Журнал для родителей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей»
консультация (подготовительная группа)

Носова Ирина Валерьевна

Данный материал предназначен для родителей детей старшего дошкольного возраста. В журнале для родителей раскрыто понятие грамматический строй речи и основные грамматические ошибки в речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_dlya_roditeley.docx871.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад 256

«Формирование

лексико-грамматического

строя речи у детей»

https://egorova-kashds7.edumsko.ru/uploads/3000/6756/persona/articles/.thumbs/mnogo-chitat.jpg?1505150073

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов в словосочетаниях и предложениях. 

        Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций. http://ds31.detkin-club.ru/images/schedule/050812%5B1%5D_584284b78e6d3.jpg

 Грамматические ошибки в речи дошкольников.

1. Неправильное окончание существительных множественного числа в родительном падеже: апельсинов, мандаринов, баклажанов.

2. Неправильное употребление несклоняемых имён существительных: пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе, шоссе.http://86ds7-nyagan.edusite.ru/images/5626115o.png

3. Неправильное определение рода существительных, особенно среднего рода: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо.

4. Неправильное ударение при склонении существительных:

а) постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно): грабли, петли, туфли, ясли, торт;

б) подвижное ударение (место его меняется при склонении): волк – волка – волки – волков; доска – доски – доску – досок и др.;

в) перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

5.  Образование сравнительной степени прилагательных:

а) простым способом при помощи суффиксов –ее (-ей), -е, особенно с чередованием согласных: высокий – выше, длинный – длиннее, дорогой – дороже, жидкий – жиже, звонкий – звонче, простой – проще, резкий – резче, сладкий – слаще, сухой – суше, тугой – туже;

б) при помощи других корней: хороший – лучше, плохой – хуже.

6. Образование глагольных форм:

а) в настоящем и прошедшем времени с чередующимися звуками: стрижёт – стриг (ошибка детей: стригёт), скачет – скакал (скакаю);http://itd0.mycdn.me/image?id=865907843102&t=20&plc=WEB&tkn=*x8xP7vo0c0sECaIqoZUrrDcodag

б) спряжение глаголов с особыми окончаниями: есть, дать (ошибки детей: едишь булку, дадишь мне);

в) спряжение глаголов хотеть, бежать;

г) повелительное наклонение: поезжай, сложи, отстегни.

7. Склонение некоторых местоимений, числительных: два утёнки, двое ведров, мене дали. 

Образование страдательных причастий: нарисоватая, оборватая, сделатая.

        Морфология и синтаксис в речи детей развиваются одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические, и сохраняются иногда даже к моменту перехода детей в школу. Эти ошибки не так заметны, т.к. дети пользуются преимущественно простыми нераспространёнными предложениями. Например: в младшем и среднем возрасте дети могут опускать и переставлять слова в предложении, опускать или заменять союзы. К пяти годам дети могут употреблять предложения из 12-15 слов, но количество синтаксических ошибок возрастает, т.к. им трудно следить одновременно за содержанием и формой выражения мысли.

        Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно. Для  каждой  возрастной  группы  определен примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению  грамматическим строем. Чтобы отобрать для этой работы слова и морфологические категории в соответствии с возрастом детей, прежде всего, нужно руководствоваться указаниями, данными в образовательной программе. Целесообразно закреплять трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе.https://estalsad43.edumsko.ru/uploads/2300/2226/section/144269/1_13.png?1539778172369

Овладение грамматическим строем языка осуществляется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве, на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневой жизни.



http://hope.mcikt.ru/images/%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC_%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5/book-1170x652.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Советы для родителей по развитию речи у детей младшего возраста»

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАСРечь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Р...

Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»

Консультация для родителей  «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»...

Устный журнал для родителей "Как развивать память у детей 5-7 лет"

laquo;КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ» ЦЕЛЬ: дать родителям представление о памяти, а так же об особенностях  и приемах  ее развития у детей дошкольного возраста....

Консультация «Журнал для родителей по укреплению укрепления здоровья детей»

Для работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни мы используем журнал для родителей «Расти здоровым, малыш»...

Устный журнал для родителей «Как развивать память у детей 5-7лет»

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ» ЦЕЛЬ: дать родителям представление о памяти, а так же об особенностях и приемах ее развития у детей дошкольного...