Как готовить ребенка к ДОУ
статья (младшая группа)

Картушина Ольга Дмитриевна

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное, две ветви приспособления ребенка к условиям семьи и условиям общественного воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. 

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. Но остается открытым вопрос, как помочь ребенку безболезненно пройти адаптационный период, приспособиться к новым условиям окружающей среды. Что скрывает в себе такое простое и в тоже время многозначное слово» адаптация»?       

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Однако, для того чтобы по-настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_gotovit_rebyonka_k_dou.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

        За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное, две ветви приспособления ребенка к условиям семьи и условиям общественного воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.  

        В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. Но остается открытым вопрос, как помочь ребенку безболезненно пройти адаптационный период, приспособиться к новым условиям окружающей среды. Что скрывает в себе такое простое и в тоже время многозначное слово» адаптация»?  

               В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Однако, для того чтобы по-настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.  

          Почему одни дети ведет себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

       

                 

Адаптация детей к детскому саду

  Для маленького ребенка каждая новая ситуация – событие необычайной важности. Вследствие неполной информации, недостаточного жизненного опыта, невозможности критически осмыслить происходящее ребенок воспринимает поступление в детское учреждение в совершенно иных масштабах, чем взрослые. Новая обстановка может стать для него сверхсильным раздражителем, сковать его самостоятельность, инициативу. Следовательно, чем четче ребенок будет знать, что и как он должен делать в детском саду, тем быстрее и активнее он включится в коллектив сверстников.

Организация адаптации детей к дошкольному учреждению зависит от возраста ребенка, состояния здоровья и уровня развития, индивидуальных особенностей, биологических и социальных факторов, опыта общения со сверстниками, эмоционального состояния.

 Факторами, облегчающими процесс адаптации, считаются сформированность у ребенка навыков самообслуживания и приученность ребенка к режиму дня, приближенному по времени к режиму в детском саду.

 Как надо готовить родителям ребенка

                                     к поступлению в детский сад.

                             Родительское отношение к миру определяет отношение к нему ребенка – как в целом, так во всех его частностях. Для начала необходимо обоюдное желание родителей определить ребенка в детский сад.

            Необходимо начать готовить ребенка к нововведению заранее, и начать нужно с себя. Прежде всего – выбрать дошкольное учреждение, которое будет безусловно нравиться обоим родителям, желательно познакомиться с воспитателями. Важно преподнести малышу новость в позитивном ключе. Для начала неплохо сдружить ребенка с детьми чуть старше, которые уже посещают ДОУ. Проще всего это сделать, придя на территорию облюбованного вами сада во время прогулки детей. Обращайте внимание на «взрослость» малышей, доросших до детского сада. Скажите, например, что Максим именно в садике научился сам качаться на качелях, что Маша – молодец, она ходит в детский сад потому, что уже большая. Можно добавить, что малыш тоже пойдет в детский сад, когда подрастет. После всех интриг ребенка не может не заинтересовать, что же такое детский сад, и тут можно рассказать обо всех плюсах, которые появятся в жизни ребенка, когда он пойдет в сад. Например, в детском саду интересно потому, что игрушек там гораздо больше, чем дома и много детей, с которыми можно поиграть, а воспитательницы проводят увлекательные занятия, которые дети выбирают сами. Дети в детском саду поют, танцуют, рисуют, лепят, учат иностранный язык, устраивают спектакли и праздники для родителей, и так далее.

               Не отдавайте ребенка в детский сад, который обманет ожидания ребенка, не соответствуя описанной оптимистичной картине. Заверьте ребёнка, что если он захочет домой, вы тут же придете и заберете его потому, что ваши телефоны будут известны воспитательнице. Если отдать ребенка в детский сад подтолкнули не зависящие от вас обстоятельства и изменить свое решение вы не можете, расскажите малышу все, как есть. Именно то, что его посвятили в проблемы семьи, поможет ему почувствовать себя более ответственным и взрослым, что и требуется от ребенка, отправившегося в садик впервые.

            Начните с малого и двигайтесь к цели не торопясь, шаг за шагом. Возьмите ребенка с собой в супермаркет, где есть игровая комната. В дорогих магазинах детские мини-парки превосходно оснащены и малыш  скорее всего будет в восторге от приключения. Для начала оставьте его там на 15-20 минут. Если все пройдет благополучно, в следующий раз исчезайте уже на полчаса. Еще один хороший вариант – клуб или фитнесс-центр для родителей, где есть отдельная детская комната. Отдыхая душой и телом, вы можете ежесекундно держать руку на пульсе. Сознание того, что Вы будете тут как тут, лишь только чадо Вас потребует, успокоит обоих.  Привыкание к детскому  саду необходимо организовать по тем же принципам: будьте в группе вместе с ребенком столько времени, сколько необходимо вам и ему, чтобы принять ситуацию, как должное. Далее – увеличивайте время разлуки постепенно, начиная с 15 минут.

              Если Вам не удается справиться с тревогой, малыш обязательно заразится ею. Значит, обязанность водить ребенка в детский сад следует перепоручить кому-либо из ближайших родственников – папе, бабушке или дедушке. Забирать малыша приходите сами.

               Воспитатель в садике такой же человек, как любой другой, только лучше. Познакомьте с ней ребенка также,  как с любым человеком, который вам нравится. Оставаясь в детском саду вместе с ребенком, первое время поощряйте его самостоятельность, предлагайте самому обращаться к воспитательнице, если ему что-то от нее нужно. Преподносите это естественно, а не как тест или испытание малыша на прочность. Обратите внимание ребенка, что это можно делать всем детям без затруднений.

              Режим в жизни ребенка важен чрезвычайно, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Примерно за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в детском саду, вы должны озаботиться и начать постепенно перестраивать его режим под садовский. И чем более плавно вы будете это делать, тем лучше. В детском  саду, которому вы отдали предпочтение, уточните распорядок дня до мелочей и старайтесь четко ему следовать. Ребенку от этого будет только лучше, ведь все детские сады функционируют в режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.

Аппетит ребенка в новой обстановке, как правило, страдает. Не будет ничего удивительного, если в первое время воспитательница пожалуется, что малыш ест неохотно. Между тем, фактор стресса, снижающего аппетит, сочетается с другим фактором. Ведь детишкам свойственно подражание: если дома малыша, как младшего любимца, с усердием кормили все по очереди, то в садике он видит кучу сверстников, самостоятельно и с аппетитом наворачивающих привычную еду. Такое не может не подействовать, и действует всегда: за компанию и без родительского надзора малыши обычно едят гораздо лучше, хотя, конечно, и хулиганят за столом сильнее.

Если ребенок на дух не выносит какие-то блюда, необходимо уважать его желания и своевременно оповестить об этом воспитательницу. Также она должна быть в курсе, на какие продукты у малыша аллергия.

            Дети бунтуют и плачут, попав в детский сад, если родители неверно организовали период их адаптации к новым условиям жизни или – неверно выбрали сам момент. Если малыш был брошен в новую среду, «как кур во щи», ничего иного и ожидать нельзя. Готовьте ребенка к «садовской идее» постепенно, приводите сперва ненадолго, находитесь вместе с ним столько, сколько это необходимо. Несадовские дети есть, но их так мало, что ваш малыш  навряд ли к ним относится.

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из детского сада.

Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.

Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в детском саду  ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?

Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении детского сада  в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в детский сад.

          Если ребенок плачет, когда вы уходите, значит вы либо привели его в детский сад не вовремя, либо – не вовремя собрались уйти. В обоих случаях Вам следует сделать одно и то же – немедленно вернуться и попытаться успокоить малыша. Если малыш вас все же не отпускает, значит,  вы должны продлить время, в течение которого он находится в саду вместе с вами. Договоритесь с воспитательницей, что она немедленно позвонит вам, если ребенок разрыдается через некоторое время после вашего ухода. Обеспечьте себе возможность тут же вернуться к  малышу. В настоящее время ни один психолог не порекомендует вам оставить плачущую кроху и долго не возвращаться.

