"Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников
статья (младшая группа)

Нарбекова Галия Харисовна

Методические рекомендации и родителям. и воспитателям по формированию звуковой культуры речи у младших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Воспитание звуковой культуры речи                            

                           у младших дошкольников

         

         Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают педагоги в дошкольных учреждениях и родители.

         Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности и на специальных занятиях в том числе.

           Возраст 3-4 года – подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове. Дети знакомятся со звучащим словом, его протяженностью, овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

            Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы по 2-4 ребенка или индивидуальные занятия (младший и средний дошкольный возраст), по 6-8 детей (старший дошкольный возраст). На занятиях необходимо широко использовать различный словесный и иллюстративный материал: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон.

             В младшем дошкольном возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, совершенствуется словопроизношение.

           Дети осваивают навыки разговорной речи, но  чаще эта речь ситуативна. К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

             Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.

              Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками, взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в произношении затрудняют контакт со сверстниками и взрослыми. Часто у детей с дефектами в произношении наблюдается задержка в психическом развитии.

              Одной из причин неуспеваемости в школе является недостаточно четкое произношение звуков.

              Исследования свидетельствуют о том , что 20% детей, поступающих в школу из детских  садов. Имеют дефекты в произношении звуков, что говорит  о необходимости работы по обучению детей правильному звуко- произношению.

            Навыки правильного, четкого произношения звука в речи и умение выделять его в слове формируются не сразу, чем меньше возраст ребенка,  тем меньше у него навыков и тем проще должен быть материал, с которым работает ребенок.

            Занятия должны носить комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворений – слуховую память, нахождение различий в двух похожих рисунках – зрительное внимание. Но основной задачей каждого занятия, я считаю, должно быть развитие звуковой культуры речи с целью подготовки к обучению грамоте. Этому способствуют игровые упражнения, веселые рисунки, стихи, подобранные таким образом, чтобы отвечать основной цели каждого занятия и возрастным особенностям детей.

              Например, игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать  стихотворение, подбирать слова, близкие по звучанию и подходящие по смыслу, способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука  в словах.

             Разучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи. Лучше предлагать заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок, который помогает ребенку  лучше понять и запомнить его содержание. Не каждый ребенок может запомнить стихотворение на занятии, с этой целью  хорошо привлечь родителей к тому, чтобы они повторяли стихотворение дома, в свободное время.

            Использование загадок в работе помогает активно развивать внимание, наглядно-образную память, формировать воображение, создавать на основе словесного описания образ предмета.

            Конечно же, в каждое занятие необходимо включать физкультминутки, которые бы органически вливались в занятие и служили решению поставленных задач – использовать для физкультминуток  игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации, а также на речевое развитие. Эти упражнения содействуют развитию  памяти, четкости произношения, плавности и выразительности речи – в игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

         Какие же показатели развития звуковой культуры речи? К концу 4-го года жизни ребенок должен:

- правильно и четко произносить гласные звуки  а, о, у, и, ы изолированно, в словах и фразовой речи.

- правильно и четко произносить согласные звуки м-мь, б-бь, п-пь, т-ть,д-дь, н-нь, к, г, х, ф-фь, в-вь, л, с,з,ц изолированно, в словах и фразовой речи.

- правильно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание.

- понимать значение терминов «звук» и «слово».

- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

 

             

                 

     



Предварительный просмотр:

                     Воспитание звуковой культуры речи                            

                           у младших дошкольников

         

         Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают педагоги в дошкольных учреждениях и родители.

         Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности и на специальных занятиях в том числе.

           Возраст 3-4 года – подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове. Дети знакомятся со звучащим словом, его протяженностью, овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

            Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы по 2-4 ребенка или индивидуальные занятия (младший и средний дошкольный возраст), по 6-8 детей (старший дошкольный возраст). На занятиях необходимо широко использовать различный словесный и иллюстративный материал: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон.

             В младшем дошкольном возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, совершенствуется словопроизношение.

           Дети осваивают навыки разговорной речи, но  чаще эта речь ситуативна. К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

             Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.

              Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками, взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в произношении затрудняют контакт со сверстниками и взрослыми. Часто у детей с дефектами в произношении наблюдается задержка в психическом развитии.

              Одной из причин неуспеваемости в школе является недостаточно четкое произношение звуков.

              Исследования свидетельствуют о том , что 20% детей, поступающих в школу из детских  садов. Имеют дефекты в произношении звуков, что говорит  о необходимости работы по обучению детей правильному звуко- произношению.

            Навыки правильного, четкого произношения звука в речи и умение выделять его в слове формируются не сразу, чем меньше возраст ребенка,  тем меньше у него навыков и тем проще должен быть материал, с которым работает ребенок.

            Занятия должны носить комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворений – слуховую память, нахождение различий в двух похожих рисунках – зрительное внимание. Но основной задачей каждого занятия, я считаю, должно быть развитие звуковой культуры речи с целью подготовки к обучению грамоте. Этому способствуют игровые упражнения, веселые рисунки, стихи, подобранные таким образом, чтобы отвечать основной цели каждого занятия и возрастным особенностям детей.

              Например, игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать  стихотворение, подбирать слова, близкие по звучанию и подходящие по смыслу, способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука  в словах.

             Разучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи. Лучше предлагать заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок, который помогает ребенку  лучше понять и запомнить его содержание. Не каждый ребенок может запомнить стихотворение на занятии, с этой целью  хорошо привлечь родителей к тому, чтобы они повторяли стихотворение дома, в свободное время.

            Использование загадок в работе помогает активно развивать внимание, наглядно-образную память, формировать воображение, создавать на основе словесного описания образ предмета.

            Конечно же, в каждое занятие необходимо включать физкультминутки, которые бы органически вливались в занятие и служили решению поставленных задач – использовать для физкультминуток  игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации, а также на речевое развитие. Эти упражнения содействуют развитию  памяти, четкости произношения, плавности и выразительности речи – в игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

         Какие же показатели развития звуковой культуры речи? К концу 4-го года жизни ребенок должен:

- правильно и четко произносить гласные звуки  а, о, у, и, ы изолированно, в словах и фразовой речи.

- правильно и четко произносить согласные звуки м-мь, б-бь, п-пь, т-ть,д-дь, н-нь, к, г, х, ф-фь, в-вь, л, с,з,ц изолированно, в словах и фразовой речи.

- правильно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание.

- понимать значение терминов «звук» и «слово».

- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

 

             

                 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников....

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

семинар  «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему:  «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»

Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все ст...

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: пр...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.Она охватывает все стороны звукового оф...

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

Логопедическая работа в дошкольном учреждении образовательного типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных проявлений,...