Как подготовить детей к поступлению в ДОУ
статья (младшая группа)

Королева Татьяна Ивановна

   Дети,    поступающие в детский сад, ведут себя неодинаково.   Особенности    их поведения в значительной  мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_rekomendatsii.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога родителям:

«Адаптация детей в детском саду.

Как лучше подготовить ребенка к поступлению в детский сад»

   Уважаемые родители мы рады, что вы выбрали наш детский сад и доверили нам воспитание своих детей. А для того, что бы результат получился хорошим, необходимо взаимопонимание и тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения!

   Наиболее благоприятным для поступления ребенка в детский сад является возраст после 3-х лет.

   Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском садике, скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но не делайте из этого события проблему, не пугайте ребенка детским садом, не показывайте ему своих переживаний и опасений, не обсуждайте в его присутствии свои тревоги, постарайтесь сами «не накручивать» себя, так как ребенок сразу поймет ваше беспокойство и сам начнет волноваться. Не следует высказывать какие-то сожаления о том,   что ребенка приходится отдавать в детский сад,    необходимо всем своим настроением,   отношением к малышу подчеркнуть,    что в детском садике хорошо,  родители должны направить все внимание ребенка на окружающие предметы, игрушки, воспитателя, других детей с которыми он теперь сможет играть. Второе  - подробно расскажите ему о детском садике, посетите его вместе с ребенком, чтобы он узнал, что это такое и  у него сложилось собственное представление. Вместе понаблюдайте за играми детей на участке, обращая внимание ребенка на положительные стороны: дети играют, им весело, много игрушек…. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ними детские парки и площадки, приучайте к играм в песочницах, на качелях…. Ходите с ним на праздники, в гости. Наблюдайте, как ваш ребенок ведет себя: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению.

   Дети,    поступающие в детский сад, ведут себя неодинаково.   Особенности    их поведения в значительной  мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу. Можно выделить 3 группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении:

1 группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими людьми, в ожидании от них внимания, доброты, ласки, сведений об окружающем.

2 группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в совместных действиях и получении от них сведений об окружающем.

3 группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми.

    При поступлении в дошкольное учреждение плачут в основном дети первой группы. Они глубоко переживают расставание с близкими,    так как опыта  общения    с посторонними не имеют и не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование детей (до 3 месяцев), иногда с осложнениями.

     Дети второй группы,      до поступления в детский сад приобрели опыт общения           с взрослыми,    не являющимися членами семьи.   Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями, с друзьями  родителей.   Придя в группу,   эти дети постоянно наблюдают за воспитателем, подражая его действиям, задают вопросы. Педагог вполне заменяет им  близких членов семьи,    от него они узнают,     как действовать в том или ином случае, с тем или иным предметом. Адаптационный период таких детей от 10 до 30 дней.

     У детей 3 группы четко выявляется потребность    в   активных   самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Они привыкают быстрее других от 3 до 10 дней.

      Для того чтобы ребенок мог  по возможности   быстро   и     безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, но встречаются семьи, где детей излишне опекают, считают, что в раннем возрасте ребенок ничего   самостоятельно   делать   не может.     Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку к самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим просто уход за ним. Есть родители, которые относятся к своим детям как к маленьким взрослым, предъявляя к ним непосильные требования.       Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит саду, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.

    Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных. Если в семье на двух – трех взрослых приходится один – два ребенка, то на одного воспитателя в дошкольном учреждении – 25 и более детей. В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями, то в саду воспитатели сменяют один другого, могут быть разными по характеру, по требованиям, по тону общения.

    Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие приемы вы используете, чтобы успокоить ребенка, заинтересовать, во что он любит играть больше всего.

    С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и на несколько часов. Не следует отдавать ребенка сразу же на целый день, это будет для него непосильной нагрузкой. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям: таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия. Выделяют 3 стадии адаптационного процесса:

  1. острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе (снижение веса, заболевания, снижение аппетита, плохой сон, регресс в речевом развитии, обиды на родителей…) –  

     1 месяц

      2. подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, все сдвиги уменьшаются, все психические и физические процессы приходят в норму – 2-3 месяца.

