методическое пособие для родителей ««Знакомимся с играми Зака и кубиками Никитина».
консультация (подготовительная группа)

Римма Марсовна Ноздрина

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников. Для умственного развития дошкольников,  уважаемые родители нужно  развивать  три вида мышления наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomimsya_s_igramizakai_nikitina.docx312.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Тема: «Знакомимся с играми Зака и кубиками Никитина».

(методическое пособие для родителей)

Составитель:

 специалист по реабилитационной работе

                                                                                         стационарного отделения

Ноздрина Р.М.

г. Ершов.

      H:\Documents and Settings\777\Рабочий стол\62c387ba255c988eccf7852132017912.jpg.jpg

 Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Но, учитывая огромный поток информации, образованность взрослых, широкий круг общения, данный тип мышления находится на пике и поднимается на более высокий уровень - это уже логическое мышление. Необходимо подготовить последовательный переход в развитии мышления через мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключения).

Все это составляет основу методики А.З. Зака.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников. Для умственного развития дошкольников,  уважаемые родители нужно  развивать  три вида мышления наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический.

Наглядно-действенное мышление  развивает у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно и продуманно, сознательно управляя и контролируя свои действия. Для развития наглядно-действенного мышления   мы  предлагаем вам такие игры как: "Просветы", "Переставь карточку (картинку)

 работа с конструкторами (пластмассовыми, металлическими, деревянными и др.) по наглядному образцу;

 задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру и т.п.);

работа с ножницами и бумагой - складывание фигур, аппликация, изготовление поделок.H:\Documents and Settings\777\Рабочий стол\blocks_03-756-4e1339bcab529.jpg

 

 

Своеобразие наглядно-образного мышления заключается в том, что,

решая задачи с его помощью, ребенок не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные

планы достижения цели, мысленно сопоставлять эти планы, чтобы найти самый лучший.  Игры, направленные на развитие наглядно-образного мышления:

 Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно-образное, но и пространственное мышление. «Составь предложение»" Как гусеница и муравей в гости ходили ", " Шаги курицы, гуся и утки", "Путешествие насекомых", " Обмены", "Прыжки зайца".

Своеобразие словесно-логического мышления (в отличие от наглядно-действенного и наглядно-образного) состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого  ребенок действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках. Поэтому главная  цель для вас товарищи родители, работы по развитию словесно-логического, отвлеченного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у них умение рассуждать, делать выводы суждений. С этой целью  нужно использовать такие игры, как "Закончи предложение", "Найди сходство и различие", "Лишние слова". Решение с детьми занимательных задач служит надежной основой их умственного развития, формирование у них познавательных интересов. Создаются благоприятные условия для формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность.

H:\Documents and Settings\777\Рабочий стол\i.jpg

Игры Никитина («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кирпичики», «Гео», и др.) замечательны тем, что в них можно играть всей семьей. Возраст определяется только степенью сложности заданий. Некоторые задачи под силу деткам с одного года (и даже для совсем маленьких тоже можно придумать задания!), а с некоторыми непросто справиться даже взрослым. Тем более приятно, когда малыши, рано начавшие играть в эти игры, успешно выполняют сложные задания

Кроме того, в этих играх заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр. Игры Никитина способствуют развитию и тренировке навыков составления и чтения чертежа предмета, развитию восприятия формы,  способности представлять и строить трёхмерные объекты. H:\Documents and Settings\777\Рабочий стол\big_426_nik1.jpg

И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший - лицо, тоже заинтересованное в успехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачами, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и постигла неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа, "неприступный лед" будет сломан. Правда, трудно ждать, когда малыш сам найдет решение, но наберитесь терпения... и обязательно похвалите ребенка за успех.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества.

 Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!

Б.П.Никитин

Игры для развития логического мышления для детей дошкольного возраста

Игры для развития словесно-логического мышления

 «Закончи предложение»
Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).

 «Найди сходство»
Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.
Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д.

Игры для развития наглядно-образного мышления

Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно-образное, но и пространственное мышление.

«Способы применения предметов». Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка – назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д.

   Приемы развития наглядно-действенного мышления

  • работа с конструкторами (пластмассовыми, металлическими, деревянными и др.) по наглядному образцу;

  • задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру и т.п.);

  • работа с ножницами и бумагой - складывание фигур, аппликация, изготовление поделок.

                                                   

Наш адрес

Саратовская область,

г. Ершов,

ул. Мелиоративная, д.39.

  Телефон: 5-71-52.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Знакомимся с играми Зака и кубиками Никитина».

С помощью данной консультации родители: знакомятся с большим многообразием игр Зака и Никитина, познают суть игр, их значимость в развитии математических способностей, наглядно - действенного мышления...

Логические игры и упражнения. Методическое пособие для родителей и воспитателей

Хотите, чтобы Ваш ребёнок преуспевал в учёбе и заметно превосходил сверстников своими интеллектуальными и творческими возможностями?Хотите, чтобы он был общительным, уверенным в себе и легко адаптиров...

Методическое пособие для родителей: "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Методическое пособие для родителей: "Игры на развите речевого и фонематического слуха".Пошаговая программа развития речевого слуха у ребенка....

Игра "Сложи узор" (кубики Никитиных).

Игра "Сложи Узор" состоит из разноцветных кубиков, при помощи которых можно сложить цветные картинки.  С помощью этой игры можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, вним...

"Развитие логического мышления дошкольника через дидактические игры: блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Начиная развивать ребенк...

Методическое пособие для родителей "Зимние подвижные игры (по возрастам)"

Данная разработка будет полезна для родителей детей дошкольного возраста для совместного времяпровождения с детьми в зимнее время года на прогулке....

Методическое пособие на тему: Знакомые и неизвестные сказки.

Методическое пособие для воспитателей....