Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

СорокинаТатьяна Викторовна

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

В начале жизни именно развитие мелкой моторики рук влияет на интеллектуальные способности ребенка. От того, насколько ловко малыш управляется с предметами своими пальчиками, зависит многое в его будущей жизни. Ведь это умение затем пригодится при застегивании одежды, письме и многих других навыках

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_roditeley._chto_takoe_melkaya_motorika.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

«Источники способностей и дарований  детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие  ручейки, которые питают источник

творческой мысли»

(В. А. Сухомлинский).

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

В начале жизни именно развитие мелкой моторики рук влияет на интеллектуальные способности ребенка. От того, насколько ловко малыш управляется с предметами своими пальчиками, зависит многое в его будущей жизни. Ведь это умение затем пригодится при застегивании одежды, письме и многих других навыках

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику? 

Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики).

С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы.

С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в "Ладушки", помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

С 10 месяцев до 1,5 лет  развивая пальчики, можно использовать следующие потешки: (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошел,

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка. (Загибаем пальчики)

От 1,5 лет и старше – полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)

  1. Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
  2. Сложить ладони и разводить пальцы рук.
  3. Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
  4. Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
  5. С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
  6. По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
  7. Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
  8. Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
  9. Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
  10. Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

  1. плетение;
  2. лепка (из пластилина, глины);
  3. нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
  4. различные игры – шнуровки;
  5. конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
  6. мозаики;
  7. вырезание из бумаги и картона;
  8. вырисовывание различных узоров;

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов. 

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т.д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ ТЕМА: «Что такое мелкая моторика, и почему так важно её развивать?»

это методическая рекомендация позволяет молодым родителям помощь в развитии мелкой моторики  . Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей...

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

«Источники способностей и дарований  детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие  ручейки, которые питают источниктворческой мысли»(В. А. Сухомлинский)....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ ТЕМА: «Что такое мелкая моторика, и почему так важно её развивать?»

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики....

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?"

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?" поможет родителям разобраться с понятием мелкой моторики, раскроет ее значение для общего развития дошкольника...

Консультация для воспитателей :"Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? "

Консультация для воспитателейЧто такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac45.htm...