  1. фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития.

    Что конкретно можно сделать, чтобы облегчить адаптацию ребенка?

Мы уже отметили, что, поступая в детский сад, ребенок переживает стресс. Любой стресс, особенно длительный, приводит к снижению иммунных резервов организма, повышается восприимчивость к различным заболеваниям. Немаловажно и то, что организм ребенка в детском коллективе сталкивается с чужеродной для него микрофлорой, к большинству он не имеет иммунитета. Именно с этим связано увеличение случаев  заболеваний в первый год посещения ребенком детского сада. Для повышения иммунитета применяются лекарственные средства, проконсультируйтесь со своим врачом. Так же ребенку необходимы мероприятия по профилактике нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта, в первую очередь – дисбактериоза кишечника. Дисбактериоз – качественные и количественные изменения в видовом составе микроорганизмов, в норме заселяющих кишечник. Нарушение нормального состава микрофлоры кишечника приводит не только к неполному усвоению питательных веществ, но и разнообразным нарушениям нормальной жизнедеятельности организма. Профилактику дисбактериоза у детей необходимо проводить не только после острых кишечных инфекций, но и при резких изменениях бытовых условий, при поступлении в детский сад. Обычно такие препараты надо давать длительно, а родителям всегда хочется дать волшебную таблетку, после которой ребенок не будет болеть никогда. Таких чудес не бывает. Каждый родитель должен помнить, что поддержание здоровья на хорошем уровне – это кропотливый, напряженный и обязательно регулярный труд.  

     Нужно помнить, что питание в детском саду может отличать от предпочтений ребенка и к этому ему тоже придется привыкнуть. А родителям лучше перед поступлением ребенка в детский сад скорректировать его питание.

Советы, как укрепить здоровье вашего ребенка:

  1. соблюдение строго режима;
  2. здоровое, сбалансированное питание;
  3. пребывание на улице не менее 2-3 часов ежедневно;
  4. занятия спортом в соответствии с возрастными возможностями ребенка;
  5. благоприятный микроклимат в семье – любовь обоих родителей.

Прежде всего, ребенку нужно создать дома такой  режим и условия жизни, которые были бы максимально приближены к режиму и условиям детского сада.                            Для детей 3 лет:

7.00 – подъем, утренний туалет

до 8.00 – прием детей в детский сад

8.00 – 9.00 – утренняя гимнастика, умывание, подготовка к завтраку, завтрак.

9.00 – 9.20 – занятия с детьми по подгруппам.

9.20 -11.20 – прогулка

11.45- 12.20 – обед

12.30 – 15.15 – дневной сон, постепенный подъем

15.15 – 15.45 – самостоятельная игровая деятельность детей

15.45 – 16.15 – занятия с детьми по подгруппам, игры, в теплый период прогулка

16.15 – 16.45 – ужин

17.10 – 19.00 – игры,  прогулка, уход детей домой.

     Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня в детском саду. Несовпадение домашнего режима с режимом дошкольного учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

      Приводя ребенка в детский сад впервые, не рекомендуется оставлять его сразу на целый день. Самый щадящий вариант, если ребенок в первые дни будет находиться в группе   2-3 часа, а обедать и спать будет дома, в привычной обстановке. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок. Давая постепенно привыкнуть, можно оставить ребенка на дневной сон, забирая сразу же после пробуждения. Когда увидите, что аппетит и сон нормализовались, можно оставлять на целый день. Но не форсируйте события, Вам нужно быстрее выйти на работу, хочется, чтобы ребенок уже начал ходить в детский сад  целый день, вы настаиваете, а ребенок еще не адаптировался, и начинаются психосоматические заболевания. Все дети индивидуальны и привыкают к детскому саду по-разному.

     В первый день посещения детского сада не оставляйте сразу ребенка одного, лучше всего придти на прогулку и провести ее вместе, у вас будет возможность познакомиться с воспитателем, понаблюдать за поведением ребенка, настроить ребенка на позитивное отношение к садику. Когда вы расстаетесь, оставляя ребенка в детском саду – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, и он долго не будет вас отпускать.

Не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним.

     Если ребенок с трудом расстается с матерью,  первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

     Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими ребятами, вечером можно расспросить, что с игрушкой происходило в детском саду. Таким образом, вы узнаете, как вашему малышу удается привыкнуть к садику. Поиграйте с ребенком домашними игрушками  в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительный результат.

    Многие дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой уставшим и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Необходимо такого ребенка раньше забирать домой. В период привыкания исключите лишние раздражители – телевизор, громкую музыку (в крайнем случае, не включайте их очень громко), громкие разговоры, большое скопление народа.

Малышу сейчас важно как можно больше быть вместе с вами, быть уверенным, что вы его любите. Занимайтесь дома спокойными играми, чтение, рассматривание картинок, рисование, лепка, прогулки перед сном. Не ходите с ним в гости, на праздники, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему. Не принимайте пока гостей, все наверстаете потом, когда ребенок привыкнет. Обязательно говорите ребенку, что вы его любите, что непременно придете за ним. Когда берете ребенка домой, поговорите с воспитателем и выясните, как ребенок кушал, спал. При необходимости компенсируете дома недоедание или недосыпание.

      Немаловажное значение в период привыкания ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения имеет наличие необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Нередко дети, приходя в детский сад, не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком.

Ребенка надо приучить: мыть руки,  пользоваться ложкой, есть самостоятельно, есть суп с хлебом, хорошо пережевывать пищу, соблюдать во время еды чистоту за столом, пользоваться салфеткой,

участвовать в раздевании,  снимать расстегнутые и развязанные взрослым одежду и обувь, снимать колготы, знать свою одежду, уметь попросить взрослого о помощи.

Для формирования этих навыков необходимы соответствующие условия: единые, обдуманные требования к детям со стороны всех взрослых в семье, постоянство требований, конкретность правил и постепенное увеличение их объема. При формировании навыков большое значение имеют упражнения в действии, поощрение за выполненное действие в виде похвалы, одобрения.

 Иногда при поступлении в детский сад наблюдается временная утрата уже приобретенных навыков и привычек. Чтобы этого не произошло, важно не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать их выполнение в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых сформированы необходимые навыки, связанные с едой, умыванием, одеванием, раздеванием, укладыванием, спокойнее  и увереннее чувствуют себя в группе.

    Итак, поступление ребенка в детский сад может проходить безболезненно для него, если заранее подготовить малыша к этому.

Для этого нужно:

  • своевременно расширять круг его общения с взрослыми и сверстниками и тем самым способствовать формированию потребности в общении и развитии;
  • правильно построить всю систему семейного воспитания, чтобы у ребенка сложился положительный опыт общения, выработались необходимые для данного возраста навыки и умения.
  • ребенок должен быть уверен, что любим родителями, что в сад его отдают не в наказание, а потому что он вырос   и родители гордятся тем, что их ребенок стал большим, многое может сделать самостоятельно и  может ходить в детский сад.

И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью!

 педагог-психолог Королева Т.И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации психолога для родителей "Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад"

Данные рекомендации можно использовать  на родительском собрании  на тему "Идем в детский сад" для родителей детей вновь поступающих в детский сад....

"Как подготовить ребенка к поступлению в школу"

Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Четкое и строгое выполнение режима дня приучает ребенка к определенному распорядку: ...

Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад

Буклет для родителей на первое групповое обрание в ДОУ....

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад

Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать заблаговременно к таким условиям и  ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения....

Пособие для родителей "Как подготовить ребенка к поступлению в современную школу"

Начало школьного обучения – это закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Однако это и переломный момент, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению к сам...

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад

За 1-2 месяца для поступления ребенка необходимо приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду именно об этом я и хочу Вам рассказать в этой статье...

Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад...