Консультации для родителей
консультация (подготовительная группа)

Зазимко Татьяна Борисовна

В данном разделе родители смогут познакомиться с полезной информацией  по дошкольному образованию и воспитанию ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними. as1330

Когда дошкольник сталкивается со специально организованным обучением, его установка зависит от прошлого эмоционального опыта.

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника». Создать позитивную установку в обучения можно, если будут учитываться следующие правила:

1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

З. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие звания, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?» .

4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».

5. Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне (« Чего не стало?», «Что изменилось?»),  по дороге в детский сад, в машине, автобусе («Слова-города» и др.).

6. дети эмоционально-отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребенком. Пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создается положительная атмосфера для усвоения и развития.

Считать, писать, читать... Читаем3

Любое обучение начинается с наблюдения и пробуждения интереса к данному виду деятельности. Движущая сила развития и обучения детей — их желание быть похожими на взрослых.

Когда ребенку читают книги, он слушает и рассматривает картинки. Но наступит момент, когда малыш начнет самостоятельно перелистывать любимую книгу, по памяти сопровождать иллюстрации текстом. Тогда он объявляет всем, что «читает». Вы можете использовать появившееся желание. Делается это так. Сначала Вы вместе рассматриваете крупные 6уквы и называете звуки, которые они обозначают. Не надо объяснять детям, что их учат читать, иначе некоторые, особенно упрямые, сразу же станут сопротивляться. Затем Вы рисуете буквы и раскрашиваете их (изображайте только печатные буквы) Это уже обучение письму. Про буквы можно сочинять истории одушевлять их. А потом буквы могут «подружиться» , например М-И; М-А; М-У... Так происходит чтение согласной буквы с различными гласными. Вы научили читать по слогам! Не торопите ребенка, продолжайте читать ему сказки с яркими картинкам и крупными буквами. Старайтесь сопровождать текст пальцевым слежением, то есть проводите своим пальцем по читаемым строчкам. Это ускорит процесс обучения.
Здесь необходимо отметить, что оптимальный возраст начала обучения зависит от индивидуальности ребенка. Если  малыш познал приемы чтения, но не желает упражняться в этом, предложите ему игру «Записки с секретом», где печатными буквами Вы, а затем и он сам, укажете нахождение чего-то интересного. Например: «КОНФЕТА В ВАЗЕ НА СТОЛЕ».

Счету надо обучать тоже постепенно. Но называя цифру, обязательно соотносите ее с количеством предметов. Иначе у малыша нарушается развитие понятия «число». Проговаривание цифр скороговоркой не является показателем развития у ребенка математических умений. В быту, в домашних условиях малыш закрепляет счет, помогая накрывать на стол. Пусть ребенок считает игрушки, этажи, подъезды. Иногда нужно создавать условия для решения задач («Нас трое, а две ложки. Сколько не хватает?»). Тогда счет станет для него привычным и понятным.

Начиная писать или рисовать цифры и буквы, ребенок может изображать их зеркально. Не удивляйтесь. Перевернутые цифры, буквы сравнивайте с образцами, и у дошкольника постепенно это пройдет.

Когда ваш ребенок рисует, пишет левой рукой, понаблюдайте за ним. Если играя, одеваясь, он действует активнее левой рукой, то скорее всего, писать этой рукой ему будет удобнее, чем правой. Никогда не заставляйте использовать правую руку. Вы можете нанести большой вред психике малыша. При возникновении у Вас сомнений, проконсультируйтесь у специалистов (психологов, психоневрологов). http://ts3.mm.bing.net/th?id=H.4762265188173262&w=146&h=143&c=7&rs=1&pid=1.7

Чем Вы еще можете помочь своему ребенку, чтобы облегчить его вхождение в новую жизнь? Используйте те игровые приемы и упражнения, которые доступны и интересны ребенку которые разносторонне подготовят интеллектуальные психические процессы к предстоящей школьной нагрузке.



Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ: РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Подготовка к письму включает в себя развитие ряда умений и навыков.http://ts2.mm.bing.net/th?id=H.4680510489889937&pid=1.7

Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировок на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать движения руки.

В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. На всех этапах обучения упражнения не являются механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательным и целенаправленным действием ребенка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. Только при целенаправленном выполнении упражнений и возможно добиться желаемых результатов.

В первую очередь, необходимо научить детей правильно сидеть и правильно держать карандаш. Приучая детей правильно держать карандаш, взрослый показывает, в каком положении должны находиться большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец. Детям предлагается проделывать эти упражнения перед началом работы. Два других пальца только приближаются к ладони, но не прижимаются.1282833000_foto_6.gif

Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: проведение линии в ограниченном пространстве, например, между линейками, точного расположения фигур, линий, ориентируясь на линейки, клеточки тетради, правильной и аккуратной обводки, штриховки фигур. p1631120.jpg

Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки, воспроизводить их в памяти, выкладывая их из палочек или выполняя рисунки цветными карандашами.

Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых – развитие внимания к речи взрослого. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываются после однократного словесного описания взрослым.

Усложнения с использованием как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, в более сложном их расположении, а также в увеличении различно окрашенных элементов.

Выполнение данных упражнений поможет детям лучше адаптироваться к школьной жизни.http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/212/211468/211468_html_m292cdd42.jpg

9a77f60097e3.jpg

                             

        http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/212/211468/211468_html_5fba898a.jpg



Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Подготовка к школе: тренируем волю, учимся общаться.

Каждый родитель хочет и надеется на то, что его ребенок будет учиться в школе успешно, и обучение будет доставлять ему и семье в основном положительные эмоции. Понимая, что успешное обучение во многом зависит и от подготовки к нему, многие родители прикладывают немало усилий, готовя малыша к школе.http://ts3.mm.bing.net/th?id=H.5034720711805250&w=138&h=146&c=7&rs=1&pid=1.7

Однако что значит – подготовить ребенка к школе?

Научить его писать и считать – хорошо, но мало.

Потому что психологическая готовность к школе включает в себя не только уровень общего развития малыша, но и:

- так называемую сформированную социальную позицию школьника (отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Сформированность этой позиции зависит от того, умеет ли малыш общаться и учиться, встраиваться в коллектив, выполнять совместную работу. Может ли он слушаться учителя, слышать его требования, выполнять задания по данному образцу,)

началу учебной деятельности.

-произвольное поведение (когда ребенок может сознательно управлять своим поведением, ставить цели и достигать их. Преодолевать трудности, не останавливаться на полпути)

-мотивационная готовность к учебе (когда ребенок стремится к интеллектуальной деятельности, к тому, чтобы занять свое место в окружающем мире и получать одобрение и оценку, к тому, чтобы достигать успеха или избегать неудач)

Как видите, подготовить к школе ребенка - деятельность весьма разнообразная. Как же близкие будущего школьнику могут помочь ему освоиться в новой социальной среде и стать успешным учеником?

Произвольное поведение.

Прежде всего – не стоит требовать от малыша невозможно. Момент, когда малыш научится подчинять свое поведение заданной цели, определяется во многом физиологией. Лобные отделы мозга, отвечающие за этот процесс, формируются только к 7 годам.

Однако мы можем помогать ребенку осознавать свои цели, ставить перед собой новые, добиваться их, не «ломаться» при возможных трудностях, проверять результаты.

Цели могут быть простыми - подтягиваться каждый день на раз больше, чем вчера, раскрасить сложную многодетальную картину, отказаться от вкусных, но вредных для здоровья продуктов, каждый день читать по рассказу, выполнять свои домашние обязанности и т.д. Вероятнее ребенок достигнет цели, если он будет лично заинтересован в ее достижении, а выполнение будет ему по силам. Превращать «выработку воли» в дрессировку нельзя, ведь ваша задача – научить малыша осознанному поведению – цель – план по достижению – достижение – результат. Выход – играть. Уборка может стать поиском клада, вместо рисования скучных узоров для развития моторики можно перерисовывать старинные пиратские карты, а не заплакать, ударившись, проще, если все вокруг считают тебя доблестным рыцарем.

