Консультация для родителей «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании»
консультация (младшая группа)

Ватомская Оксана Николаевна

Самостоятельность- ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает это быстрее и лучше. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Полезнее было бы родителям потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая  это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребёнка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым,  меньше обливается при умывании, может сам раздеться.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых.  Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца.

Необходимо также правильно руководить действиями детей. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, намыливать руки, правильно держать ложку), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ следует производить в несколько замедленном темпе. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное  усложнение требований, перевод ребёнка на новую  ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В закреплении навыков самообслуживании большое место принадлежит игре. С помощью игровых персонажей можно понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь реже прибегать к замечаниям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения, похвалу. Оценивая то или иное действие ребёнка, не достаточно ему сказать:  «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером  для подражания.

Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо его упрекать в медлительности и небрежность. Это может вызвать  отрицательное эмоциональное состояние. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но почётно. Учебный труд, который станет  в последствии для ребёнка основным видом труда, потребует от него больших усилий, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Что дети должны научиться делать самостоятельно

Дети младшего возраста должны уметь:

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, вешать его на отведённое место;

Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывёртывать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать;

Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

Пить из чашки, есть хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;

Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4-го года жизни), салфеткой;

Убирать игрушки, книжки на определённое  место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании»

Самостоятельность- ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает это быстрее и лучше. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Полезнее было бы родителям потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая  это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребёнка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым,  меньше обливается при умывании, может сам раздеться.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых.  Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца.

Необходимо также правильно руководить действиями детей. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, намыливать руки, правильно держать ложку), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ следует производить в несколько замедленном темпе. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное  усложнение требований, перевод ребёнка на новую  ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В закреплении навыков самообслуживании большое место принадлежит игре. С помощью игровых персонажей можно понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь реже прибегать к замечаниям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения, похвалу. Оценивая то или иное действие ребёнка, не достаточно ему сказать:  «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером  для подражания.

Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо его упрекать в медлительности и небрежность. Это может вызвать  отрицательное эмоциональное состояние. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но почётно. Учебный труд, который станет  в последствии для ребёнка основным видом труда, потребует от него больших усилий, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Что дети должны научиться делать самостоятельно

Дети младшего возраста должны уметь:

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, вешать его на отведённое место;

Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывёртывать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать;

Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

Пить из чашки, есть хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;

Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4-го года жизни), салфеткой;

Убирать игрушки, книжки на определённое  место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании (консультация)

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего детства....

Консультация для родителей "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультативный материал для родителей о воспитании у их детей самостоятельности в самообслуживании...

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании

Практические советы для родителей для воспитания самостоятельности в самообслуживании у детей 3-4 лет....

Презентация родительского собрания "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании" + выступление

Фотоотчёт-презентация родительского собрания в 2 младшей группе "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании"...

Консультация для родителей "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности"

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности....