Как подготовить ребенка к школе
консультация (подготовительная группа)

Замахина Юлия Вячеславовна

Поступление в школу — необычайно важный этап в жизни человека. И от того, как пройдет этот этап, нередко зависит вся его последующая жизнь. Вот почему так важно заблаговременно готовить ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_rebenka_k_shkole.docx297.44 КБ

Предварительный просмотр:

  Некоторые родители всерьез думают, что для подготовки ребенка к школе вполне достаточно вовремя закупить ему всё необходимое: одежду (форму) и обувь, рюкзачок, учебники и тетради, учебные принадлежности… Чтобы он, как говорят, был «не хуже других». Это глубоко ошибочное мнение.

  Поступление в школу — необычайно важный этап в жизни человека. И от того, как пройдет этот этап, нередко зависит вся его последующая жизнь. Вот почему так важно заблаговременно готовить ребенка к школе.

  Из чего складывается этот процесс?


Полноценность владения речевыми звуками.

  В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам, так же к этому возрасту он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Иначе все недочеты устной речи будут проявляться в письменной речи.        

Сформированность фонематического восприятия.

  Фонематическое восприятие – это умение слушать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки как: Б-П; Т-Д; К-Г; В-Ф; С-З; С-Сь; Ш-Ж;Щ-СЬ;Т-ТЬ; Л-ЛЬ; С-Ш; Р-Л и другие. Как показывает статистика, детей с недоразвитым фонематическим слухом — порядка 50%. Правда, степень нарушения устной и письменной речи у них различна, но всё равно это затрудняет их обучение в общем потоке. Многие родители и воспитатели в детском саду стараются так или иначе выправить негативную ситуацию, обращаются к работе логопедов. Однако тут же прекращают занятия с дошкольником, как только у него исчезают явные (слышимые) нарушения.  А когда ребенок поступает в школу, все нарушения проявляются в письменной речи.

Какие нарушения наблюдаются чаще всего? Их множество:  

- в гласных - любые замены (о=а, е=и, о=ю), пропуски букв.  

- в согласных - смешение д=т, б=п, т=п, н=п, с=з.  

- некоторые предлоги пишутся слитно («втрех шагах…», «понебу…»).  

- есть лишние слоги или пропуски в них букв («слеледы», «возращался»)  

- допускаются ошибки в корне слова («скврцы», «раступились…»)  

- не дописываются окончания слов («перелест») - нет согласования слов («пришел сентября…»).  

Отсюда ясно, как важно научиться ребенку дошкольного и букварного периода различать — «дифференцировать» — смешиваемые при написании буквы —«графические формы»: а–о, и–э, я–ё, о–б, и–у, т–д, е–а, р–л, о–е, х–ж, р–п, б–д, у–з, р–з, ш–щ, и–ц, ц–щ, ш–ж, и т.д., а также звуки — «фонетические формы» (на слух дети их тоже смешивают):, ы–я, ю–ё, е–я, с–з, е–и, д–т, б–п, к–г, в–ф, ш–ж, с–ч, и т.д.  

Готовность к анализу и синтезу звукового состава слова

1. Ребёнку необходимо дать представление о том:

- что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;

- что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков.

2. Ребёнка нужно научить:

- анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);

- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

3. Также необходимо дать представления о звуках:

- звуки делятся на гласные и согласные;

- согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

Достаточность словарного запаса.

  К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать названия предметов повседневной жизни, знать обобщающие слова, слова – действия, слова – признаки.

  Ребёнка необходимо научить:

- обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт…;

- подбирать признаки к предмету (яблоко – сочное, красное, ароматное…);

- подбирать действия к предмету (снег – идёт, падает, кружится…);

- подбирать предмет к действию (идёт – снег, дождь, человек, время…);

- подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий-низкий, пустой-полный, говорить-молчать…);

- подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый-храбрый, отважный; бежать-нестись, мчаться…).

Сформированность грамматических систем.

- образовывать множественное число существительных (дом-дома, окно-окна);

- согласовывать прилагательные с существительными (красное яблоко, но красный бант);

- образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (голова-головушка, стол-столик);

- образовывать притяжательные прилагательные (лиса-хвост лисий, медведь-берлога медвежья);

- образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит - в дом заходит - из дома выходит - дом обходит);

- сложные слова (лес рубит - лесоруб, снег падает - снегопад);

- употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между).

Владение связной речью.

  К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком сюжета (он должен правильно формулировать основную мысль, последовательность и точность событий, правильность построения предложений.)

Речевая коммуникация.

  К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Рекомендации родителям:

  • Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы.
  • Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук.
  • Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
  • В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках фрукты–овощи, продукты с определенным звуком и количеством слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
  • Развивайте мелкую моторику: лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы…

Желаю удачи!

Учитель-логопед: Замахина Ю.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...

Ваш ребенок будующий первоклассник. Как подготовить ребенка к школе?

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, с...

Консультация для родителей "Скоро в школу!" - как подготовить ребенка к школе.

В данной консультацие говориться о том, что же является важным в подготовке к школе. Какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьном...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"

 -Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.    Л. А. Венгер...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»...