Проектная деятельность с детьми раннего возраста в ДОО
статья (младшая группа)

Осташова Ирина Николаевна

Осташова И.Н., воспитатель

ГБДОУ детский сад №48 калининского района

Санкт — Петербург

 

Проектная деятельность с детьми раннего возраста в ДОО

Лягушата

В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок получает возможность экспериментировать, развивать познавательный интерес в различных видах деятельности, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества детей; быть активным и самостоятельным, выбирать содержание своей деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

  • самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;

  • ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность в яслях 27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Осташова И.Н., воспитатель

ГБДОУ детский сад №48 калининского района

Санкт — Петербург

Проектная деятельность с детьми раннего возраста в ДОО

Лягушата

        В последние годы дошкольное образование переживает большие перемены. Выходят новые нормативные документы, которые регламентируют образовательную деятельность в детском саду.

    С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором отмечены основные принципы современного дошкольного образования.

        ФГОС ДО ставит задачи развития детской инициативы, активности, умения сотрудничать и делать выбор на основе индивидуальных возможностей каждого ребенка. Это возможно только при реализации деятельностного подхода, который определяется конкретными педагогическими технологиями. Одной из таких технологий является «Метод проектов».

            В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок получает возможность экспериментировать, развивать познавательный интерес в различных видах деятельности, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества детей; быть активным и самостоятельным, выбирать содержание своей деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

      В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

 Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

  • самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
  • ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

 В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне, как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

Любая технология требует поэтапных действий.

Первым этапом работы над нашим проектом, был, конечно, выбор темы.

      Как мы выбирали тему? Я заметила, Как детей очень заинтересовала новая механическая игрушка лягушонка. Сначала ей играли только два малыша, очень радовались тому, как она квакала и передвигалась, повторяя движения лягушки. Затем, эта игрушка стала собирать вокруг себя все больше детей! И я спросила: «А вы знаете, кто это? Это лягушка! А как она кричит? Она квакает!»

         И чем больше я рассазывала и спрашивала у них об этом животном, интерес к игрушке и к самому представителю животного мира все возрастал! Однажды с детьми мы гуляли на прогулке и копнув совочком землю, увидели там маленького лягушонка! Дети увидели, где прячутся эти животные зимой. Затем, в группе я провела беседу, что весной они вылезают погреться на солнышке и т.д..

 И так, тема была определена.

       Второй этап - метод трех вопросов. 

Метод требует речевой активности детей. Они должны ответить на вопросы:

  • что мы знаем?
  • что хотим узнать?
  • где мы можем узнать?

Конечно, у наших малышей словарный запас еще не богат, и в такой деятельности они участвовали впервые. Но познакомившись с рассказом из книги А.Л. Чимерис «Поучительные истории для малышей про лягушонка Степана», посмотрев картинки с изображением, где живут лягушки, что едят, как прыгают, дети активно вступили в диалог. Вместе с детьми мы ответили на все вопросы.

Одно из требований технологии – ответы детей фиксируются на большом листе бумаги. А так как дети не умеют читать, я фиксировала ответы символами и рисунками, знакомыми детям.

Третий этап - это тематическое планирование 

по выбранной проблеме на две недели (примерная продолжительность проекта). В ясельной группе это, конечно, работа воспитателя. Я, учитывая интересы детей своей группы, запланировала деятельность по всем образовательным областям. Что-то мне подсказали родители .

Особое внимание я уделяла созданию тематической предметной развивающей среды. Во всех развивающих центрах группы присутствовали материалы, связанные с темой. В этом мне помогли родители. Они приносили из дома игрушки, картинки и книги о лягушках и все, что касалось этой темы.

Не все дети, в силу своего возраста, усидчивости, НПР  любят заниматься творчеством, поэтому мной был подготовлен разнообразный материал. В результате совместной деятельности у нас появились красочные зеленые прыгуны из бумаги, пластилина, каштанов и другого природного материала. Мы рисовали пальчиками, губками,  кулачками и ватными палочками дорисовывали язычек на макетах; на прогулке мелками рисовали следы лягушек. И такая интересная, целенаправленная работа увлекла в совместное творчество даже самых шустрых непосед и тихих, замкнутых детей!

Так же вызвала интерес  театрализованная деятельность. С помощью родителей были изготовлены шапочки – атрибуты для подвижных игр, драматизации песенок и сказок.  

Наши детки очень любят петь и танцевать. Во время проекта было разучено много потешек, песенок и пальчиковых игр. Особенно детям нравилось танцевать под песенку «Два лягушонка», и мы заучили несколько движений под нее. В итоге получился танец, который мы сняли на видео.

Так как у нас ясельная группа, конечно, заготовки, трафареты и другое  делали сами взрослые.

Но следует отметить, что дети тоже трудились с удовольствием и старанием. Очень радовались и гордились, показывая вечером на выставленные на стенде свои художества. И это очень важная составляющая в проектной деятельности.

Проект вызвал большой интерес и у родителей, ведь для них это тоже было впервые. Они активно включились в реализацию проекта. Родители стали не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и выступили непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В результате книжный центр наполнился книжками-малышками про лягушку, авторами и иллюстраторами которых стали дети и их родители. (картинка нарисованная, наклеенная, мухи и комары - что едят лягушки, зеленая трава, голубой пруд — где живут, солнышко.

А сколько демонстрационного разнообразного материала появилось в группе по данной теме. Благодаря участию в проекте, родители сдружились, в группе сформировался дружный коллектив детей и взрослых.

Завершающим этапом реализации проекта является презентация.

В презентации нашего первого проекта участвовали наши малыши вместе с родителями. Было очень интересно и весело. Все, и взрослые и дети, получили огромное удовольствие от участия в этой деятельности и ждут новых проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми раннего возраста

Проектная деятельность с детьми раннего возраста...

Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Сегодня метод проектов приобрёл большую популярность и активно совершенствуется, рационально сочетая в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем.Данные реко...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста

Данный материал я изучила и подготовила как консультацию с презентацией о том, как осуществлять проектную деятельность в группе детей раннего возраста...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста Тема: «Сказка учит говорить».

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях,...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста Тема: «Здоровячок».

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст яв...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста в ДОУ: теория и практика.

Проектная деятельность с детьми раннего возраста в ДОУ: теория и практика. Пример проекта ....