Главные вкладки

    Консультация для родителей «Формируем здоровую самооценку ребенка или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
    консультация

    Материал содержит определение понятия "самооценка"; виды самооценки; особенности ребены заниженной самооцека с завышенной и заниженной самооценкой; причины заниженной самооценки; рекомендации по формированию адекватной самооценки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей «Формируем здоровую самооценку ребенка или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»

    Подготовил педагог-психолог Медведева Е.В.D:\консультации\samootsenka-rebenka-36.jpg

    Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят:

    • взаимоотношения человека с окружающими;
    • его критичность, требовательность к себе;
    • отношение к успехам и неудачам.

    Самооценка бывает:

    • Адекватная – мнение человека о себе совпадает с оценкой окружающих.
    • Неадекватная – завышенная или заниженная.
    • Устойчивая – с трудом поддается коррекции и не меняется в связи с внешними обстоятельствами.
    • Неустойчивая – можно изменить и сделать адекватной.

    Адекватной является высокая, положительная самооценка, но не завышенная. Ребенок с адекватной самооценкой:

    • активен, проявляет любознательность;
    • отличается общительностью, жизнерадостностью;
    • учитывает замечания взрослых и мнения сверстников;
    • непосредственен в поведении и открыт;
    • допускает, что мог ошибиться;
    • признает нарушения правил.

    Адекватная самооценка помогает ребенку преодолевать возникающие трудности и конфликтные ситуации.

    Ребенок с завышенной самооценкой:

    • отличается стремлением к познанию и физической активностью;
    • прилагает усилия, чтобы выделиться, оказаться в центре внимания;
    • выделяет свои положительные качества. Не замечает недостатков;
    • часто находиться в положении лидера и в ответ на критику реагирует бурно;
    • берется за сложные дела и часто не доводит их до конца;
    • с удовольствием приступает к новым занятиям;
    • его энергичность и импульсивность оказываются малоэффективными, однако он не замечает своих неудач.

    Это приводит к тщеславию, высокомерию, самоуверенности, бестакности, игнорированию мнения сверстников и даже взрослых.

    Наиболее неблагоприятной для развития ребенка является заниженная самооценка. Такой ребенок:

    • сдерживает эмоции, хотя очень чувствителен;
    • не любит перемен, не желает заниматься чем-то новым;
    • находится в состоянии тревоги, испытывает по разному поводу страх;
    • неуверен, нерешителен, обидчив, замкнут;
    • скован в движениях;
    • с трудом вступает в контакт со сверстниками, хотя страдает от одиночества;
    • с трудом приспосабливается к изменяющимся условиям;
    • критику в свой адрес воспринимает в полной мере.

    Их часто называют плаксами, слабаками, неумехами, копушами и среди детей они оказываются изгоями. Появляются такие черты как пессимизм и склонность жалеть себя.

    Завышенная самооценка складывается у ребенка, если ему часто повторяют в детстве, что он самый-самый (красивый, умный…) и должен быть примером для остальных. На основе такого воспитания может сложиться высокое мнение о себе, перерастающее в «манию величия».

    Причины заниженной самооценки:

    • могут быть связаны с семьей (отсутствие одного из родителей, сложные взаимоотношения с родителями);
    • наличие физических недостатков (избыточная масса тела, высокий рост, нарушения зрения, дикции);
    • частая и некорректная критика со стороны взрослых;
    • отсутствие самостоятельности.

    Существуют три самых привычных метода в воспитании детей:

    1. «Правила движения» - ребенок должен выучить некий свод правил.
    2. «Сад – огород» - родители пытаются искоренить недостатки детей.
    3. «Кнут и пряник» - за добрый поступок наградить, за плохой поругать, наказать.

    Только в разумном применении и сочетании эти методы воспитания помогают вырастить ребенка полноценной личностью со здоровой самооценкой.

    Ощущение самоценности может сформироваться в той семье где:

    • любовь выражается открыто;
    • царит уважение и взаимопонимание;
    • ребенок чувствует себя нужным и любимым;
    • ошибки служат для приобретения опыта;
    • общение дружелюбно и доверительно.

    Рекомендации по формированию адекватной самооценки ребенка:

    1. Используйте метод «выбор без выбора». Ребенок будет делать, о чем Вы говорите, у него нет выбора, но когда он это сделает – сейчас или через 20 минут непринципиально, выбор вроде есть. Для того, чтобы ребенок выполнял то, о чем Вы ему говорите, Вы тоже должны выполнять то, о чем ему вещаете. Если ребенок знает, что Вы всегда держите слово, он тоже будет его держать. Если вы только обещаете, и он будет только обещать.
    2. Обязанности. Хорошо, если у ребенка есть посильные обязанности по дому (собрать игрушки, помыть посуду, полить цветы) и он относится к ним как к само собой разумеющимся делам, которые вписываются в его общий ритм жизни, а не являются принуждением и наказанием. Если в сознании ребенка понятие «долг» разойдется с понятием «радость, счастье, удовольствие», если ему будет казаться, что работа – долг, он лишиться радостей жизни, вырастет раздвоенным, несчастным человеком.
    3. Уважение и самоуважение. Диалог на равных необходим на всем протяжении становления ребенка и его личности, иначе тяжело будет ребенку, которого не слушали, не воспринимали, не хвалили, в жизни которого было столько частиц «не». Ребенок плох не потому что он «плох», а потому что его видят плохим. Чем хуже он в глазах родителей, тем хуже он в собственных глазах, тем хуже он себя ведет. У родителей плохое зрение, а расплачивается ребенок. Требуя от ребенка, мы учим его требовать своего от родителей, от людей, от жизни, наступать на горло, делать так как он велит; добиваясь успеха, учим добиваться успеха, уступая, учим уступать; придумывая, увлекая, играя, учим его тому же.
    4. Вера в ребенка. Поощряйте честность и доверие ребенка с малых лет. Тогда будет больше вероятность того, что в сложный подростковый период он придет к Вам за советом, поддержкой и не совершит многих ошибок. Надо ли во всем уступать ребенку, подлаживаться под него? Подлаживаться означает терпеть, спускать все на тормозах, потакать. А принимать – не значит уступать, принимать – значит понимать и любить.
    5. Дайте возможность ребенку быть счастливым. Только в том случае, если ребенок имеет собственное стремление к счастью и веру в собственные силы, есть возможность научить его быть счастливым. Чтобы дети были действительно счастливы, необходимо, чтобы их окружали счастливые люди, чтобы ребенок заряжался желанием счастья и верил в его возможность. В этом и состоят активность и стремление к счастью.
    6. Разумное наказание:
    • Наказание не должно вредить ребенку и его здоровью. Более того, наказание должно быть полезным.
    • Не наказывайте, если есть сомнение, наказывать или не наказывать. Никакой профилактики наказаний «на всякий случай».
    • Если сразу совершена масса проступков, наказание может и должно быть одно за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок.
    • Лучше совсем не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, приостанавливают развитие, не дают стать другим.      
    • Не лишайте ребенка любви, чтобы не случилось. Любовь отменять нельзя, отменяется только наказание.
    • Проступок совершен, инцидент исчерпан, страница перевернута, теперь началось движение с чистого листа. О старых грехах ни слова, не мешайте жить сначала.
    • Какая бы вина не была, ребенок не должен воспринимать наказание, как торжество силы взрослых над его слабостью или как унижение. Если ребенок уверен, что взрослые правы, потому что сильны, наказание подействует в обратную сторону.
    • Ребенок не должен бояться наказания или гнева родителей, он должен знать, что родители его любят, несмотря ни на что. А родители должны уяснить, что ребенок, не будучи совершенством, не может не огорчать любящих его взрослых.
    1. Похвала для ребенка. Отношение ребенка к себе будет зависеть от похвалы, он может тут же ее забыть, но сам факт похвалы не проходит бесследно. Приветствуйте посещение вашего ребенка друзьями. Вы сможете больше узнать о его круге общения и взаимоотношениях с другими детьми. Доброжелательные, умные и понимающие родители – это большой плюс к репутации ребенка у товарищей и одноклассников:
    • Похвала утром – это аванс на весь день. Начинайте утро с положительных эмоций.
    • Не помешает похвала на ночь, просто поцелуй, ласковое пожелание «Доброй ночи».
    • Хвалите усердно и щедро за малейшую попытку достичь желаемого, за одну лишь попытку к попытке.
    • Опережающее одобрение окрыляет и дает веру  в себя, опережающее неодобрение – отрицательное внушение.
    1. Любите ребенка. Всегда нужно относиться к ребенку с уважением и пониманием. Только искреннее общение даст возможность почувствовать, что вы видите в нем интересного человека, вселяет веру в ребенка.
    2. Развивайте чувство компетентности у ребенка.  Постоянно стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать сам, опираясь на собственные возможности и, чтобы мог гордиться своими достижениями.
    3. Не требуйте от ребенка невозможного. Соблюдайте равновесие. С одной стороны необходим опыт, с другой - важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в собственные силы.
    4. Не перехвалите ребенка, поощряйте тогда, когда он этого заслуживает. Помните – похвала, также как и наказание, должна быть соизмерима с поступком. Важно чтобы ребенка хвалили и посторонние люди.
    5. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
    6. Не оберегайте ребенка от повседневных дел.
    7. Учите ребенка спокойно относиться к критике в его адрес, прислушиваться к советам и мнениям окружающих людей, проигрывать и не воспринимать неудачу как трагедию.
    8. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
    9. Не забывайте поощрять чужих детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что Ваш ребенок может также достичь этого.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самообразование на тему: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям»

    СамоуважениеВысокий уровень самоуважения очень важная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста. Самоуважение рождается из признания собственных до...

    Консультация для родителей. Как повысить самооценку ребенка

    Консультация для родителей Как повысить самооценку ребенка.Ни для кого ни секрет, что именно родители в значительной мере влияют на то, насколько счастливы будут их дети и сумеют добиться успеха в дал...

    Доклад для родителей Тема: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважение к себе и окружающим».

    Доклад для родителейТема: «Воспитание у ребенка   чувства собственного достоинства, уважение к себе и окружающим».Воспитанию детей необходимо уделять внимание, начиная уже с млад...

    Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»

    Цели:Познакомить родителей с различными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки.Способствовать созданию в семьях условий для развития положительной оценки...

    «Безопасность ребенка». Показатель психологической защищенности ребенка — чувство собственного достоинства и уверенность.

    laquo;Безопасность ребенка». Показатель психологической защищенности ребенка — чувство собственного достоинства и уверенность....

    Консультация для родителей " Формируем здоровый образ жизни у дошкольника"

    ПОМНИТЕ!                                                     ...

    Консультация для родителей "Как повысить самооценку ребенка"

    На успешность человеческой жизниоказывает сильное влияние  уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь...