"Готовность детей к школе" сообщение для родителей
методическая разработка (подготовительная группа)

Аркашева Светлана Анатольевна

В данном материале представлены виды готовности детей седьмого года жизни к школе, рекомендации для родителей для повышения их уровня. В памятке родителям можно сравнить уровень детей и соответсвие его предложеным параметрам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка детей к школе»

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.

Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам: : определенные параметры веса, роста, окружности груди. Организм ребенка должен быть готов к учебным нагрузкам.

Координация движений в соответствии с возрастной нормой. Прыгает через скакалку. Попадает мячом в двигающийся объект.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук:

  • лепка из глины, пластилина,
  • закручивание гаек в детском конструкторе,
  • собирание узоров из мелкой мозаики,
  • вышивание,
  • завязывание узелков,
  • застегивание мелких пуговиц.
  • игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой.
  • разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.

Задача этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, словесной команде

Психологическая готовность

1.Высокая мотивационная готовность

Мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация

  • Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
  • Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус .

Внешняя мотивация

  • Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;
  • Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму».

2.Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.

Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.

Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Рекомендации для родителей

  • Загадывайте ребенку загадки.
  • Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы.
  • Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился.
  • Разучивайте с ребенком стихи и песенки.
  • Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.   

3.Эмоционально-волевая готовность

Важнейшими показателями волевой готовности являются:

  • Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и

исполнить его;

  • проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;
  • способность оценить результат своего действия;
  • умение управлять своими движениями, вниманием;
  • умение преднамеренно заучивать стихотворение;
  • способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо.
  • способность управлять своими эмоциями и поведением;
  • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем;


Рекомендации для родителей

  • Поощряйте у ребенка умение управлять собой.
  • Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций.
  • Учите ребенка планировать.
  • Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
  1. социальная готовность

Важнейшими показателями социальной готовности являются:

  • Умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
  • Умение считаться с другими, подчиняться и уступать им при необходимости;
  • Навык сотрудничества;
  • Способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя;

Рекомендации для родителей

  • Поощряйте у ребенка проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему.
  • У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими.


Специальная готовность

1.Развитие речи

Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма . Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит, ему нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ - чтение книг вслух.

Читайте ребёнку сказки или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша, как прошёл его день, что интересное он видел.

Учите вслушиваться в слова, слышать звуки, узнавать их, находить слова, начинающиеся с одного и того же звука, определять какой звук слышится первым, а какой последним.

2. Математические представления.

  • • знать цифры от 0 до 9;
    • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2.
    • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
    • знать знаки +, - , =, <, >;
    • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
    • уметь соотносить цифру и число предметов;
    • уметь сравнивать две группы предметов;
    • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
    • уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
    • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
    • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;

3. Окружающий мир

Ребёнок должен знать:

  • адрес, название посёлка, страны, столицы, где работают родители и чем там занимаются;
  • виды деревьев, цветов, домашних и диких животных, птиц;
  • виды транспорта,
  • названия групп предметов (овощи, мебель, одежда, бытовая техника и т.д.)



Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь будущий первоклассник

Ребенок, поступающий в первый класс, должен:

  • Знать свои фамилию, имя, отчество;
  • Знать свой домашний адрес;
  • Знать название города, в котором он живет, его достопримечательности;
  • Знать, в какой стране он живет;
  • Знать полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  • Знать правила поведения в общественных местах и на улице;
  • Уметь различать гласные и согласные буквы и звуки;
  • Уметь произносить слова по слогам;
  • Уметь определять количество букв и звуков в слове;
  • Уметь на слух определять мягкие и твердые звуки в слове;
  • Уметь назвать слог, на который в слове падает ударение;
  • Уметь составлять предложения из 3-5 слов;
  • Уметь называть в предложении только 2-е, 3-е, 4-е и т.д. слово;
  • Уметь использовать обобщающие понятия;
  • Уметь составлять рассказ по картинке;
  • Уметь учить наизусть любимые стихотворения;
  • Уметь последовательно передавать содержание произведения;
  • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10;
  • Уметь соотносить цифру и число предметов;
  • Уметь сравнивать две группы предметов;
  • Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Уметь сравнивать предметы по цвету, форме и размеру;
  • Знать названия геометрических фигур;

  • Уметь рисовать карандашом вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры; штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры изображения;
  • Уметь уверенно работать ножницами (резать полоски, геометрические фигуры, по контуру изображение);
  • Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже» и т.д.;
  • Уметь запоминать шесть-десять картинок, предметов, слов;
  • Уметь определять различия между предметами, действиями и явлениями;
  • Уметь находить лишний предмет в группе предметов, аргументировать свой выбор;
  • Уметь группировать предметы по определенному признаку;
  • Уметь различать по внешнему виду растения, называть их отличительные  признаки;
  • Уметь различать диких и домашних животных;
  • Уметь различать по внешнему виду птиц;
  • Иметь представления о сезонных признаках природы;
  • Знать название 1-3 комнатных растений;
  • Знать название 12 месяцев;
  • Знать название всех дней недели;
  • Уметь высказывать свое мнение, общаться на бытовые темы;
  • Уметь культурно общаться со взрослыми и сверстниками;
  • Уметь слушать старших и выполнять их распоряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Тест для родителей по готовности детей к школе"

Тесты для детей и родителей, рекомендации по подготовке детей к школе...

Консультация для родителей "Тест для родителей по готовности детей к школе"

Тесты для детей и родителей, рекомендации по подготовке детей к школе...

Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...

Консультация для родителей детей подготовительной группы "Готовность детей к школе"

Консультация для родителей детей подготовительной группы "Готовность детей к школе"...

«Готовность детей к обучению в школе». Речевая готовность.

общесадовское родительское собрание для родителей будущих первоклассников, на котором в сценке были проиграны и рассказаны основные речевые навыки, которые должны быть сформированы к началу обучения в...

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...