Буклеты для родителей
консультация
Буклеты подсказки для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_papa.doc | 220.5 КБ |
zapominay_igraya.doc | 68 КБ |
kak_byt_s_detskim_vorovstvom.doc | 90 КБ |
kak_ya_poyavilsya_na_svet_ili_otkuda_berutsya_deti.doc | 197.5 КБ |
kto_pritailsya_v_temnote.doc | 254.5 КБ |
mama_i_papa_opyat_posorilis.doc | 141.5 КБ |
risunok_cheloveka.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Где папа?»
Эта тема является очень актуальной, ведь в последнее время количество неполных семей в нашей стране продолжает расти. Поэтому давайте рассмотрим конкретные шаги, которые помогут мамам, оказавшимся в подобной ситуации.
Итак, первое – вопросы об отце. Чтобы поберечь психику сына или дочери, мамы часто придумывают различные легенды. Например, такие, как папа «в командировке, умер, уехал на Северный полюс, за границу и т.д.» не стоит этого делать, ведь ребенок интуитивно чувствует, что его обманывают, а так как в его картине мира мама не может лгать, то он начинает с недоверием относится к себе, к своим чувствам. И если отец «внезапно» появляется, то доверие к маме разрушается. А для ребенка это может стать сильнейшей травмой. Поэтому в разговорах на эту тему важно быть максимально правдивой, конечно, делая скидку на возраст. Малышу можно изложить историю в виде метафоры, сказки, которая передала бы суть произошедшего. Например, «папу заколдовали злые силы (наркотики), он борется с ними и поэтому сейчас не снами. Давай всем сердцем пожелаем ему победы…». Можно просто сказать: «Мама с папой расстались по очень взрослым причинам, которые трудно объяснить сейчас. Но когда вырастешь, я обязательно расскажу тебе об этом.
Довольно часто дети берут на себя вину за то, что родители расстались. Им кажется, что если бы они как-то по-другому вели, больше слушались, то папа не ушел бы из семьи. Конечно, ваш сын был совсем маленьким, когда отец жил вместе с вами, но у него тоже могут появиться фантазии на эту тему. Поэтому вам обязательно нужно дать понять малышу, что с папой вы расстались из-за трудностей в ваших отношениях, и это никак не связано с ребенком.
Очень важно передать ребенку теплое отношение к его отцу. Вы можете возмутиться и сказать: «Как?». Это в вас говорит обида и злость на человека, с которым не сложились отношения. Однако не забывайте, он отец вашего ребенка и, хочется вам того или нет, важен для него. А негативные чувства матери обычно передаются детям и даже, более того, могут привести к нежелательным последствиям в будущем. У мальчика может появиться отрицательное отношение к себе, как к будущему мужчине. Для девочки негативное восприятие своего отца зачастую оборачивается трудностями в общении с противоположным полом. Ей будет трудно доверять любимому мужчине, потому что подсознательно она может опасаться повторения жизненного сценария своей матери. Поэтому поймите, когда по какой-либо причине ребенок растет без отца, очень важно, чтобы образ папы оставался для него привлекательным, чтобы в сердце дочери или сына жила любовь к нему. Что же для этого сделать?
Вы можете вспомнить все те приятные значимые и счастливые моменты, которые были в отношениях с бывшим мужем, благодаря которым и появился на свет ваш ребенок. Очень важно на понятном для ребенка языке поделиться с ним отношением к его отцу, рассказать о понравившихся вам чертах его характера, об истории своей любви, о том, как вы вместе ждали появление малыша, как радовались этому событию. По возможности чаще говорить ребенку слова: «Если бы сейчас папа был рядом, то он бы гордился тобой…, то он бы посоветовал тебе…, то он сказал бы и т.д.»
ИСТОЧНИКИ:
- КРЯЖЕВА Н.Л. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДЕТЕЙ, ЯРОСЛАВЛЬ, 1997.
- РОГОВ Е.И. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ.- М., 2002.
- ЭЙДЕМИЛЛЕР Э.Г., ЮСТИЦКИЙ В.В. ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ, СПБ., 1999.
СОСТАВИЛА: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
ИГНАТЬЕВА О.В.
В романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» очень тонко подмечено: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему»…
- Важно быть максимально правдивой, конечно, делая скидку на возраст. Малышу можно изложить историю в виде метафоры, сказки, которая передала бы суть произошедшего.
- Вам обязательно нужно дать понять малышу, что с папой вы расстались из-за трудностей в ваших отношениях, и это никак не связано с ребенком.
- Очень важно передать ребенку теплое отношение к его отцу.
… Я рассталась с мужем, он оставил меня и трехмесячного малыша… Прошло два года. Бывший муж не разу не навестил сынишку. Что отвечать ребенку на вопросы об отце?
…Как объяснить ребенку, почему папа не с ним?
Предварительный просмотр:
Запоминай играя!
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Именно поэтому новые знания должны иметь для ребенка какое-то значение, быть частью игры. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. В дошкольный период память развивается очень быстро, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития память опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6-летние дети запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Элементы произвольной памяти проявляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание над всячески поощрять, учить ребенка запоминанию с помощью игр и упражнений.
Как развивать память у ребенка?
Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно ребенок присоединиться к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это помимо общего развития прекрасно развивает память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Кто как выглядел? Что плохо, что хорошо? К 45-ти годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.
Игры для развития памяти
Для детей самого младшего возраста (10 месяцев – 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например, «Найди игрушку». Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Наконец он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем игрушку кладут под одну и ту же пеленку. А потом под наблюдением малыша ее прячут под другую.
Игра «Прятки» тоже хорошо помогает развитию памяти у маленьких детей, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант – набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати.
Детей старше 2 лет прекрасно развивает игра «Чего не стало?». На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них 1-2 минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка – вспомнить, какого предмета не хватает. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить месторасположение игрушки среди других, а после того как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.
Еще одна игра на запоминание- «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается. В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ребенку предлагают найти предмет.
Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра «Найди сам». Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки и ребенку нужно вспомнить, где что лежит.
Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться, что это за вещь. После того как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Для детей помладше (2-4 года) существует упрощенный вариант этой игры – «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определить один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства.В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы.
Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Делай как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получится 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить.
Составила: педагог-психолог Игнатьева О.В.
Память – это отражение прошлого опыта. По мере взросления ребенка растет накопленный им багаж знаний, и растет уровень умственных способностей, а вместе с ними развиваются способности к запоминанию. Задача взрослых – с раннего детства помогать этому развитию.
Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка – запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Формировать у детей готовность к таким умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминания – важная задача взрослых. Другая, не менее важная задача – дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.
Память – необходимое звено всякой деятельности человека. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребенку от рождения. Но это вовсе не так. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью – это чаще всего дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания и которым внушали, что у них плохая память.
Итак, как же правильно развивать память малыша?
Предварительный просмотр:
Как быть с детским воровством?
Маленькие дети до 6-7 лет – берут чужие вещи и еще не понимают, почему этого делать нельзя, так как у них пока отсутствует понятие собственности. Почти все дети время от времени берут чужие игрушки. Это должно послужить для вас хорошим поводом преподать ребенку жизненно важный урок. Если он взял чужую вещь, пойдите вместе с ним и возвратите ее. Объясните ребенку, что значит «свое» и «чужое». Скажите ему, что иногда можно взять то, что хочется, но предварительно надо спросить разрешения у владельца. Очень важно, чтобы были пресечены первые попытки воровства, какими бы пустяковыми они не казались: «Ну, подумаешь, обнаружили в кармане у ребенка какую-то игрушечку?». Помните, что в воспитании нет мелочей. Надо обязательно объяснить и внушить ребенку, что никогда нельзя брать чужое, это запрещено, и затем непременно заставить ребенка вернуть взятую игрушку.
Принципиально важно, чтобы этот урок повторялся всякий раз после того, как ребенок провинился. Если вы увидели, что сын копается в вашем кошельке, никогда не делайте вид, что ничего не заметили. Немедленно сделайте замечание и серьезно поговорите с ребенком.
Не провоцируйте ребенка какими-то вещами, непреодолимо для него соблазнительными, не разбрасывайте ценные вещи, деньги, дорогие украшения и прочие предметы, на которые он может польститься.
Если ребенок уже замечен в воровстве, будьте особенно бдительны. Например, родители всегда должны четко знать, сколько у них денег в кошельках или карманах. Самые неприятные последствия имеет безнаказанность.
Следует, однако, сказать, что для ребенка одинаково вредна и родительская беспечность («А, это просто такой возраст, он еще маленький, все пройдет»), и чересчур бурная реакция («Мой сын вор, я его своими руками…»). Очень хорошо подумайте, прежде чем что-то делать. Часто как раз первый шаг оказывается неверным, и слишком скорое прощение или слишком жесткое наказание могут быть одинаково неправильными, если взрослые действуют под влиянием эмоций, без обдумывания.
Ни в коем случае нельзя навешивать «уголовных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему плохую дорожку в жизни. Нельзя кричать на ребенка и тем более бить его – ваш гнев может привести к повторению ситуации и не попрекайте тем, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз.
Составила: педагог-психолог
Игнатьева О.В.
Давайте предположительно рассмотрим некоторые причины, которые могут вызвать такое поведение ребенка. Итак, он начинает воровать тогда:
- когда не знает, что это воровство, не понимает, что вещи другого не принадлежат ему
- ребенок нуждается в родительском внимании и нежности, бессознательно предпочитая негативное внимание, не видя других способов
- считает себя никчемным и думает, что такие поступки делают его более интересным для окружающих
- ребенка настолько захватывает потребность в чувстве значимости для близких людей, что он берет деньги, чтобы одарить подарками значимых ему людей – родителей, друзей в ожидании получить эту долгожданную уверенность в соей привлекательности.
- получает возможность исполнить сокровенную мечту: купить какую-то долгожданную вещь, сходить в кино, в цирк.
Итак, давайте подведем итоги: после того как случается первая кража, родители зачастую совершают две распространенные ошибки. Уделяют много отрицательного внимания (упрекают, ругают и наказывают ребенка) и проявляют небрежность в хранении денег и ценных вещей. Чтобы разрешить проблему воровства, требуется совсем иное.
Первое и самое главное – не следует создавать у ребенка ощущений, что он плохой. Это может вредно повлиять на формирование его личности, а нередко и на здоровья. Поэтому очень важно донести до малыша, что то, что он сделал, неправильно, но вы по –прежнему его любите.
Не держите деньги, там глее ребенок может их взять. Обретая жизненный опыт, дети сами начинают контролировать свои влечения и потребности, но в период взросления они нуждаются в определенной помощи взрослых.
Необходимо научит ребенка отвечать за свои поступки.
«…Нормально ли, что пятилетний ребенок периодически приносит из садика чужие игрушки и не хочет сознаваться, что взял их без ведома хозяина? Нужно ли бороться с проявлениями малолетнего воровства и как это сделать поделикатнее?..»
Каждый ребенок даже из самой благополучной семьи может однажды перешагнуть грани дозволенного. Тема детского воровства – одна из самых актуальных для родителей.
Как быть родителям в этой непростой ситуации?
Предварительный просмотр:
И СПРОСИЛА КРОХА…
«КАК Я ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ?» ИЛИ «ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?»
Не стоит думать, что вопрос о факте рождения – своего или чужого таит скрытый интерес к сексуальной жизни. На самом деле он просто хочет узнать, каким образом попал в это мир. Поэтому в каком бы возрасте ребенок не задал подобные вопросы, очень важно, чтобы у него осталось впечатление, что в разговорах на эту тему нет ничего дурного.
Как себя вести? Попробуйте для начала задать ему встречный: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». И уже в зависимости от реакции малыша сформулируйте свой ответ. Ведь если вы скажете то, что ему уже известно, он будет разочарован, а если информация будет для него слишком сложной, малыш не сможет ее понять, и будет неудовлетворен ответом. Разговор с ребенком, который не имеет ни малейшего представления о своем появлении на свет, лучше начать с простого: «Ты вырос в мамином животике, а потом, когда пришел срок, с помощью доктора вышел оттуда наружу». Если малыш поинтересуется, где это отверстие, скажите: «внизу живота». Более подкованному ребенку можно сказать, что дети появляются в животике из семени, которое от папы переходит к маме, когда они обнимаются и хотят родить ребеночка.
Имейте в виду. Не стоит посвящать малыша в физиологические подробности сексуальных отношений между родителями или говорить то, что не соответствует действительности.
Если ребенок до шести лет не задает таких вопросов (возможно, кто-то уже дал ему понять, что эта тема запретная), обязательно заведите разговор сами.
«А ВЫ С ПАПОЙ ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА?» ИЛИ «ПОЧЕМУ ВЫ РУГАЕТЕСЬ?»
Конфликты межу мамой и папой - сильнейшая психологическая травма. Они поселяют в душе ребенка огромную тревогу, неуверенность и чувство незащищенности, от которых ему будет трудно избавиться. Поэтому для начала необходимо усвоить важную мысль: ребенок ни в коем случае не должен присутствовать при ваших ссорах.
Как себя вести? Если же се-таки ребенок стал случайным свидетелем подобной сцены, объясните ему, что даже любящие люди не могут всегда и во всем соглашаться друг с другом. Их мнения иногда не совпадают. поэтому они могут спорить и ссориться. Но это никоим образом не нарушает семейное благополучие: мама и папа по-прежнему любят друг друга. Напомните малышу о его собственных отношениях с друзьями: они тоже порой конфликтуют и бывают, недовольны друг другом, но потом все налаживается.
Будет прекрасно, если через некоторое время после разговора ребенок увидит, что мама подходит к папе и обнимает его. Это лучше всяких слов успокоит ребенка и вернет ему уверенность в незыблемости семейных отношений.
Имейте в виду. Не стоит в пылу ссоры отвечать на вопрос ребенка по поводу возникшего конфликта или успокаивать его: «Не волнуйся. Все хорошо». Видя ваше рассерженное лицо, малыш почувствует неискренность этих слов и впоследствии ему трудно буде вам доверять. Лучше скажите: «Ты знаешь, я сейчас взволнован(на), через несколько минут успокоюсь, и мы с тобой обязательно поговорим».
Ни в коем случае не заставляйте малыша принимать чью-либо сторону и подключаться к ссоре.
«ПОЧЕМУ ЛЮДИ УМИРАЮТ?» ИЛИ «А ТЫ ТОЖЕ УМРЕШЬ?»
В переводе с детского данный вопрос означает примерно следующее: «Нам когда-нибудь придется расстаться с тобой, мамочка? И с папой?». Ребенка в данном случае беспокоит не сам факт смерти, о которой имеет весьма смутное представление, а то, что из-за этого он будет разлучен со своими любимыми родителями.
Как себя вести? Для начала спросите, почему у ребенка вдруг возник это вопрос. И если ваше чадо волнуется по поводу своей беспризорности, не стоит его убеждать в том, что с вами это никогда не произойдет. просто скажите ему: «Мы с папой собираемся жить долго: столько, сколько будем тебе нужны». Подобные слова уменьшат детский страх, и при этом вы не покривите душой.
Если умер кто-то из близких, говорите о нем с теплотой и уважением. Объясните малышу, что, несмотря на абсолютную невозможность общаться с этим человеком, он может вспомнить о нем: сам или в разговоре с другими людьми.
Имейте в виду. Не стоит употреблять выражения «вечный сон», «уход» в разговоре о смерти. Дети нередко обобщают значения этих слов, переносят в повседневную жизнь и бояться засыпать в одиночестве, опасаются, что мама или папа уйдет и не вернется.
Составила: педагог-психолог
Игнатьева О.В.
Если вы никогда не препятствовали естественному любопытству и ни разу не подорвали детское доверие, уклонившись от истины, то вопросы будут логично следовать один из другого….
Уважаемые родители, чтобы и впредь ребенок дорожил вашим мнением и обращался по любому волнующему его вопросу, запомните несколько правил:
- Не отвечайте на бегу, надевая пальто или отмывая кастрюлю. Если у вас нет времени, чтобы сесть рядышком и поговорить, отложите беседу: «Солнышко, мне приятно, что ты обратился ко мне с этим вопросом. Дай мне, пожалуйста, минутку (15 минут, полчаса, время до вечера…), я закончу свои дела, и мы с тобой обязательно поговорим»
- Не давите на ребенка в порыве беспокойства: «Кто тебе об этом сказал? Где ты это увидел?». Он может решить, что спрашивать о таких вещах нельзя, что это стыдно и плохо. Доверие пошатнется, и малыш не будет больше с вами откровенничать
- Наводите малыша на размышления: «А как ты считаешь? Что ты сам думаешь?» Вопросы с акцентом на слове «считаешь», «Думаешь» помогут понять ребенку, что вам тоже ценно его мнение.
Как часто детские вопросы ставят взрослых в тупик. Но уходить от ответа не стоит: малышу очень важно получить интересующую его информацию от родителей, людей, которым он безгранично доверяет.
Как правильно построить разговор со своим ребенком?
Предварительный просмотр:
Кто притаился в темноте?
Страх – это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец, связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети.
Самым распространенным страхом у дошкольников является страх темноты. Помочь ребенку преодолеть этот страх должны взрослые, в первую очередь родители.
Итак, для начала попытайтесь разобраться в истинных причинах страха. Присмотритесь к своему поведению. Может оказаться, что за страхом прячутся совершенно иные чувства. Например, ревность. В других случаях это может оказаться скрытым протестом против излишнего, навязчивого внимания взрослых. Когда они шагу ребенку самостоятельно ступить не дают. И внешне он с этим смиряется. Такие дети вообще бывают покладистыми, неконфликтными. Но когда речь заходит о темноте, они проявляют невероятное упорство.
Если же в страхе перед темнотой нет никакой подоплеки, придумайте с ребенком игры, в которых обязательно должна быть «ночь».
Например, каждый вечер, укладывая ребенка спать, ложитесь с ним рядом, естественно, при включенном свете. Накрывайтесь одеялом с головой и тихонько приговаривайте: «Мы с тобой маленькие зверюшки, мы лежим в уютной норке. На улице темно, холодно, идет дождь, а у нас с тобой тепло и уютно. И никто к нам сюда не придет, никого мы не пустим».
Многие дети даже с мамой побаиваются лежать в темноте – норовят проделать щелку, чтобы под одеяло проникал свет. Но убедите малышка, что когда темно, играть интереснее.
Когда ребенок привыкнет, можно вместо люстры включать настольную лампу. А в игре пусть появится смелый медвежонок, которого зовут также, как вашего малыша.
Постепенно вы придете к тому, что лампочка будет гореть только в коридоре, а ребенок будет сам напоминать, что верхний свет нужно выключить.
Несколько рекомендаций родителям:
- Не дожидайтесь, пока у ребенка разовьются страхи, оставляйте в его комнате зажженный ночник или торшер.
- Не гасите свет в коридоре, чтобы ребенок не боялся выйти ночью в туалет.
- Детская комната не должна находится далеко от комнаты родителей.
- Если какие-либо предметы пугают ребенка в темноте своими очертаниями, уберите их в другое место. Уговоры, что они совсем не страшные, не действуют.
- Днем обыграйте пугающие предметы.
- Затевайте игры в затемненных уголках квартиры.
- В выходные и праздничные дни ужинайте при свечах. Это выглядит торжественно и помогает ребенку привыкнуть к полумраку.
Источники:
1.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций, М., 2004.
2.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей, Ярославль, 1997.э
3. Малюткина Н.В. Я хороший, или советы по коррекции поведения ребенка. СПб, 2003.
4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога, Р-н-Д, 2003.
Составила: педагог-психолог Игнатьева О.В.
Ночные страхи у детей
- не хочет просыпаться: в том мире значительно лучше
- не может отойти от кошмарного сна, рано просыпается, капризный, вялый, беспокойно спит, говорит во сне, стонет, кричит, вскакивает в страхе и бежит к родителям, ребенок просится спать вместе с родителями – все это свидетельствует о том, что у ребенка невротическая зависимость от родителей. Это показатель того, что ребенок неуверен в себе и нуждается в дополнительной теплоте и ласке.
- постоянно снятся чудовища, скелеты, черти и тому подобные существа – заселение ночного пространства ребенка чудовищами указывает на нарушения душевной целостности ребенка, ослабление или недоразвитие психической защиты и на крайности в отношении взрослых.
- во сне происходят пугающие превращения в кого-то – страх несоответствия, не принятия себя, страх изменения своего «Я», чаще наблюдается у детей, чьи родители требовательные и принципиальные.
- разлука с матерью во сне – ранний опыт беспокойства в связи с затруднениями эмоционального контакта с матерью.
- беззащитность во сне - физические наказания, частые угрозы родителей, жестокое обращение с ребенком.
- ребенок оказывается один на один с персонажами, угрожающими его жизни – нелюбовь к ребенку, эмоциональное неприятие.
- когда во сне побеждают какие-либо злые силы – наблюдается у детей, которые часто испытывают эмоциональную неотзывчивость родителей, неспособность своевременно прийти на помощь.
- коварство сказочных персонажей – это показатель неискренности родителей.
- внезапность появления сказочных персонажей – свидетельство неопределенного поведения взрослых.
- неприятности во сне, направленные на дом ребенка – ребенок очень эмоционально переживает конфликт в семье.
- угроза жизни ребенка – ипохондрическая атмосфера в семье и неотзывчивое отношение к ребенку.
- потеря родителей – отсутствие положительного отношения к ребенку, перемен.
- преследования, погони, угрозы - высокий уровень внутреннего беспокойства и неотреагированная агрессия.
- когда во сне ребенок теряется, остается один, испытывает чувство беспомощности – тревога с чувством вины.
- толпа, замкнутое пространство, горы, здание без выхода – незащищенность, невостребованная любовь.
- врачи, больницы – страх изменения, необратимых перемен, отражает страх смерти.
- падение – страх смерти, заостренный инстинкт самосохранения.
- летает в космос, встречается с инопланетянами- отсутствие внутреннего ядра личности, истерические черты характера, нереализованный уровень ожидания.
Чувство страха заложено в человеке на генетическом уровне. Поэтому, если ваш ребенок боится чего-то такого, чего не боитесь вы, это не должно вас расстраивать. Ваш ребенок – не трус! Просто приглядитесь, насколько он мал, присядьте рядом, чтобы вы оказались одного роста и посмотрите на подходящую к вам собаку среднего размера… Ну как, впечатляет?..
Если есть в квартире свет, то меня храбрее нет.
Но как только мама мне книжку прочитала
И поправила на мне с львенком одеяло, -
Гаснет свет со звуком «щелк»,
И ко мне приходит волк!…
Ночью вся полна квартира троллей, гоблинов и фей…
Как они сюда влезают? Очень мало места в ней!
Я их видеть не хочу, и от страха я кричу!
Н. Малюткина
Предварительный просмотр:
«МАМА И ПАПА ОПЯТЬ
ПОССОРИЛИСЬ…»
Баталии взрослых очень
травмируют детей.
Худой мир лучше ссоры? Можно ли вообще уберечь малютку от конфликтов, возникающих между родителями? Хотим мы того или нет, но это почти неизбежный элемент в любых отношениях. Но одно дело, когда происходит небольшая размолвка, и совсем другое — когда одна из сторон упорно не желает «поступиться принципами» и сдерживать свою агрессию. В этих конфликтах страсти накаляются до предела. И волей-неволей малыш, оказывается, втянут в водоворот событий.
Психологи нередко слышат от маленьких детей высказывания типа: «Папа любит меня, но не любит маму” или «Мне нравится быть дома с мамой, потому что, когда приходит папа, он всегда ругается». В семье, где взрослые живут в состоянии скрытой агрессии, но сохраняют отношения «ради ребенка», дети, как правило, растут нервными, неуправляемыми и агрессивными, потому что они никогда не чувствуют себя по-настоящему защищенными, спокойными и довольными. Это только в поговорке «худой мир лучше доброй ссоры», хотя иногда двум людям удается прийти к компромиссу. Так, например, удачнее всего избегают ссор при ребенке супруги, строящие свои отношения спокойно, по-деловому и поэтому - ровно.
Несмотря на то, что в семье стараются избегать открытых скандалов и ссор, они происходят за закрытой дверью и маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. И это неудивительно, ведь окружающие малыша взрослые — это его мир, единый и неделимый, такой же, каким был мамин уютный животик. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.
Ложь во спасение?
К сожалению, не всегда удается сохранить семью. Что говорить малышу? Как готовить его к переменам в жизни? Как объяснить то, что происходит в семье? Эти и другие вопросы встают перед каждым родителем накануне развода. Прежде всего, не следует обманывать сына или дочь. Труднее всего дети прощают взрослым ложь, потому что они воспринимают ее как предательство. Конечно, не всегда и не все можно объяснять маленькому человечку, но вы должны сказать ему, что он ни в чем не виноват, что взрослые имеют право на собственные отношения, что реальная жизнь зачастую складывается непросто.
Не используйте ребенка как средство манипуляции, не настраивайте его против папы или мамы. Старайтесь после развода построить свои отношения таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и ему не нужно было бы скрывать свои чувства по отношению к одному из родителей. Если у вас в связи этой проблемой возникают вопросы, обратитесь к специалистам
Нередко дети как бы повторяют жизнь своих родителей. Известный американский психоаналитик Эрик Берн назвал это «сценарием жизни». По его определению, сценарий — это своего рода план жизни, который начинает складываться еще в детстве под значительным влиянием родителей. Поэтому если ребенок живет в атмосфере скандалов и ссор либо видит, что родители холодны и сдержанны по отношению друг к другу, то, скорее всего, ему сложно будет создать собственную гармоничную семью. Вспомните свое детство. Проанализируйте, не «пишете» ли вы сценарий по второму кругу? Если это так, то не разумнее ли что-то изменить в жизни?
Составила: педагог Игнатьева О.В.
Когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы…
Предварительный просмотр:
«РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»
Для этого вам надо попросить ваше чадо нарисовать человека. Инструкция должна быть примерно следующей: «Нарисуй любого человека. Такого, какой тебе больше нравится. При этом на уточняющие вопросы ребенка надо отвечать уклончиво: «Ты начни, а дальше легче будет. Внимательно следите за процессом рисования, засеките время, фиксируйте все реплики, стирания, дополнения на рисунке.
После того как рисунок завершен, надо провести с ребенком беседу о нем. Вы должны постараться узнать, кто изображен, чем занимается, что делает в данный момент, добрый он или злой, на кого смотрит, кто смотрит на него.
Вся эта информация при правильной интерпретации может дать вам богатый материал для лучшего понимания вашего ребенка.
Интерпретация
Рисунок человеческой фигуры отражает проблемы, возникающие в результате осознания ребенком своих чувств. То есть рисунок — фактически портрет личности. Рисунок может отображать наличие раздражителей, нарушающих ровное течение жизни. Обычно это выражается в изображении фигуры с разрозненными частями тела, отсутствии на рисунке человека, наличии неуместных деталей, стирании только что нарисованной человеческой фигуры, изображении застывшей роботоподобной фигуры. Все это свидетельствует о некотором расстройстве нервной системы ребенка.
Невротическое поведение и чувство неполноценности могут выражаться в том, что на рисунке будет изображена маленькая фигура, часто в нижней части листа, с маленькими ступнями; или властная фигура одного из родителей. Свидетельством могут быть также чрезмерная штриховка, изображение темных облаков и затемненного солнца.
Символическое значение фигуры человека.
Голова — символ интеллектуальной сферы, особенно лоб. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища — отношение между физическим и духовным в ребенке. Изображение на голове чего-либо, например, шляпы — символ защиты от воздействия внешнего мира.
Лицо — символ сферы общения. Ребенок, имеющий проблемы в общении, рисует черты лица нечетко, не рисует их, совсем зачерчивает лицо или рисует его в последнюю очередь. Если все детали лица хорошо прорисованы — это знак высокой заинтересованности ребенка в самом себе. Красивые глаза, длинные ресницы — признак эстетических наклонностей, женственность у девочек — признак половой идентификации.
Уши - если они есть, обозначают открытость восприятия или, наоборот, настороженность по отношению к окружающему миру.
Глаза — большие с прорисованными зрачками или без зрачков, с заштрихованными склерами — символ страха или тревоги.
Рот — если он открыт — признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы — это явная агрессия. Возможно, она носит защитно-оборонительный характер.
Губы — символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки — признак половой идентификации.
Нос — отдельно не интерпретируется. Недостающие части лица могут указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.
Шея — контроль за своими проявлениями, степень их произвольности. Длинная шея может обозначать любопытство.
Руки — символ активности и общения. Руки расставлены в стороны — признак общительности. Руки спрятаны, прижаты к телу, в карманах или за спиной — необщительность, замкнутость, неудовлетворенность своим положением. Если пальцы тщательно прорисованы — у ребенка есть способность к управлению и преобразованиям, длинные пальцы с ногтями или подчеркиванием кулаков — признак агрессии. Если фигура изображает родителя-воспитателя, то акцентирование на руках может указывать на выраженную данным лицом или ожидаемую от него агрессию. О том же говорят руки, поднятые вверх. Тело, нарисованное без рук, обозначает пассивность.
Торс — представление ребенка о физическом облике человека. Если хрупкий ребенок рисует сильного, мускулистого человека, это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Если сильный ребенок рисует хилого, то, возможно, это признак ассоциации с неким переживанием из прошлого опыта. Если маленьким ребенком прорисован пупок — признак эгоцентризма, если ребенком старшего возраста - признак инфантильности или стремления уйти в отпроблем.
Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.
Ноги — символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если стопы нарисованы в профиль — это признак устойчивости, уверенности в себе. Если таким образом, что пальцы стоп обращены к наблюдателю, или стоп нет вовсе, это обозначает чувство неуверенности. Если фигура кажется неустойчивой из-за чрезмерно маленьких стоп, это признак неустойчивости личности. Линия платья — также символ поиска опоры.
Составила: педагог-психолог
Игнатьева Оксана Викторовна
Графическое выражение чувств
безопасности и незащищенности.
Неуверенные в своей безопасности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, скромно занимающие лишь малую часть доступного пространства. Наоборот, хорошо приспособленные дети с чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая изображение, которое своим размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу и уверенность.
Отсутствие рук. В рисунках детей старше 6 лет это может символизировать робость, пассивность или интеллектуальную незрелость. Подобный факт очень необычен для детей старше 10 лет. Также это может быть признаком плохой приспособленности у детей в возрасте между 5,3 и 6,5 годами наряду с отсутствием тела, отсутствием рта и гротескностью рисунка.
Сокрытие области гениталий. Подобное положение встречается у девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются, застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Эта область может быть также прикрыта каким-то предметом. Эти особенности, по-видимому, являются выражением целомудрия, если только не связаны с нарушением поведения.
Откровенное изображение гениталий. В рисунках предподросткового возраста половые различия символически выражаются длиной волос, изображением ресниц, украшений, одежды — в рисунке женской фигуры и более короткими волосами, наличием оружия, трубки сигареты, галстука — в рисунке мужской фигуры.
Спутанная сексуальная роль
Для маленьких детей наибольший интерес представляют люди, поэтому большинство детей предпочитают изображать человека. Кроме того, дети обычно склонны изображать человека своего пола. Пiотому изображение неодушевленных объектов можно рассматривать как необычный поступок, возможно, связанный с некоторыми отклонениями психики, предполагающими трудности в межличностных отношениях, равнодушие, отчужденность. И во-вторых, изображение человека противоположного пола предполагает вероятность наличия спутанной сексуальной роли, отказа принять сексуальную роль, соответствующую: своему биологическому полу. Решающим для полового становления является возраст от 3 до 6 лет. С началом созревания изображение человеческих фигур отражает психосексуальную ориентацию ребенка все более явно. Это сначала выражается в изображении предметов, относящихся к символике пола, а потом (в подростковом возрасте) в изображении фигур противоположного пола.
Разрозненные части тела — явное отклонение от нормы. Отказ создать целостный рисунок отмечается у детей с серьезными нарушениями и является показателем дезорганизации личности.
Ограниченные, аскетичные, роботоподобнье рисунки свидетельствуют об эмоциональной незрелости. Это нарушение может принимать различные формы, наиболее типичная из которых — низкая успеваемость в школе даже при объективно высоких способностях. Истоки проблемы, как правило, в напряженной ситуации в семье.
Чрезмерная штриховка выражает повышенную тревожность. Рисунки без людей. Это настолько нетипично, особенно для маленького ребенка, что позволяет сделать предположение о вероятных трудностях в межличностных отношениях в его семье.
Темные облака и заштрихованное солнце. Хорошо приспособленные к среде дети могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно — в одном из верхних углов листа в форме дуги или окружности. Солнце может иметь лицо и улыбаться, характерно наличие лучей Редко дети добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце если это так, то возможно, ребенок чувствует себя несчастным.
Дорогие родители, вы хотите лучше узнать своего ребенка, выяснить уровень его развития, его работоспособность и степень приспособляемости к окружающему его миру и людям…?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Родителям о ФГОС ДО"
Данный материал содержит описание нового образовательного стандарта дошкольного образования. Какие задачи он решает, какие выдвигает требования,в чем его отличительная особенность. Этот буклет поможет...
буклет для родителей "Родителям будущих первоклассников"
консультация для родителей...
буклет для родителей "Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма"
памятка для родителей...
Буклет для родителей "Маленькие хитрости родителей первоклассника"
Психолого-педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации ребенка. В соответствии с введением ФГОС, а так же с нормативно-правовой базой дошк...
буклет для родителей "Родителям будущих первокласников"
Буклет для родителей "Родителям будущих первоклассников"...
Буклет для родителей "Общие рекомендации для родителей"
работа с родителями...
Буклет для родителей для родителей "Особенности воспитания ребёнка шестого года жизни"
Несколько практических советов от воспитателя родителям....