Консультация для родителей "Творчество детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
консультация

Консультация для родителей Творчество

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Творчество детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от становления художественно-образного видения при рисовании и лепке.

Н. П. Сакулина пишет, что развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка. В раннем возрасте непосредственность детских реакций, их яркость, эмоциональность свидетельствуют о первоначальных этапах формирования эстетического восприятия. Поэтому важно, чтобы в процессе рисования, лепки ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавая образы предметов, явлений окружающего ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен, форм, располагая их на листе, на плоскости стола[1].

Ритм мазков, пятен, штрихов, форм помогает отразить явления окружающего. В раннем возрасте дети используют ритм как средство, способствующее пространственной, цветовой организации плоскости листа. Нанесение мазков, пятен, ритмичное повторение форм в процессе лепки принимает игровой характер в деятельности ребенка третьего года. Яркие мазки, пятна, расположенные на листе, привлекают внимание ребенка и вызывают у него радость, желание вновь их повторить. Если ребенок лепит из глины, он повторяет движение рукой, прихлопывая по комку глины, раскатывая в ладонях небольшие комочки, или в процессе рисования ритмично наносит мазки на лист бумаги. В результате получаются следы, листочки, снежок, капельки дождя, шарики, ягодки и т.д.

Пространственно-двигательный ритм как наиболее простое выразительное средство помогает детям раннего возраста передать содержание; постепенно ритм взаимодействует с другими средствами изображения. Ритмические движения приобретают преднамеренный характер.

Цвет является одним из наиболее ярких выразительных средств, присущих таким видам изобразительной деятельности, как рисование и аппликация. Однако если в процессе рисования ребенок может самостоятельно воспроизводить яркие цветовые пятна, очертания, то в аппликации главное – восприятие вырезанных воспитателем цветных форм, силуэтов.

Карандаши, краски, цветная бумага являются художественными материалами, необходимыми для передачи образов в рисунках. Нарисовав темно-синей краской большое пятно, ребенок говорит: «Туча. Идет дождь». Пятно красной краски вызывает у него ассоциации с огнем, красным флагом.

Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем при рисовании карандашами. Это объясняется тем, что карандаш оставляет слабые следы на бумаге, пятно краски воспринимается ребенком с радостью и восхищением. Младшие дошкольники могут самостоятельно выбрать цвет карандаша, краски, но часто этот выбор объясняется субъективным отношением ребенка к данному цвету.

В других случаях дети - выбирают яркие цвета красок, карандашей, отчего их рисунки становятся декоративными. Они особенно радуют малышей. В простейших цветовых композициях можно видеть предпосылки к дальнейшему декоративному творчеству, проявляющемуся в старшем возрасте. Создавая образ, дети 3–4 лет не только очерчивают контур предмета, но стремятся использовать цвет для украшения рисунка

На занятиях аппликацией воспитатель часто предлагает детям 3–4 лет формы, вырезанные из бумаги разных цветов, и учит их узнавать и различать эти цвета. К сожалению, эстетическая задача, состоящая в выборе тех цветов, которые больше нравятся ребенку, как правило, перед детьми не ставится, и поэтому, следовательно, аппликация как вид художественной деятельности недостаточно используется для формирования предпосылок творчества.

Композиция в изобразительной деятельности детей носит различный характер. В рисунках детей раннего возраста это хаотичное расположение штрихов, мазков. Постепенно дети переходят к более четкому заполнению пространства листа, что связано с развитием сюжетно-игрового замысла. Поэтому лист бумаги или дощечки во время лепки становится местом действия изображаемых персонажей. Если дети 2 лет заполняют пространство листа линиями (дорожками, травкой), то дети 3 лет могут создавать замкнутую форму, с помощью которой передают различные образы.

Изображаемые предметы, персонажи приобретают пространственное соотношение, не всегда понятное взрослым. Однако то, что ним кажется хаосом, для ребенка и понятно, и объяснимо. Он легко ориентируется в лабиринте линий, форм.

Дети 3 – 4 лет наблюдательны: они замечают характер расположения предметов, фигур в рисунке, лепке, аппликации. Рисунки детей 3-4 лет, освоивших уже рисование некоторых форм, становятся более выразительными. Одним из первоначальных проявлений творчества можно рассматривать стремление детей младшего дошкольного возраста передавать сюжет в рисунке, лепке. В отличие от старших дошкольников у детей 2–4 лет происходит своеобразное развитие сюжета. В рисунке, лепке, аппликации дети передают отдельные предметы, каждый из них ребенок связывает с конкретной жизненной ситуацией. Часто развитие сюжета происходит в процессе деятельности.

В рисунках, лепке детей 4 лет мы видим понятные для окружающих изображения (дома, машины, животные и т.д.). Улыбку взрослых вызывают лепка, рисунки с изображением человека. Все так просто, наивно: люди с большими головами, бантами, пуговицами. С радостью ребенок сообщает взрослому: «Мама с дочкой пошла гулять», «Девочка с воздушным шариком идет на праздник».

Образ человека близок ребенку тем, что вызывает у него много радостных чувств. «Моя мама», «Я», «Мой папа», – слышим мы часто от детей. Пусть еще несовершенны изображения этих людей, но в своих рисунках, лепке дети стараются выразить свое отношение к ним. Образы людей получаются живыми, динамичными, так как малыши стремятся к передаче движения. Постепенно, научившись рисовать и лепить различные формы, дети создают целую вереницу образов: веселого колобка, снеговика, смешных человечков, героев мультфильмов и др.

Очень увлекает детей процесс рассматривания своих рисунков. Так, ребенок нарисовал много листьев на земле, на деревьях. Когда он увидел рисунок издали, то вдруг сказал: «Красивые листочки как будто летят». Через некоторое время он вновь подошел к рисунку и уже любовался красивым сочетанием цветов.

Наблюдения показали, что дети младшего дошкольного возраста замечают выразительность образа. При восприятии законченного рисунка они находят новые интересные детали, способствующие созданию этой выразительности. Рисунки, сделанные красками, детям предлагают рассматривать на некотором расстоянии, чтобы они могли заметить, что сочетание мазков, пятен, линий создает новые образы. Их надо уметь видеть, находить – «читать».

Когда мы рассматриваем лепку детей, то убеждаемся, что она довольно разнообразна. Очертания, углубления, неровности делают каждое изделие особенным, и невольно хочется спросить ребенка: «На что это похоже?» Часто дети сами называют: «Длинная змея», «Крокодил», «Птичка» и т.д.

Эстетические чувства, оценки при восприятии работ по рисованию, лепке, аппликации очень элементарны по форме выражения. Младшие дошкольники на предложение воспитателя показать, какая работа им больше нравится, выбирают те, в которых выразительнее композиция, форма, цветовая гамма.

Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети в то же время приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простейших действий карандашом, краской, с комком глины к процессам образного воспроизведения очертаний, форм реальных предметов.

Образ в рисунке, лепке от ассоциативного постепенно переходит в преднамеренный благодаря тому, что дети приобретают навыки изображения простейших форм. Возникает сюжет, который дополняется словом, жестами, звукоподражанием. Образ становится для ребенка живым, ощутимым. Этот процесс протекает неодинаково даже у детей одного возраста и зависит от уровня художественного развития ребенка, от его сенсомоторной сферы восприятия, речи, мышления, эмоциональных проявлений.

Разнообразные формы, цветовые сочетания, ритм контрастных пятен, мазков, простая композиция придает выразительность детским рисункам, лепке, аппликации и вызывает у детей элементарные эстетические эмоции. Поэтому, обучая детей, воспитатель каждый раз должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к различным видам изобразительной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

                Консультация для родителей«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельност...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения. Ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения. Поскольк...