерунду. Лучше просто уйти из магазина, как только начались слёзы.

Правильная тактика:

  • не испытывать чувства вины за отказ в дорогостоящем капризе, если он выбивается за рамки возможностей семейного бюджета;
  • предлагать альтернативу;
  • не доводить ситуацию в магазине до истерики;
  • спокойно, но твёрдо настаивать на своём.
  • обучать счёту, используя монеты в качестве дидактического материала.

В возрасте 5-7лет ребенок характеризуется такими детскими чертами, как любознательность, неусидчивость, любопытство, слабая концентрация внимания и невероятные запасы энергии в избытке! Так вот именно в этом возрасте можно начинать учить ребенка, как рассчитывать денежные расходы, понимать ценность и назначение денег. Приобретите ребенку небольшую копилку и складывайте в неё монеты. Так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить. Вы можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда ребенок покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно потратить, например, на отдых. В этот же период уже возможно сформировать в детском сознании умение отличать желания от потребностей. Теперь  родителям следует договориться между собой и выработать общие принципы воспитания ребенка. Самым главным из них должно стать открытое обсуждение с ребенком  семейного финансового положения. Будьте осторожнее в проявлении эмоций, связанных с деньгами, ребенок все впитывает, как губка, и, если у одного из родителей присутствуют какие-либо негативные моменты, связанные с деньгами (например, скупость или, наоборот, транжирство), то неудивительно, что через некоторое время у ребенка проявятся точно такие же черты.

         В 5-7 лет пора приучать ребенка становиться покупателем. Наблюдаем: не забыл ли взять сдачу, продукты. Так дети поймут, что за определенную сумму дают некоторое количество вещей или продуктов. Продолжайте закреплять понятия "больше" и "меньше", учить  ребенка сравнивать,  выбирать.  В этом возрасте ребенку надо объяснить, что деньги, к сожалению,  кончаются,  и что  именно предпринимает ваша семья,  чтобы увеличить количество денег. Замечательный способ обучения детей экономно обращаться с деньгами — это ненавязчивые истории о деньгах.  Личные примеры как нельзя лучше подходят, чтобы объяснить детям финансовое состояние семьи и как его можно улучшить.

         Финансовая жизнь ребенка начинаетс с первыми карманными деньгами. Карманные деньги – это капитал, который тратит ребенок по своему усмотрению, делая самостоятельные покупки. Их стоит начинать давать ребенку в возрасте 5-7 лет . Сумму родители определят самостоятельно, исходя из потребностей и возможностей семьи. Однако, психологи схожи во мнении: сумма  не должна быть велика. Если вы даете карманные деньги ребенку, приучая его к покупкам, то дошкольнику рекомендуется выдавать ежедневно одну и ту же сумму, не добавляя ни копейки, даже если он деньги потратил или потерял. Дисциплина для ребенка должна вырабатываться и в отношении денег. Лимит исчерпан, пусть ждет завтрашнего дня. Зато деньги можно копить и  через два дня можно купить что-нибудь дороже. Умение беречь, сохранять и накапливать – очень хороший навык для ребенка, но копить деньги ради денег не имеет смысла. Лучше помогите ребенку скопить деньги на его мечту, особенно если ребенок получил стартовый капитал на свой день рождения. Объясните ребенку, что из своих денег он может делать подарки другим, что делать подарки также приятно, как и получать. Помните, пожалуйста: контролировать трату карманных денег должен ребенок, а не вы. То есть,  ругать за неправильную,  по вашему мнению,  трату не стоит. Негативный опыт - это тоже опыт.

Вести с детьми разговоры о деньгах  – это вовсе не стыдно, а очень даже полезно.  Начинайте учить детей финансовой грамотности,   в каком бы возрасте они сейчас ни были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще и понятнее им будет принять эти знания и использовать их в будущей жизни. Научите ребенка с детства управлять деньгами, потому что деньги – это не смысл  жизни, а инструмент, которым нужно уметь  пользоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Зачем нужна зрительная гимнастика детям"

Ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывание ребенка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку . Не приносит и пользы иг...

Консультация для родителей "Зачем нужны раскраски для детей?"

Раскраски для детей – это один из самых простых и доступных способов с пользой и интересом провести время....

Консультация для родителей. "А нужно ли читать детям?

Основная цель этого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников....

Консультация для родителей" Мамины Помощники. Как приучить детей к труду дома"

В консультации подобраны несложные советы для родителей по трудовому воспитанию дома....

Консультация для родителей «Как нужно читать сказку детям»

Сказка погружает детей в особый мир эмоциональных открытий, глубоких переживаний, разнообразных чувств, а так же помогает применить роль героев на себя, почувствовать их переживания, понять, где добро...

Консультация для родителей: «А нужно ли читать детям?»

Совместное чтение дает ребенку толчок к интеллектуальному развитию – развивает речь, мышление, кругозор, формирует интерес к книге, знакомит с нравственными ценностями. Такова особенность дошкол...