Мастер-класс для родителей по технологии "Синквейн"
материал (подготовительная группа)

Савельева Светлана Валерьевна

Форма проведения: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Аудитория слушателей и участников: родители подготовительной к школе группы «Сказка», дети.

Цель мастер класса: Уточнение представления родителей о технологии развития речи – «Синквейн»; о значении этой технологии в обогащении и активизации словаря, грамматическом оформлении фразы, развитии ассоциативного и наглядно – образного мышления.

Задачи мастер – класса:

1.     Познакомить родителей с педагогической технологией «синквейн»;

2.     Обучить родителей дидактическому приёму составления    синквейна;

3.     Способствовать развитию творческих способностей и интереса к данной технологии.

Ожидаемые результаты мастер – класса:

  • повышение креативности родителей;
  • возможность применение родителями метода синквейн в воспитании и обучении своих детей; 
  • рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля в семейном воспитании;
  • практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов метода синквейна;
    Методы: 
    интерактивный (словесный, наглядный, практический); 
    исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
    Приемы: 
    объяснение;
    консультация;
    беседа;
    создание синквейнов;
    Использование наглядности: 
    презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx174.37 КБ

Предварительный просмотр:

Форма проведения: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Аудитория слушателей и участников: родители подготовительной к школе группы «Сказка», дети.

Цель мастер класса: Уточнение представления родителей о технологии развития речи – «Синквейн»; о значении этой технологии в обогащении и активизации словаря, грамматическом оформлении фразы, развитии ассоциативного и наглядно – образного мышления.

Задачи мастер – класса:

  1. Познакомить родителей с педагогической технологией «синквейн»;
  2. Обучить родителей дидактическому приёму составления    синквейна;
  3. Способствовать развитию творческих способностей и интереса к данной технологии.

Ожидаемые результаты мастер – класса:

  • повышение креативности родителей;
  • возможность применение родителями метода синквейн в воспитании и обучении своих детей; 
  • рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля в семейном воспитании;
  • практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов метода синквейна;
    Методы: 
    интерактивный (словесный, наглядный, практический); 
    исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
    Приемы: 
    объяснение;
    консультация;
    беседа;
    создание синквейнов;
    Использование наглядности: 
    презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point.

  1. Вступление.

          Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека, и его профессиональная карьера.

        Одним из эффективных методов развития речи является художественное слово (стихи, проза).

 - Сегодня, я хочу вас научить сочинять стихотворения по технологии «Синквейн».

    - Каждый из вас пробовал сочинять стихи. Трудно или легко это сделать?

-На что вы опирались, сочиняя стихотворение? (выбор темы по настроению, по душе, чтобы строки в стихотворении были   логически по смыслу и в рифму).

  Каждое стихотворение имеет определённого размера строку. Стихотворные строки различны по величине. Это зависит от характера произведения.

       Одним из элементов стиха является рифма (созвучие окончаний слов в конце стихотворной строки). Рифма - связующее звено стихотворных строк.

  •  Что же такое синквейн?
  1. Теоретическая часть

    Синквейн – в переводе с французcкого «стихотворение из пяти строк»маленькое лирическое стихотворение, без рифмы, которое отличается краткостью, читается медленно.

   Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.

   Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Это форма свободного творчества.

   Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

    Синквейн – как нерифмованное стихотворение, является педагогическим приёмом, направленный на решение определенной задачи, а именно на решение проблемы речи, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.   Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

     Мы также использовали данную технологию в работе с детьми. И на своих занятиях видели положительный результат его действия.

Правила создания стихотворения:

 Первая строка – заголовок, тема. Одно слово (существительное или местоимение), означающее предмет о котором идёт речь.

 Вторая строка -   два слова – прилагательные. Признаки предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

 Третья строка – три слова - глаголы или деепричастия. Действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение из нескольких слов. Личное отношение автора к предмету.

 Пятая строка – слово – резюме. Смысл предмета или объекта.

     Модель составления синквейна

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1192/00096061-5b7a4446/img7.jpg 

III. Практическая часть:

Сейчас мы научимся составлять синквейн. Опорой при составлении будет служить модель составления синквейна.(показ алгоритма синквейна)

      1. Коллективное составление синквейна по предметной картинке

- Кто это?

Ребёнок. 

Подберите два cлова – признака.

 - Какой ребёнок?

 - Маленький, весёлый.

    Подберите три слова – действия.

  - Что делает ребёнок?

  - Растёт, развивается, радуется.

   Составьте словосочетание или предложение, где выразите личное отношение автора в данном случае к объекту.

Ребёнок должен расти в семье.

   Теперь подберите слово – резюме, характеризующее суть предмета или обьекта.

Человек.

    Вопросы: Всем понятны правила составления синквейна?

Вывод: Так мы с Вами научились составлять синквейн по предметной картинке.

2.Коррекция и совершенствование готового синквейна.

 Сейчас, предлагаю послушать слушать готовый синквейн, а вы попробуйте разобраться, всё ли здесь правильно?

Мяч.

Резиновый, квадратный.

Прыгает, мчится, отбивает.

Мяч можно подбрасывать вверх.

Игрушка.

Мишка.

Коричневый, плюшевый.

Сидит, лежит, лает.

Мишка одет в зелёные шорты.

Игрушка.

Вопросы: Вы исправили ошибки.

 - Как вы думаете? Это помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова?

Вывод: Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.

3. Анализ неполного синквейна (без указания темы или определение названия темы этого синквейна)

Например, вот синквейн без указания темы, первой строки.

 –На основе существующих строк необходимо её определить. (Машина)

____________.

Едет, перевозит.

Большая, грузовая, пластмассовая.

Шофёр управляет грузовой ____.

Транспорт.

Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.

4.Составление синквейна по прослушанному художественному произведению

    Сейчас мы составим синквейны о героях сказки «Три  поросенка»

  Будем работать в группах. Первая группа будет составлять синквейн 

о Ниф-Нифе, вторая о Нуф-Нуфе, третья о Наф-Нафе, четвертая о волке.

    Вопросы: Как вы думаете, работа в группах формирует навыки сотрудничества?

Вывод: Синквейн учит находить в большом объёме информации главную мысль. В составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

О чём можно написать синквейн?

Тема его может быть любой: о природе; о картине и литературном герое; о маме или папе; о настроении…

 Вопросы: Вам было интересно? Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем? На ваш взгляд это формирует уверенность в себе, желание отвечать, думать, творить, рассуждать?

Вывод: Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать).

IV. Подведение итогов.

          Синквейн помогает пополнить словарный запас, облегчает процесс усвоения понятий.                                                                               
          Синквейн учит краткому пересказу.
           
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, формировать ключевую фразу.
Сочинение синквейна – процесс творческий.
 Это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихов.
            
Синквейн — это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
           
Синквейн - позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, получается у всех.

  При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...