Консультация для родителей " Что такое ЗПР"
методическая разработка (старшая группа)

Консультация для родителей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_zpr.doc943 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что такое ЗПР?»

Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, нарушения слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.

Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности — восприятия, памяти, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

Задержка психического развития у детей нередко сопровождается проблемами в речевом развитии, связанными в первую очередь с темпом ее развития.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление.

Задержка психического развития у детей является следствием многих негативных факторов, в том числе и тех, про которые уже успели забыть. Это и сложная беременность у мамы, осложнения в родах, болезни ребенка до трех лет, частые простуды, хронические заболевания…

Огромное влияние на развитие ребенка имеют условия воспитания и психологический климат в семье, особенно в первые три-четыре года. Это и правильный режим дня, и создание условий для двигательной активности ребенка, круг общения, игра, занятия и многое другое.

В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи. Например, это может быть специальный детский сад (группа) для детей с ЗПР, в котором педагоги совместно с родителями осуществляют коррекцию развития детей. Родители, как непосредственные участники образовательного процесса совместно с педагогами, преследуя единые цели, используя единые методы и приемы помогают ребенку преодолеть отставание в развитии. Важно понимать, что, если с такими детьми не заниматься, они не смогут подготовиться к учебному процессу в школе, даже если определить их в специальный коррекционный класс. Также есть вероятность, что отставание в развитии негативным образом отразится на их поведении, навыках и формировании личности в целом.

Стоит помнить, что семья — это главный фактор развития ребенка, не только с задержкой психического развития, но и здорового. От того, каким будет его воспитание в семье, отношение родителей, будет зависеть его судьба, его успех, самооценка и многие другие важные вещи.

Советы, приведенные ниже будут полезны родителям, воспитывающим детей с задержкой психического развития:

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких, как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
  • Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на одно-два слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще общается только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов.
  • Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что мальчик делает?» вместо «Мальчик играет? Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос используйте слово «или». Например, «Мальчик прыгает или бегает?
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность подумать, прежде чем отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер и т.д. А потом спросите: «Что это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
  • Расскажите короткую историю. Затем помогите ребенку ее же рассказать вам или кому-нибудь еще. При затруднениях задавайте ребенку наводящие вопросы

  • Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите пять-шесть слов (части тела, игрушки, продукты) и наловите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите пять-шесть новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех нор, пока ребенок не узнает большую часть предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок произносит предложение, содержащее только одно слово, начните учить его коротким фразам Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит слово мяч, последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте — лучше учить ребенка, играя с ним.
  • Ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития и адаптации особого ребенка достигаются при сочетании семейного воспитания и комплексной помощи специалистов. Отсутствие одного из этих факторов значительно сужает перспективы развития ребенка.
  • Научитесь терпению, понимая, что ваш ребенок особенный, обычные методы воспитания с принуждением, интонациями вам точно не подойдут.
  • Постоянно интересуйтесь у педагогов достижениями или проблемами ребенка.
  • Старайтесь самостоятельно работать с ребенком по советам специалистов. Перестаньте его опекать, давайте самостоятельность, но под контролем, так как полная свобода действий тоже не решит проблему.
  • Выполняйте с ребенком домашнее задание. Для этого нелишне будет напомнить, что сосредоточенность на материале на первых порах будет от 8 до 15 минут, после этого надо дать ребенку другой вид умственной деятельности, а через 30—40 минут сделать перерыв и позаниматься физическими упражнениями, прогуляться на свежем воздухе. Особенно внимание следует уделять занятиям по развитию речи, тренировке памяти, мышления, внимания.
  • Оставайтесь всегда позитивными, создайте ребенку атмосферу комфорта, радости от учения, стимулируйте его мотивацию к учению, но не сюсюкайте.
  • Постоянно общайтесь, разговаривайте с ребенком, давайте возможность отвечать на простые вопросы, которые требуют размышления, вдумчивости. Вопросы не надо специально придумывать. Это может быть рассказ о том, чем он сегодня занимался в детском саду.

Главное, всегда надо помнить, что ЗПР - это диагноз, а не приговор на всю жизнь. Только от совместных усилий родителей, педагогов, врачей зависит дальнейшее развитие ребенка

/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Что такое хорошо? Что такое плохо?

Дети наша радость, и главной целью в жизни каждого родителя является правильно воспитать своего ребёнка. Но стоит вопрос, какое поведение является правильным? Каждый ребёнок уникален и неповторим. Его...

Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»

Советы родителям - ка избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы....

консультация для родителей "ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО..."

Родители — именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого...

Консультация для родителей "Что такое хорошо, что такое плохо"

Консультация для родителей "Что такое хорошо, что такое плохо"...

Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»

Советы родителям - ка избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы....

консультация для родителей "Что такое хорошо и что такое плохо"

Как же ограничивать проявления ребенка, как найти грань между вседозволенностью и творческим поиском, свободой и независимостью?...