Главные вкладки

    Консультация для родителей «Развиваем детскую речь в игре»
    консультация (младшая, средняя группа)

    Паталова Людмила Игоревна

    Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл patalina_konsultatsiya_rech.docx20.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей «Развиваем детскую речь в игре»

    Подготовила Паталова Л. И., воспитатель ГБОУ «Школа № 842»

            Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

            Задачи:

            1.        Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы.

            2.        Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома.

            3.        Способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения.

            4.        Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

    1.        Роль речевого развития детей

            Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

            Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

            Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

            Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками.

            Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

            Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

            Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

            Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

            Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

            Анализ речи детей группы. (результаты даются в обобщённом виде - положительно)

            Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни.

    2.        Что детям нужно для речевой игры?

            Отправляясь, с ребёнком на прогулку мы можем:

            -  поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

            - в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

            - загадать загадку и найти отгадку;

            - поискать приметы времени года;

            - познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

            - прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

            - поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.

            По дороге из детского сада (в детский сад)

            "Я заметил". Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая.         Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

    "Волшебные очки". "Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится жёлтым (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: жёлтые сапоги,  жёлтый мяч, жёлтый дом, жёлтый нос, жёлтая машина и т.д. "

            Игры, которые можно проводить с детьми дома.

            «Помогаю маме» Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина, малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать фасоль, горох, рис, гречку или пшено.

            •        Можно сделать массажные ванночки из того же материала или  манки. Положить туда киндеры и пусть ищет клад.

            •        Так же можно рассыпать манку на подносе и порисовать что-нибудь.

            •        Можно сделать бусы из макарон, пуговиц, бусинок, нанизывая их на верёвку.

            Постепенно усложнять задачу, давая более мелкие детали.

            "Приготовим сок". "Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из слив. (сливовый); из вишни. (вишневый); лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.

            Чтение.  

            •        Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, доступные для понимания.

            •        Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

            •        Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

            •        Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

            •        Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

            •        Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

    3. Мнемотехника

            В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

            Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, потому что в рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.

            Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте нарисовать такую таблицу, поясните значение каждой картинки.

            Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.

    Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление.

            По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы:

            1. Что это за птица?    

            2. Она дикая или домашняя?

            3. Какого цвета?      

            4. Чем питается?

            5. Какие звуки издает?

            6. Что делает, как живет?

            7. Где живет?

            8. Какие у нее детеныши?

            9. Какую пользу (или вред) приносит людям?

            По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. (о свойствах предметов, и о профессии, и о временах года) Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.

            Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.

            Основное, наиболее эффективное упражнение – это общение. С детьми нужно как можно чаще беседовать, давать им возможность высказаться. Необходимо следить за тем, чтобы они не использовали слов-паразитов. Малышу нужно чаще задавать вопросы и просить рассказать о том, как прошел его день, что интересного он увидел и узнал, что ему понравилось или не понравилось и почему так произошло. Речь развивается с опытом, и задача родителей – обеспечить ребенку этот речевой опыт.

    4.  Практические рекомендации родителям по организации речевых игр в домашних условиях

            А сейчас, давайте отвлечёмся от теории и немного поиграем с вами, представьте себя детьми, Я буду называть слова, а вы к ним прилагательные…

            Подберите прилагательные к словам (признаки предметов):

            - Снег (какой?) - белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.

            - Человек (какой?) - вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.

            - Ветер (какой?) - сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.

            - Машина (какая?) - быстрая, большая, удобная и т.д.

            Такая игра способствует пополнению словарного запаса.

            - Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки)

    Из муки он был печён,

    На окошке был стужён.

    Убежал от бабки с дедом,

    А лисе он стал обедом. (колобок)

    Нашла однажды мышка

    Совсем пустой домишко

    Стала жить да поживать,

    Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

    Уходя, просила мать

    Никому не открывать,

    Но открыли дети дверь!

    Обманул зубастый зверь —

    Песню мамину пропел.

    Кто потом козляток съел?

    Чтобы вырвать этот овощ,

    Не хватило деду сил.                        

    Но пришли ему на помощь

    Все, кого он попросил. («Репка»)

            В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек.

            Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

            Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

            Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры.

    Мы делили апельсин,

    Много нас, а он один. (сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки)

    Эта долька - для ежа.

    Эта долька - для стрижа.

    Эта долька - для утят.

    Эта долька - для котят.

    Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

    А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

    Он сердит на нас - беда;

    Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

            Советы родителям:

            Рассказывать  детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства.

            Рассказывать о своей работе.

            Показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать об их свойствах.

            Ходить с детьми на экскурсии.

            Объяснять ребёнку требования, связанные с его безопасностью.

            Заучивать с ребёнком стихи.

            Речь взрослых должна быть чёткой, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей.  

            Разговаривайте всегда спокойным тоном.

            Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для родителей "Развиваем детский словарь"

    В консультация для родителей "Развиваем детский словарь" представлена информация о том, как правильно развивать словарь детей....

    Консультация для родителей. Развиваем детский словарь.

    Даны краткие рекомендации по развитию детского словаря....

    Консультация для родителей "Развиваем связную речь"

    Рекомендации для родителей, перечень игр по развитию словотворчества у детей.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12104255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","w...

    Консультация для родителей. Развиваем диалогическую речь.

    Дорогие родители, предлагаю вашему вниманию небольшую шпаргалочку, которая поможет вашему ребенку развить умение общаться в диалоге....

    Родительский уголок группы. Консультация для родителей «Развивайте детское художественное творчество»

    Родительский уголок группы.Консультация для родителей «Развивайте детское художественное творчество»...

    Консультация для родителей Развиваем устную речь ребенка

         Я.Корчак писал, что родной язык не должен быть просто сводом правил и нравоучений. Это воздух, которым дышит детская душа....