Задача взрослого – помочь выбрать интересную ребенку цель, подбадривать, не давать «отлынивать», выполнять все задание от начала до конца, радоваться достижениям и ориентировать на постоянное совершенствование результатов    ( «Завтра ты сможешь сделать еще лучше, если захочешь»). Стоит ли упоминать, что нельзя критиковать ребенка и оценивать его как личность в зависимости от того, достиг он в этот раз или не достиг.

Вообще, прежде, чем требовать от детей чего-либо, в том числе и волевых усилий, стоит проанализировать – требуете ли вы того же от себя и выполняете ли все намеченное с блеском? Удивительно, но порой родители гораздо снисходительнее к себе, чем к детям.

Еще один способ обучения владению собой – приучение к определенному режиму и его соблюдению, а также тренировка усидчивости и концентрации на выполняемом в данном момент деле. В последнем также помогут игры – на внимательность. Например, «да и нет не говорите, черный - белый не берите» или «пол - потолок – пол». Еще один вариант- за лимитированный отрезок времени ребенок должен найти в месте, где он находится, скажем, 7 красных предметов или 4 слова с буквой «П»

Мотивационная готовность к учебе.

Мотив, стремление учиться бывают разными. Также бывают разными и причины нежелания идти в школу. Самый простой способ выяснить представления ребенка о школе и эмоции, связанные с его будущим ученичеством – ненавязчиво побеседовать с ним, задав вопросы: Хочешь ли ты идти в школу?. Что в школе интересного? Чем она тебе нравится (или не нравится) Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу? Ответы могут быть разными, от удовольствия носить форму, играть на переменках, быть как старший брат – школьник до желания узнавать новое, решать примеры, учиться писать письменно, получать оценки и т.д.

Если ваш будущий первоклашка пока центрирован на внешних мотивах ( ранец – форма и т.д.), не стоит пугаться, это нормальная ситуация для будущих учеников. Однако, в любом случае, важно, чтобы у ребенка формировались правильные представления о школе и о том, что происходит за ее дверьми.

Что могут делать близкие ребенка для этого:

-беседовать о школе и школьной жизни, об уроках, правилах, учебниках, домашних заданиях и т.д.

-можно посмотреть вместе хорошие фильмы или мультики на школьную тему, рассказать о своем школьном опыте

-можно играть в школу, уроки и т.д. Подобные игры полезны не только тем, что ребенок в игровой форме приучается к школьным реалиям, но и тем, что наблюдая за тем, как ведет себя ребенок в роли ученика и учителя, можно ясно увидеть его представления о школе.

-подчеркивать свое уважительное отношение к новой будущей роли ребенка, к его учебной деятельности как серьезному и очень важному занятию. Беседовать о том, как почетно и важно быть учеником, о том, для чего нужно учиться, о том, как интересно узнавать что-то новое и т.д.

- тон всех бесед должен быть позитивным, но реалистичным, без излишнего «приукрашивания», иначе столкновение с возможными трудностями «подкосит» энтузиазм ребенка на корню.

Чего не стоит делать:

- пугать школой, возможными последствиями плохой учебы, плохим отношением к ребенку одноклассников и учителей.( «Придешь в класс такой неуч, все ребята будут над тобой смеяться»)

- ставить ваше отношение к малышу в зависимость от его школьных успехов («Будешь плохо учиться – вот не буду тебя любить»)

Социальная позиция школьника.

Как мы уже упоминали, социальная позиция школьника – это отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Для того, чтобы помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками, приучиться исполнять требования учителя и т.д., также существуют игры.

Игры на развитие коммуникабельности, внимания к другому:

«Пишем на ладошке». Играют пары. Один в паре закрывает глаза, второй пальчиком на ладошке пишет цифру или букву. Задача первого – отгадать написанное. Потом ролями меняются.

«Близняшки». Играют также парами (парой). Двое встают вместе, боком друг к другу, одна рука обхватывает пояс другого. Ноги, стоящие рядом, связываются веревочкой. Задача – перемещаться по комнате, садиться, вставать, приседать, не падая. Если пар несколько, можно устроить соревнование – кто дольше не упадет. Такими же парами можно играть в футбол или баскетбол.

«Проводник». Парная игра. Один закрывает глаза и начинает передвигаться по комнате. Задача второго – только словами, не касаясь первого, направить его так, чтобы первый не споткнулся, ушибся, наткнулся и т.д. Помимо коммуникабельности, игра развивает внимательность и способность ориентироваться в пространстве.

«Рисуем вместе» - парная игра. Задачи пары – нарисовать рисунок совместными усилиями. Как? На стену вешается лист бумаги. «Художник» закрывает глаза повязкой, а «ведущий» диктует «художнику», где и что рисовать. «Нарисуй круг. Справа от него – прямую линию вправо. Левее, выше.. и т.д.» Если пар – две и больше, устраивается конкурс.

«Ассоциации», «Пантомима» и другие аналогичные игры также хороши для развития навыков коллективного общения.

Игры на внимательность и произвольное поведение:

«Море волнуется раз» - отличная игра на умение владеть собой, эмоциями и своим телом.

«Можно и нельзя» - в доме объявляется время (час, 10 минут, день) – когда можно будет делать ЧТО-ТО. Что - выбираете вы с ребенком, учитывая его пожелания. Это может быть разрешение делать все, за исключением опасных для жизни вещей. Или разрешение делать что-то, особо желанное для ребенка, но ограничиваемое обычно вами- громок кричать, прыгать, смотреть мультики и т.д. Но существует также и время «нельзя». Например, в течение часа можно вести себя очень тихо. Или делать что-то определенное, одобренное вами. Цель игры - приучить ребенка контролировать вои импульсы и выделять определенное время для разного типа деятельности.

Строго говоря, практически любые коллективные игры учат ребенка взаимодействию с другими, поэтому даже такие, казалось бы, далекие от учебы, как «дочки-матери», «детский сад», «казаки - разбойники» приносят ощутимую пользу: ребенок учится действовать по правилам, осваивает новые роли и типы взаимоотношений.

http://nadymregion.ru/img/1276743756/1276743757.png



Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Центр образования №7 им. Дунина – Горкавича Александра Александровича»

Квест – игра «Путешествие по Стране Экономике»

(старший дошкольный возраст 5 - 6 лет)

Составила:

Воспитатель Зазимко Т.Б.

Г. Ханты – Мансийск 2022

Цель: развитие экономического мышления и математических представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепления представления о структуре простой арифметической задачи и умение решать ее;
  • Закрепление знаний экономической терминологии, умение пользоваться ею;

Развивающие:

  • Развитие образного и логического мышления;
  • Развитие творческих и познавательных способностей детей, интереса к играм с математическим и экономическим содержанием;

Воспитательные:

  • Воспитание умения выслушивать сверстников, уважительного отношения друг к другу.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, письмо, след разрезной из картона, голубая ткань, удочка, рыбки, д/и «Что сначала, что потом», простой карандаш, список, шкатулка, деньги.

Ход игры:

Слайд 1. Воспитатель: ребята, на наш адрес группы пришло сообщение. Посмотрите, висит ключ. Наверно нам надо открыть ворота. Ворота откроются тогда, когда ответим на хитрые вопросы.

  1. Кто хозяин банка? (банкир)
  2. Сколько орехов в пустом стакане? (0)
  3. Сколько ушей у трех мышей? (6)
  4. В какие ворота нельзя въехать? (закрытые)
  5. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Сколько кошек? (4)

Слайд 2 .Ворота открываются, там сидит царевна Несмеяна и плачет. (Дорогие ребята! Помогите! В моем царстве Экономика случилась беда. Пришла инфляция и разорила все мое царство. Помогите мне ребята) !

