"Сказка как средство патриотического воспитания"
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_sredstvo_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказка, как средство патриотического воспитания».
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
«Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут», - подчеркивала Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказывать детям, опираясь на следующие задачи воспитания и развития детей в соответствии с ФГОС:
- Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
- Обогащать социальные представления о людях.
- Развивать интерес к родному городу и стране.
- Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность и привязанность к семье.
- Развивать стремление к совместным играм взаимодействию в паре или небольшой группе.
Дети выполняют с интересом тот вид деятельности, который адекватен их возрасту. Игра (игровая деятельность) – ведущая деятельность дошкольного возраста, основная форма практики для ребенка, и как любой вид деятельности сначала осуществляется совместно со взрослым.
Основными методами социально-нравственного воспитания детей являются следующие:
- Организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопления личного опыта, культуры поведения и сотрудничества в паре или небольшой группе.
- Сюжетно-ролевые, режиссерские и дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношения взрослых людей
- Организация игр-драматизаций и театрализованных этюдов в целях развития эмоциональных проявлений и формирования представлений об эмоциональных состояний людей.
Игровая деятельность в патриотическом воспитании не всегда должна преобладать, уместно чередовать ее с другими видами деятельности, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, трудовой, музыкально-художественной, особенно с чтением (восприятием) художественной литературы. Реалистические рассказы, стихи, сказки являются для малыша одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, формировать нравственные качества и привычки поведения. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому выразительному слову, любовь к народному языку. Поэтому одним из важнейших способов совместной деятельности взрослого и ребенка является чтение народного эпоса.
Педагог широко использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые «раскрывают живописность языка» (К.Д. Ушинский). Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшает настроение детей. Но необходимо включать в педагогический процесс и русские народные сказки.
Первая младшая группа: «Курочка ряба» (обр. К Ушинского), «Репка», «Колобок», «Теремок» (обр. М. Булатова).
Вторая младшая группа: «Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого), «Снегурочка и лиса», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса» (обр. М Боголюбской), «Заюшкина избушка» (обр. О Капицы), «Лисичка со скалочкой»
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и прежде всего со сказками: «Бычок – смоляной бочок», «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова), «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), «Жихарка» (обр. И. Карнауховой), «Бобовое зернышко», «По щучьему велению», «Лиса и журавль» (обр. А.Н. Толстого), «Девочка Снегурочка», «Превередница» (обр. В. Даля), «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой).
Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам и языку требует, чтобы ее рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудиторию. Впечатление ребят будут более сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме.
Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказа.
Дети в старшей группе продолжают знакомиться с устным народным творчеством: «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы), «Бабушка, внучка да курочка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Иван-Царевич и Серый волк» (обр. И. Карнауховой), «Мороз, солнце да ветер», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» (обр. М. Булатова), «Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Липунюшка», «Кузьма Скоробогатый» (обр. А.Н. Толстого), «Белая уточка», «Волшебное кольцо» (обр. Афанасьева).
В этой возрастной группе детей начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Они узнают, что хорошо знакомая сказка «Рукавичка» – украинская, «Легкий хлеб» – белорусская.
С произведениями фольклора дети в подготовительной к школе группе знакомятся вне занятий и в основном с лучшими образцами народного творчества: «Царевна- лягушка» (обр. М. Булатова), «Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой), «Снегурочка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Мороз Иванович» (обр. В. Одоевского), «Петух да собака», «Мужик да медведь», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитание любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.
А среди народного эпоса сказка – важнейшее средство в системе воспитания дошкольников. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение, так как сказка содержит в себе следующие особенности:
Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
Образность – особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.
Забавность сказок повышает интерес к ним.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира («Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!»).
Использование в работе с дошкольниками всех этих жанров устного народного творчества оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств, формирование положительных качеств личности и национальных черт характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"
В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу. Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...
Сказка как средство патриотического воспитания.
консультация для родителей и педагогов....
Сказка как средство патриотического воспитания
Статья поможет родителям посмотреть на воспитательную роль сказок с другой стороны....
консультация "Сказка как средство патриотического воспитания"
консультация для родителей...
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ....
Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...
Консультация для воспитателей «Сказка как средство патриотического воспитания»
Консультация для воспитателей«Сказка как средство патриотического воспитания»...