Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных к школе групп "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"
консультация (подготовительная группа)

Цель: оптимизация процесса подготовки к обучению грамоте посредством активного привлечения родителей, к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchen_gr.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных к школе групп "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

Цель: оптимизация процесса подготовки к обучению грамоте посредством активного привлечения родителей, к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.

Форма проведения: практикум.

План проведения:

  1. Теоретическая часть:

Об успешности в школе. Основные задачи речевого развития

2. Практическая часть:

Демонстрация процесса звукового анализа слова ребенком (видеозапись)

Непосредственное ознакомление с речевыми играми

3. Ознакомление с выставкой литературы, дидактических материалов и пособий.

4. Обсуждение и выводы.

Оборудование: мяч, мольберт (для демонстрации), столы (для выставки методических пособий)

Список использованной литературы:

Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» М. – 2001.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.

Ушакова О.С. «Речевые игры для дошкольников» М.ТЦ «Сфера» – 2002.

Вполне понятно, что не все родители дошкольников озадачены вопросом подготовки своих ребятишек к поступлению в школу. И все же я считаю необходимым затронуть основные моменты речевого развития, которые обеспечат вашему ребенку максимальный шанс на успешное овладение чтением, письмом и другими науками в школе.

Основные задачи развития речи у старших дошкольников формулируются следующим образом:

расширение словарного запаса

правильное звуковое оформление речи

освоение навыков звукового анализа (подготовка к обучению грамоте)

развитие связной речи.

В рамках нашей встречи я планирую остановиться подробнее на вопросах окончательного правильного звукового оформления речи. Каждый из нас улыбнется, вспомнив как говорится «народное» правило русского языка «как слышится, так и пишется». Действительно, если ребенок не произносит звук правильно – навряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем. И здесь необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука (исправить ее поможет только логопед), но и на умение ребенка выделять, т.е. слышать каждый звук в слове. Это навык вырабатывается в ходе систематической работы воспитателей, как на занятиях, так и в игровой деятельности.

И сейчас я предлагаю вам посмотреть на видеозаписи, как должен выполнять звуковой анализ слова ребенок подготовительной к школе группы к концу учебного года.

Просмотр видеозаписи.

Обращу ваше внимание: ребенок не только самостоятельно дифференцирует и обозначает цветом гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, но и делит слово на слоги, определяя ударный слог. Мудреная наука, верно?! Смею вас заверить, что к концу учебного года все ребята ее освоят.

Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так, в общем, то непростой процесс рискует затянуться. Все вы знаете, что дошкольник – это «человек играющий», и сейчас я раскрою глубокий педагогический смысл некоторых на первый взгляд, несложных игр, которые не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат. Тем не менее, именно эти игры помогут вашим детям с вашей же помощью закрепить полученные в садике знания, «просто беседуя» по дороге домой. Я настаиваю на вашем участии в предлагаемых мною играх. Сначала я буду пояснять цели и ход игры, а потом возьму в руки мяч и мы вместе поиграем несколько минут.

Игра 1. «Назови первый звук в слове»

Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.

Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук К, кит – в слове «кит» первый звук Кь, сад – в слове «сад» первый звук С, сено – в слове «сено» первый звук Сь и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый), а так же назвать последний звук в слове.

Игра 2. «Подбери словечко»

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком Ш» – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком  «Бь» – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово с звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д.

Игра 3. «Поймай звук»

Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.

Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А» далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т.д.

Игра 4. «Замени звук»

Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.

Ход игры: взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т.д.

Сложновато было, правда? И это несмотря на то, что мы с вами – взрослые люди с огромным словарным запасом и творческим потенциалом. А нашим малочитающим и много сидящим перед телевизионным и компьютерным экраном детям эта задача зачастую становится непосильной.

А сейчас я приглашаю вас к демонстрационным столам для ознакомления с имеющимися на сегодня методическими пособиями и играми на формирование и закрепление навыков звукового анализа в рамках подготовки к обучению в школе.

Демонстрация и обсуждение.

Проанализировав наше выступление, вы подумаете «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако упусти мы хоть что-нибудь из вышеперечисленного – и не видать ребенку «5» по чтению и письму…

Более подробно я готова осветить эту тему и ответить на вопросы относительно особенностей Вашего ребенка в ходе индивидуальных консультаций. Подводя итог нашего практикума, скажу, что так хотелось бы, встретившись с вами через несколько лет, услышать «А у моего Сережи по русскому языку пятерка!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

Консультация для родителей подготовительной группы "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

Вполне понятно, что  родители дошкольников озадачены вопросом подготовки своих ребятишек к поступлению в школу. И   я считаю необходимым затронуть основные моменты речевого развития, которые...

Консультация - практикум для родителей подготовительной к школе группы по обучении грамоте

Данный материал познакомит родителей, как в детском саду проходят занятия по обучению грамоте. Практические упражнения  помогут родителям в индивидуальной работе с детьми дома по работе со звукам...

"Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

"Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"Цель: оптимизация процесса обучения грамоте посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков....

Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных групп "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

Оптимизация процесса обучения грамоте посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков....

Консультация "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобр...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы по обучению грамоте.

Консультация для родителей подготовительной группы по обучению грамоте...