Воспитатель: ребята,  что случилось? (ответы детей)

Как мы поможем царевне? (ответы детей)

Слайд 3. Воспитатель: покружились, покружились и в стране Экономика очутились.

Посмотрите, ребята царевна оставила письмо.

(читает письмо: если  след вы соберете, может что – то вы найдете. Ну а если не найдете, то совсем вы пропадете. Вместе с детьми рассматривают схему пути).  

Дети собирают след. Куда смотрит след? На речку. Дети подходят к речке.

Воспитатель: ребята, называется речка «Наоборот». А вот и удочка. Крепче удочку держи, а как рыбку поймаешь, слово ты прочти, к нему слово подбери и объясни. (Дети ловят рыбу и подбирают слова наоборот: дорого, доход, опт, ленивый, прибыль, продавец, много).

- Умницы ребята, справились с заданием.

Воспитатель: куда же стрелка нам указывает путь? (К столу). Станция «Игровая» Игра «Что сначала, что потом».

Вы цепочку по – порядку разложите, но бежать вперед вы не спешите, а все объясните.

Дети раскладывают цепочку, как получается товар «Откуда хлеб пришел», «Как книга оказалась в магазине?»

Воспитатель: смотрит в схему и подходит к столу. Станция «Бюджетная». В стране Экономика все начинается с бюджета. Скажите, из чего состоит бюджет вашей семьи? Откуда появляются доходы и какие бывают расходы? (Дети отвечают)

Воспитатель: наше путешествие продолжается.

Следующая станция «Денежная». Я предлагаю вам решить экономические задачи. Нужно подумать, как разумно распорядиться деньгами в разных случаях:

1.Папа решил подарить Сереже на день рождение велосипед. Скажите, в какое время года его можно выгоднее купить? Почему?

2.Как вы думаете, какая одежда дороже летняя или зимняя?

3. Чьи туфли дороже мамы или дочки? Почему?

4. Кот Матроскин. Я решил накопить денег и купить все что захочу, но пес Шарик утверждает, что не все продается и покупается. Разрешите наш спор. (Дети рассказывают. Что можно купить, что нельзя).

Воспитатель: я вижу, что вы научились правильно считать и тратить деньги, отправимся до станции «Товарная». Вопрос поступил от Дяди Федора. Ребята! Помогите! Собираюсь поехать в гости в деревню. Нужно купить подарки моим друзьям из Простаквашино. Мама мне составила список, где и что можно купить, а я его потерял. Проверьте, правильно ли я написал, в каких магазинах можно купить эти товары.

(Соедините линией, что и где можно купить).

Велосипед                            магазин «Книги»

Журнал                                 аптека

Книги                                    магазин «Продукты»

Мяч                                       магазин «Игрушки»

Конфеты                               магазин «Овощи»

Слайд 4. Воспитатель: наше путешествие продолжается. Станция «Прибыльная». У вас появится прибыль. Как только вы разгадаете кроссворд и по вертикали прочитаете получившее слово.

Внимание на экран.

  1. Учреждение, в котором хранятся деньги? (банк)
  2. Информация, которая помогает продать и купить товар. (реклама)
  3. То, что продается или покупается. (товар)
  4. В чем измеряется цена товара? (деньги)

И получается по вертикали неожиданная находка, принесшая дополнительный доход. Это КЛАД. Дети находят клад в шкатулке, там деньги и идут в книжный магазин покупать книги.

Воспитатель: вот и подошло к концу наше путешествие по стране Экономика. А нам пора возвращаться в детский сад.

Покружились, покружились и в детском саду очутились.  



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 7 ИМЕНИ ДУНИНА-ГОРКАВИЧА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА»

Картотека игр по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Составила: воспитатель

Зазимко Т.Б.

Г. Ханты – Мансийск

2022 г

Сюжетно - ролевая игра «Супермаркет»

Цель: закрепление алгоритма совершения покупки, действий покупателя.

Задачи: 

продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.

способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. 

Материал: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»; набор карточек для распределения ролей (с изображением покупателя – 4 шт., кассира -2 шт., продавца -3), 5 карточек с изображением набора продуктов и товаров, 4 банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр.

Ход игры:

Игровые роли: продавец, покупатель, кассир. Детям предлагается выбрать карточку и определить, какую роль он будет выполнять в игре. 

Игровые действия: Продавцы проходят в торговый зал, проверяют наличие ценников, порядок на полках. Кассиры приглашаются пройти в кассы. Покупателям, предлагается выбрать карточку, с набором товаров, необходимых к покупке и определить способ оплаты (наличные средства или безналичные).

Покупатели отправляются в магазин за покупками, выполняя покупки соотносят количество денег с ценой товара, суммой приобретенных покупок. Проходят на кассу, оплачивают товар.

Развитие игры предполагает объединение сюжетов с сюжетно-ролевой игрой «Семья», «Кафе».

«Дороже – дешевле»

Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Игра: «Что можно купить, что нельзя»

Цель: формировать у детей желание экономно относиться к природным ресурсам

1–й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;

2–й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.

 

 «Кто что делает?»

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

«Назови профессии»

Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

«Кто трудится, кто играет»

Цель: Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание: у каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

«Какие бывают доходы?»

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход.

Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

«Товарный поезд»

Цель: Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.

Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.

«Маршруты товаров»

Цель: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

Материал: Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.

Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

«Собери вместе»

Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Материал. Карта (панно) с изображением различных товаров.

Содержание. У каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные, и т. д.

«Угадай, где продаются»

Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.

Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

«Магазин игрушек»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

«Что быстрее купят?»

Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

«Что и когда лучше продавать?»

Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание. Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний» магазин. Шубу, шапки, варежки – в «зимний».

«Домино»

Цель. Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

Материал. Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание. Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки….

Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

«Что дешевле»

Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

«Назови монету»

Цель. Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал. Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Содержание. Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.

«Кому что подарим?»

Цель. Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.

Материал. Карточки - картинки на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.

Содержание. Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.

Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.

«Наоборот»

Цель. Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Материал. Подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)

Содержание. Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.

«Продолжи предложение»

Цель. Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.

Материал. Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.

Содержание. Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:

- Мне понравилась игрушка в магазине….

- Муха-цокотуха покупала на рынке самовар….

Игра «Товарный поезд»

Цель: формировать представления о продуктах труда людей разных профессий, о роли рекламы в продаже товара; воспитывать уважение к труду и потребность в ролевых взаимоотношениях.

1–й вариант. Детям предлагаются карточки с разным товаром его надо поместить в определённый вагон.

2–й вариант. Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит.

Игра «Товары – услуги»

Цель: закрепить умение отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение к людям разных профессий.

1–й вариант. Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.

2–й вариант. Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.

+❤ В Мои закладки

2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Игра «Потребности».

Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.

2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.

Игра «Профессии»

Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда;

2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.

Игра «На необитаемом острове»

Участникам игры предлагается следующее задание: «Предположим, что вы состоите в команде корабля, который терпит караблекрушение, и вы оказались на необитаемом острове. У вас осталось время, чтобы посетить корабль, который еще не затонул, и взять самые необходимые вещи (они изображены на карточках) и предметы.

Игра может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. В случае группового проведения игры участники разделяются на команды и на основе группового обсуждения (в течение 5 минут) решают, что нужно взять с корабля. Выигрывает тот участник или та команда, которая отберет более рациональные вещи.

Игра «Прием гостей»

Это коллективная игра, цель которой обучение детей умению принимать гостей и определять, что необходимо заготовить и закупить для такого приема.

