Как научить ребенка любить читать?
консультация (подготовительная группа)

Воробьева Александра Владимировна

Многие родители будующих первоклашек стремятся к тому,чтобы перед поступлением в первый класс научить своего малыша не только буквам,но и чтению.Опасность состоит в том,что в результате ребята читают и довольно быстро,но делают это по принуждению,чтение их не захватывает,у них нет эмоционального отклика на прочитанное.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inesportal.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка любить читать?

Многие родители будущих первоклашек стремятся к тому, чтобы перед поступлением в первый класс научить своего малыша не только буквам, но и чтению. Опасность состоит в том, что в результате ребята читают и довольно быстро, но делают это по принуждению, чтение их не захватывает, у них нет эмоционального отклика на прочитанное. Поэтому читать они не хотят и не любят. От такой нелюбви уже в школе начинаются проблемы: снижение успеваемости, нежелание учиться и т. д. и т. п. Родители бьют тревогу уже во втором классе, когда эта проблема встает перед ними непосредственно, но, как правило, уже почти неразрешима. Сейчас же, дорогие мамы и папы, у вас еще есть время посеять семя любви к книге в благодатную почву податливой детской души дошкольника. И чтобы не присоединиться к хору разочарованных родителей: « Мой ничего читать не желает!», « Только компьютер и телек у него на уме», воспользуйтесь следующими советами.

  • Чтение должно соединиться у ребенка ТОЛЬКО с чувством удовольствия. Не заставляйте и не уговаривайте ребенка. Он должен САМ захотеть читать.
  • Постарайтесь выбрать интересный текст с ярким сюжетом, остановитесь на самом интересном месте и попросите почитать ребенка без вас, пока вы сделаете срочно появившееся дело. Затем превратите чтение в игру: строчку – ты, две строчки я. В 90 % случаев хитрость срабатывает. Можно читать по ролям, превращая чтение в веселую игру. Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить и, пока он купается в собственной славе, взять, как говориться «на слабо»: « А за Василису сможешь?». Увидите, он не откажется.
  • Старайтесь исправлять ошибки ребенка при чтении очень незаметно.
  • Книга должна быть яркая, с большим количеством картинок и с крупными буквами, а самое главное с интересным сюжетом. Если ребенок заинтересуется иллюстрациями, то он естественно, начнет слушать и книгу. Однако избегайте покупать книги, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.
  • Дети готовы на многое, когда в их повседневную жизнь входит сказка. Вы же можете легко ее разыграть: однажды утром малыш просыпается и находит под подушкой письмо от сказочного героя, в котором он крупными буквами пишет, что любит его и хочет с ним дружить, а подарок для него лежит там – то. На следующие утро еще одно письмо. С каждым днем письма все длиннее, а читаются они уже быстрее.

Или напишите небольшие послания для ребенка и развесьте их по всей квартире. Ребенок будет с удовольствием разыскивать записочки и читать их: « Привет улыбнись!», « Беги скорее поцелуй маму», а потом он и сам будет писать подобные записочки для вас. Чтение при использовании такой методики становится не техническим, а содержательным. С чтением у ребенка будет связываться чувство удовольствия и радости.

  • Искушайте ребенка чтением. Сядьте в стороне ( там, где малыш  может легко к вам присоединиться) и вслух читайте книгу себе. При этом у вас должна быть достаточно эмоциональная реакция на свое чтение: вы можете смеяться, периодически восклицая «вот это да!», либо изображать расстройство, со вздохом «ну вот, как всегда!».
  • Используйте различные технические средства. Сейчас в продаже много книг, к текстам которых существует аудиозаписи. У ребенка появится новая уникальная возможность – слушать профессионально озвученный текст и самостоятельно просматривать картинки в книжке. Очень хороший способ стимулировать самостоятельное чтение ребенка – записать его чтение на пленку. Дети с удовольствием слушают подобные аудиосказки в собственном в собственном исполнении.
  • При чтении вслух, чем больше вы входите в роль, тем лучше ваш ребенок будет следить за сюжетом. Будьте смешными, говорите с разными акцентами, разными голосами, сделайте домашний театр.
  • Используйте куклу! Пока вы читаете, кукла (то есть вы за нее) вмешивается со своими вопросами и комментариями. После чтения ребенок обсуждает с ней книгу. Затем кукла переходит к ребенку и уже вы задаете вопросы ей.
  • Можно при чтении вслух дополнить сюжет, включая в него членов вашей семьи и самого ребенка. Используйте в чтении импровизации, интересные мелочи из вашей повседневной жизни. Пускай и ребенок поэкспериментирует с ролью рассказчика. Детям очень нравится придумывать персонажи, имена для них, решать, где они живут, какие они, а также определять будет ли конец счастливым или грустным. Таким образом вы установите тесную связь между реальным миром ребенка и миром книги, которую читаете, ребенок становится активным участником событий.
  • Необходимо сделать чтение семейной традицией. Возьмите себе за правило, например, чтение перед  сном. Совместные переживания за судьбу героев очень помогает не только в воспитании ребенка, но и устанавливают прочные эмоциональные связи и доверительные отношения между вами.

Обсуждение прочитанного без поучений, на равных правах, споры, в которых внимательно выслушивается мнение ребенка его точка зрения, в которых вы соглашаетесь с ним или доказываете, что он не прав, - лучший способ ненавязчивого, незаметного руководства им.

  •  Преподносите чтение, как награду. Если ребенок плохо себя ведет, предупредите его, что тогда вы отмените вечернее чтение. С точки зрения психологов рейтинг чтения в таком случае поднимается.
  •  Помните, что телевизор, видео и различные приставки – враги книгам.

Если привычка смотреть телевизор (мультфильмы) стало для ребенка правилом, постарайтесь расставить необходимые акценты между телевизором и книгой в пользу книги. Например просмотрев мультфильм, приобретите книгу, или возьмите ее в библиотеке, по мотивам которой поставлен этот мультик. В следующий раз вы уже будете смотреть этот мультик вместе с книгой, стараясь акцентировать внимание ребенка не на экране, а на веселой картинке из книжки. После просмотра проанализируйте, чего не было в мультфильме по сравнению с книгой. Обязательно сделайте акцент, что в книгах всегда все гораздо интереснее и подробнее, чем показывают по телевизору.

  •  Чувство сопереживания с героями произведений у детей острее, чем у взрослых. Напишите вместе с малышом письмо полюбившемуся герою. И конечно же, обязательно, ребенок через некоторое время должен получить настоящий ответ на свое послание. Кстати, этот метод способствует и тренировке письма.
  •  Возьмите за правило: на просьбы «помоги» или «поиграй», мама может и не отреагировать, а просьба «давай вместе почитаем» удовлетворяется всегда.
  •  Помогают привить любовь к чтению диафильмы. Даже самого неусидчивого ребенка завораживают картинки на стене его комнаты. К тому же просмотр диафильмов – это таинственный ритуал: задергиваются шторы, что – то налаживается.
  •  Не прекращайте читать вслух, даже когда ребенок умеет это делать сам. Он узнает много полезного из чтения вами более сложных книг. Кроме этого, он получает удовольствие просто от звука вашего голоса и от контакта с вами.
  •  «Читать, обсуждать – все это здорово, но где взять на это время?» - скажете вы. Конечно, вы очень загружены. Но и из этой ситуации можно найти выход: «Пока я занята, пожалуйста, почитай мне вслух. Мне так интересно, что там было дальше в той сказке, которую мы вчера с тобой не закончили». Поверьте, стоит только раз попробовать такое домашнее чтение и ребенок будет ждать его как праздник.
  •  Необходимо прививать и культуру обращения с книжками. Рисование в книгах должно пресекаться сразу. Книги нельзя кидать на пол. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе они обижаются и уходят к другим детям. Книжки должны находиться в пределах досягаемости ребенка.

Научить ребенка любить читать можно и даже необходимо. Надо только захотеть – и хотеть ненадолго вынуть из рук ребенка джойстик или пультик и вложить в детские ручки книгу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГДОУ.Статья «Как научить ребенка любить и беречь природу»

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинает...

Консультации для родителей: “Научите ребенка любить живую природу”

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любовать...

Научите ребенка любить живую природу!

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоват...

Как научить ребенка любить литературу

семинар практикум для родителей студентов и педагогов....

Как научить ребенка любить литературу

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.Приобщение к книге-одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка.Знакомство с доступными ему образц...

Консультация для родителей: «Как научить ребенка любить природу».

В 21 веке будут жить, планировать и вести народное хозяйство страны, строить счастливую жизнь дети, которых мы сегодня воспитываем. И мы должны воспитывать у них уважительное отношение ко всему живому...

Памятка для родителей "Как научить ребенка любить читать"

Памятка для родителей "Как научить ребенка любить читать"     Воспитатель: Попова Т.А.       Как научить ребенка любить читатьКниги - с...