Почему сначала звуки, а потом буквы?
статья

Нарбекова Галия Харисовна

Рекомендации для родителей по обучению детей чтению. Вначале необходимо научить ребенка хорошо ориентироваться в звуковом составе слова, а затем вводить буквы - знак звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konszvuki-bukvy.docx13.78 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Почему сначала звуки, а потом буквы?»

           С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п.Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средствами передачи различной информации, побуждения к действию.

           А прежде, чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Если к малышу обратиться со словами неодобрения, но произносить их ласково – он будет улыбаться. И наоборот – ласковые, доброжелательные слова. Произнесенные сердитым тоном, вызовут у ребенка отрицательные эмоции. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе – угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

           Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, то есть обращать внимание на звуковую сторону слова.

           Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и, в первую очередь, от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неразвитость его, вялость мышц языка, губ, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

          Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.

           Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Ослабление слуха ведет к искажению слов, к снижению словарного запаса, к появлению в речи грамматических ошибок.

           Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть от умения отличать одни речевые звуки         (фонемы) от других. Недостаточная  сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

           Таким образом, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить ребенка слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно произносить их в слове.

            Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, оно происходит на основе общения ребенка с окружающими в различных видах деятельности.

           Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Речь взрослого является образцом для ребенка.

            Так что же раньше – звуки или буквы? Начинать обучение грамоте с букв опасно. Замечательные принципы обучения грамоте разработаны детским психологом Д.Б.Элькониным. Что дает его система обучения грамоте? У ребенка воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов. Исходный принцип его системы – знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Ребенок должен хорошо знать, что именно обозначается этим знаком, должен быть сформирован навык звукового анализа слова.

            И начинать надо с игр. Казалось бы, такое серьезное занятие – обучение грамоте и обучение чтению. Успех занятий обеспечат именно игровые приемы, игры в звуки. Чтобы научиться читать, ребенок должен сделать важное открытие, что речь строится  из звуков, а затем открыть отношения звука и буквы. Нужно играть в звуки, стараться строить обучение, как игру. Так ребенок  освоит звуковой анализ слова играючи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по социально-нравственному воспитанию" Что сначала, что потом"

Данная игра позволяет закрепить знания детей о возрастных изменениях людей разного пола, развивать связную речь, внимание; воспитывать гендернукю принадлежность....

Картинки для игры"Что сначала, что потом"(Режим дня)

Картинки для игры "Что сначала, что потом" по валеологии. Можно использовать для наглядности на занятиях, можно как игру....

Сначала любить, а потом воспитывать

Организация педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Развивающая игра "Что сначала, что потом".

Цель игры: развитие логического мышления....

РЕБЁНОК СНАЧАЛА НЕ ХОЧЕТ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД, ПОТОМ НЕ ХОЧЕТ УХОДИТЬ. ПОЧЕМУ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Консультация для родителей : "РЕБЁНОК СНАЧАЛА НЕ ХОЧЕТ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД, ПОТОМ НЕ ХОЧЕТ УХОДИТЬ.ПОЧЕМУ И ЧТО ДЕЛАТЬ?"...

Интерактивная игра "Что сначала, а что потом"

Интерактивная игра "Что сначала, а что потом". Режим дня.https://learningapps.org/view7671942...

Почему сначала звуки, а не буквы?

Консультация для родителей детей дошкольного возраста....