Вначале организатор игры предлагает участникам разделиться на группы по 4—5 человек, условно образующие семью. Затем он выдает группам следующее игровое задание: «Предположим, что ваша семья отмечает день рождения одного из детей, сына или дочери. На дне рождения будет присутствовать вся ваша семья и, конечно, приглашенные друзья того, чей день рождения отмечается. Если вы отмечаете день рождения сына, то придется пригласить семь мальчиков и три девочки, а если отмечается день рождения дочери, то наоборот. Исходя из этих условий, установите, что и в каком количестве вам придется закупить для угощения гостей и участников торжества и сколько примерно денег понадобится для этого.

Следует обратить внимание участников игры на то, что в предлагаемое меню для угощения достаточно включить 5—6 блюд, а стоимость определять приблизительно.

После того, как все группы составят список необходимых закупок, организатор игры предлагает выслушать детей и обсудить предложенные варианты.

При выступлении представителей группы следует дать им возможность высказаться, обосновывая необходимость покупок, целесообразность предлагаемого угощения, его доступность по стоимости.

Побеждает та группа, чей список будет признан лучшим.

Дидактическая игра «Разложи монетки по порядку» 

Цель: развитие умения детей соотносить денежные знаки по достоинству.

Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими.

Материал: монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5, 10 рублей.  

Ход игры:

Детям предлагается разложить монеты сначала в порядке возрастания, затем в порядке убывания.

 

Дидактическая игра «Размен»

Цель: развитие умения детей различать монеты, разменивать и собирать одну и ту же сумму разными способами.

Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, закрепить состав числа из 2-х меньших до 10.

Материал: дидактическое пособие: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (2,3,4,5, 6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей).

Ход игры:

Детям предлагается выбрать кошелек и составить указанную на кошельке сумму разными способами с помощью монет.

 

Дидактическая игра «Купите Даше подарок»

Цель: развитие умений детей совершать покупки.

Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, развивать умение детей сделать правильный выбор и купить желаемые товары с учетом игровых пристрастий мальчиков и девочек при условии, что у них на приобретение покупки есть определенная сумма денег.

Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой, карточки с изображением полок, на которых размещены игрушки, канцелярские товары, книги с ценниками, корзинка.

Ход игры:

Детям предлагается выбрать подарок из предложенных в магазине товаров.

 

Дидактическая игра «Поможем Маше купить полезные продукты»

Цель: развитие умения детей совершать покупки.

Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, на указанную на кошельке сумму выбрать только полезные для здоровья продукты.

Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой, карточки с изображением полок, на которых размещены различные продукты питания: молоко, сметана, овощи, фрукты, конфеты, сок, кока-кола, шоколад и др., корзина  для покупок.

Ход игры:

Детям предлагается на указанную сумму приобрести полезные для здоровья продукты.

 

Дидактическая игра « Услуги и товары»

Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, закрепить сведения о том, что такое услуги и товары.

Материал: предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Маша варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Используемые сказки:

1. «Маша и медведь» (Маша печет пирожки - производит товар)

2. «Вовка в тридевятом царстве» (Вовка изготавливает корыто для старушки - производит товар)

3. «Сказка о рыбаке и рыбке» (Старик закидывает невод, ловит рыбу- оказывает услугу)

4. «Красная шапочка» (Красная шапочка несет пирожки бабушке – оказывает услугу)

5. «Сказка о глупом мышонке» (Лошадь приходит покачать мышонка, по просьбе мышки – оказывает услугу)

6. «Приключения Незнайки и его друзей» (2 раза) (Винтик и Шпунтик ремонтируют автомобиль – оказывают услугу, Художник Тюбик рисует картину – производит товар)

7. «Каша из топора» (Солдат варит кашу из топора – производит товар)

8. «Айболит» (Айболит лечит зверей – оказывает услугу)

9. «Трое из Простоквашино» (Почтальон Печкин приносит посылку – оказывает услугу).

Ход игры:

Педагог размещает две таблицы: одна называется «Товары», вторая «Услуги». На столе разложены картинки с изображением сказочных персонажей, которые выполняют различные действия. Дети берут по одной картинке и прикрепляют к таблице «Товары» картинки на которых изображены сказочные персонажи, которые производят товар, а к таблице « Услуги» картинки, на которых изображены сказочные персонажи, которые оказывают услугу, объясняя свой выбор:

Маша печет пирожки. Пирожки - это товар, который изготовила Маша.

Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги и тд.



Предварительный просмотр:

СКАЗКА.

ТРУДОВЫЕ ДЕНЬГИ.

Был у одного человека сын – лентяй. Отец трудился от рассвета до заката, а сын с утра до позднего вечера бездельничал: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками. Отцовские деньги тратил не считая. Лентяй никогда не задумывался, откуда всё это у них в доме.

Надоело отцу содержать такого сына. Решил он приучить лентяя к труду. Отвёз сына в соседнюю деревню и отдал в работники за одну копейку в год.

Не хотелось лентяю идти в работники, да ничего не поделаешь. А новый хозяин узнал, что у молодца родители не из бедных, и решил, что заставлять парня работать, как других, не будет. Вдруг его отец обидится!

Прожил лентяй у хозяина целый год. Ел, пил в своё удовольствие, в расшитом кафтане ходил да горя не знал.

Вернулся к отцу, копейку отдал, мол, заработал.

А отец взял эту копейку да и выбросил в колодец. Сын ничуть не удивился и не обратил внимания на такой поступок отца. Подумаешь, копейка. Не великие деньги.

Покачал головой отец да и отвёз сына в другую деревню. Договорился с новым хозяином, чтобы тот год сына в работниках держал за одну копейку.

Только и этот хозяин побоялся парня работой нагружать. Подумал, что хотят испытать его, каков он. Станут потом говорить, что бессердечный, что жалости нет.

И ещё один год лентяй прожил как у Христа за пазухой. Не принуждал хозяин молодца к работе: хочешь – работай, не хочешь – не надо. Кормил и одевал хорошо. А как срок пришёл, дал ему копейку и отпустил домой.

Пришёл сын к отцу, отдал копейку, а отец опять её в колодец выбросил. Только лентяй и в этот раз не обратил никакого внимания на поступок отца.

Не этого хотел старик. Посидел, подумал и решил отвезти сына в самую дальнюю деревню, где жили люди небогатые. Отдал парня в работники новому хозяину на год и попросил, чтобы тот за работу ничего сыну не платил. Пусть так трудиться.

Догадался хозяин, что отец сына к труду приучить хочет. С первого же дня заставил лентяя работать, не позволял ни на минуту сесть передохнуть. Сам чуть свет встаёт и парня поднимает. Сам трудится без устали и парню бездельничать не даёт.

Как же тяжело было лентяю: он и охал, и стонал, и кряхтел, и потом обливался. А хозяин будто и не замечал этого. Всё лентяя подгонял да бранил, дармоедом называл.

День прошёл, другой. Видит лентяй, что не спрячешься от работы, да так и привык трудиться.

Проработал парень год, всему научился. На руках большие мозоли натёр, нарядную одежду истрепал, хлеб до последней крошки доедал, ключевой водою запивая.

Остался хозяин доволен своим работником. Хоть отец и не просил платы за работу своему сыну, решил хозяин, что не может отпустить парня с пустыми руками и заплатил две копейки.

Вернулся сын домой, отдал отцу честно заработанные две копейки. А тот опять хотел их в колодец выбросить. Только не дал сын сделать этого. Подскочил к нему, схватил за руку и воскликнул:

-Не бросай, отец, эти копейки в колодец! Они достались мне тяжёлым трудом!

Улыбнулся тогда отец и сказал:

-Вижу, сынок, что это твои трудовые деньги, а их зря не разбрасывают! Понял ли ты теперь это?

-Понял!

К О Н Е Ц.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...