Главные вкладки

    "Особенности развития речи детей младшего возраста (3-4 года)"
    консультация (младшая группа)

    Стеньшина Елена Валерьевна

    Знакомство родителей с характерными особенностями развития речи детей 3 – 4х лет; нормами речевого развития детей данной возрастной группы; отклонениями в речевом развитии; методами развития речевых навыков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_razvitiya_razvitie_detey_mladshego_vozrasta.docx18.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности развития речи детей младшего возраста (3-4 года).

    (консультация для родителей)

    Характерные особенности развития речи детей в 3 – 4 года

    1. Ребенок 3х лет практически не допускает аграмматизмов в речи.

    2. Почти не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов.

    3. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.

    4. Правильно применяет приставочные глаголы – приехал, уехал, выехал и т.п.

    5. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные звуки, но твердые и мягкие дифференцируются большинством детей.

    6. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.

    7. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.), синонимы (весёлый, радостный). Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

    8. Появляется словотворчество – ребёнок пробует сам образовывать нужные ему слова (кататься на карусели – каруселиться, копаем лопаткой, значит она - копатка).

    9. Замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.

    10. Если у ребёнка сформировано положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.

    11. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

    Нормы речевого развития детей 3 – 4 лет

    Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 - 4 лет.

    1. Ребёнок должен знать и проговаривать собственные имя, отчество и фамилию.

    2. Называть имена близких родственников и друзей.

    3. Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию.

    4. Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.

    5. Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны).

    6. Находить признаки предмета: окно прозрачное, стул деревянный, лимон кислый.

    7. Называть действия: мальчик ест, кошка мяукает, дети кричат.

    8. Точно повторять услышанное, пересказывать (допуская непоследовательность).

    9. Разговаривать громко и тихо.

    Отклонения в речевом развитии ребёнка 3 – 4 лет.

    Вас должны насторожить следующие показатели:

    1. Ребёнок часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону.

    2. Наблюдается сильное течение слюны.

    3. Говорит слишком быстро («взахлёб») или медленно (словно нарочито растягивая слова).

    4. Речь ребёнка не разборчива.

    5. Нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями.

    6. Не выполняет простые словесные команды (открой шкаф и возьми книгу, пойди на кухню и принеси чашку и т.п.).

    7. Не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.

    8. Говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам. Вместо «девочка» говорит «де», «зайчик» - «за», «иди» - «ди», «смотри» - «апи».

    9. Употребляет слова-фрагменты, т.е. такие в которых сохранены только части слова: «ако» - «молоко», «дека» - «девочка».

    10. "Глотает" окончания слов.

    11. Произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов.

    12. Не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми.

    Методы развития.

    Приведенные ниже рекомендации помогут родителям развить и улучшить речевые навыки детей. Данные приёмы просты и эффективны, их нетрудно освоить самостоятельно.

    1. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.

    2. Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребёнка.

    3. Знакомьте ребёнка с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что и как, зачем и почему происходит.

    4. Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (платье – воротник, рукава, карман, пояс…).

    5. Обращайте внимание на правильность произносимых слов. Поправляйте ребёнка корректно.

    6. Обучайте ребёнка говорить правильные окончания в словах.

    7. Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять.

    8. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.

    9. Рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним.

    10. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.

    11. Спрашивайте о прошедшем дне, услышанной истории, просмотренном мультике. Обсуждайте героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.

    12. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте песенки.

    13. Не забывайте о мелкой моторике, работайте с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

    14. Играйте в словесные игры: «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет», «Какой, какая, какое» и т.д. (см. приложение).

    15. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей младшего возраста ( 2 – 4 года)

    Развитие речи детей в младшем возрасте.        Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи явл...

    Развитие речи детей младшего возраста (2-4 года) Из опыта работы

    Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением нашей педагогической деятельности. Общеизвестно, что дет...

    Презентация "Особенности развития речи детей младшего возраста"

    В материале рассматриваются особенности речевого развития детей от 3 до 4 лет....

    Особенности развития речи детей младшего возраста

    Выступление к родительскому собранию....