Конечно, в детском саду нет главного атрибута детского счастья – родителей, а их ничем не заменишь. Обычно малыши принимают ситуацию как есть, используя все ее плюсы – они с удовольствием заводят новых друзей и с головой погружаются в упоительную общественную жизнь, что не может нас не радовать. Однако, дети достаточно сильно устают в детском саду, кроме того – им не хватает участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Подробно обсуждайте с малышом прошедший день, терпеливо выслушивайте его и отвечайте на все накопившиеся вопросы. Тем более - поддержите, если произошла пусть даже мелкая неприятность. Если дитя так устало, что не демонстрирует стремления пообщаться, поговорите с ним сами, постарайтесь помочь ребенку отреагировать дневной стресс.

            Старайтесь не транслировать чаду собственную подозрительность, формируя у него взгляд на мир «из амбразуры». Не смотрите на воспитательницу, как на врага и не спрашивайте ребенка: «Тебя кто-то обидел?». Лучше - поинтересуйтесь, что было в детском саду хорошего, какие новости, и чему малыш научился за день. Если ребенок отзывается о детском саде или воспитательнице негативно, не игнорируйте это. Подробно разузнайте, в чем дело и честно спросите, хочет ли он идти туда завтра, заверив, что если малыш не хочет – он туда и не пойдет. Будьте готовы сдержать слово. Дети зачастую не могут толком объяснить своих чувств, но это не значит, что их чувствами можно спокойно пренебречь и вовсе не принимать их во внимание. Напротив, чувства негативные, но невербализованные – гораздо более мучительны и более травматичны для детской психики

                Имеет смысл помнить о критических периодах в жизни ребенка, когда с детским садом однозначно стоит повременить. К ним относятся периоды адаптации после длительной болезни или психологической травмы, а также - любые инновации в жизни семьи: переезд, рождение нового малыша, уход одного из родных, близких карапузу, развод родителей. Перечисленные ситуации и без того достаточно сильно угнетают детскую психику, и добавлять к этому дополнительную нагрузку нельзя. Кроме того, идея детского сада, ассоциативно связавшись с травмирующим событием, может стать ребенку навсегда отвратительна.

          Если вы не хотите надолго (а то - и навсегда) восстановить чадо против дошкольных учреждений, будьте предельно чутки к его состоянию. Нередки случаи, когда попытки определить ребенка в детский сад приходится откладывать на месяц и более, и такой вариант вы тоже должны быть готовы принять спокойно, ни в чем не обвиняя своего ребенка.

  1.          Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада

В каждом детском саду есть уже свой отработанный алгоритм адаптации ребенка. Чаще всего малыш привыкает к новой жизни по такой схеме:

  • чтобы ребенку было проще познакомиться с воспитателями и другими детьми, мама приводит его несколько раз на дневную и вечернюю прогулку. Очень важно, чтобы ребенок видел, как родители приходят за детьми;
  • первую неделю малыша приводят к девяти часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы ребенок был накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в непривычной для них обстановке;
  • первую неделю мама находится в группе вместе с малышами, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой;
  • вторую неделю малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребенок обедает в ее присутствии;
  • третью и четвертую неделю ребенок уже может остаться на дневной сон. Родители могут забрать его сразу, как только он проснется.

По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.

Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка:

Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Hо постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.

Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!

Средняя степень адаптации - в эту группу опадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

Поведение ребенка:

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Легкая адаптация - наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Поведение ребенка:

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца.

Каждый ребенок привыкает к жизни в детском саду по-своему. Одному ребенку на адаптацию потребуется всего неделя, а другому – целый месяц. Продолжительность привыкания зависит от многих факторов. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние здоровья, какова обстановка в семье и даже то, насколько готовы к этому важному этапу сами родители. Некоторые дети в первые дни проявляют нешуточную агрессию: царапаются, кусаются, бросаются на пол, с яростью швыряют предлагаемые игрушки. Иногда бывает все наоборот: малыш после расставания с мамой замыкается в себе и, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживает рыдания; сидит, уткнувшись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Так что родители должны быть готовы ко всему.

Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом этапе, психологами был специально разработан ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу, и эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад.

  1. Эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в
  2.  обычный детский сад

Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.

Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы, о сне вообще не стоит говорить... И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая "белку в колесе". Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.

Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что на какое-то время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.

В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре.

Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг". Навряд ли вам удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой... Малыш боится... Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.

Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нету искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.

Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". На смену этой "гордой бесконтактности" приходит "компромиссная контактность", означающая то, что ваш ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми.

Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру... пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.

Как только ваш малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребенка.

Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ваш "почемучка" словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется, или, в конце концов, вы все-таки "разбудите" его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что ваш малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизоре, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

На фоне стресса ваш ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

        Родители, впервые приведшие ребенка в детский сад, получают от педагогов

анкету «Готов ли Ваш  ребенок  к поступлению в Детский сад?» и памятки: «Как надо   готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад», «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению», «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад», «Как не надо вести себя родителям с  ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад».

  1. Анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в Детский сад?"

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

Неустойчивое - 2 балла

Подавленное - 1 балл

Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла

Долго не засыпает - 2 балла

Неспокойно - 1 балл

Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да - 1 балл        

Нет - 3 балла

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

Избирательный - 3 балла

Неустойчивый - 2 балла

Плохой - 1 балл

Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла

Нет и ходит мокрый - 1 балл

Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается ,(или другое) - 1 балл

Нет - 3 балла

Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Не играет сам - 1 балл

Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла

Тяжело - 1 балл

Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл

Нет - 3 балла.

  1. Прогноз адаптации: готов к поступлению в дошкольное учреждение - 55-40 баллов; условно готов - 39-24 балла; не готов - 23-16 баллов

                                                        Как надо готовить родителям ребенка

                                                                              к  поступлению  в детский сад

  • Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
  • Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
  • Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
  • Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
  • Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
  • Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.
  • Повысить роль закаливающих мероприятий.
  • Оформить в детский сад по месту жительства.
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
  • Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
  • Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
  • Чтобы Ваш ребенок был как надо подготовлен к саду, прослушать цикл лекций в детской поликлинике об адаптации детей к дошкольным учреждениям.
  • Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
  • Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
  • Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
  • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада стал таким большим.

                           «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА

                                                                               К  ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ» 

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась навоя жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций:

  • Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  • Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.
  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?». На вопрос: «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
  • Каждый день читайте малышу.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
  • Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
  • Поощряйте любопытство.
  •  Не скупитесь на похвалу

                       Как надо вести себя родителям с ребенком,

                                                                            когда он впервые начал посещать детский сад

  • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Щадить его ослабленную нервную систему.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
  • На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
  • При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнить все предписания врача.

      Как не надо вести себя родителям с ребенком,

                                                                     когда он впервые начал посещать детский сад.

  • В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
  • «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
  • Мешать его контактам с детьми в группе.
  • Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
  • Все время кутать, одевать не по сезону.
  • Конфликтовать с ним дома.
  • Наказывать за капризы.
  • В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.
  • Все время обсуждать в его присутствии проблемы, вязанные с детским садом.
  • Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
  • Не выполнять все предписания врача.
  1.                      Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к  детскому саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в детский  сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в  детский сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения детского сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из детского сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью. Имеющийся в детском саду психолог может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в детском саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться силами – как положительными, так и отрицательными – эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и лежат  в основе планирования работы  воспитателя и специалистов  по профилактике психоэмоционального напряжения детей раннего возраста. Воспитатель приступает к работе по данной проблеме сразу после прихода малышей в детский сад.

Для того, чтобы сделать процесс адаптации  менее болезненным  воспитатели и специалисты работающие с детьми используют игровые технологии, направленные на освоение окружающей среды ребёнком и формирования чувств уверенности в окружающем.  Под   окружающей   средой   ребенка   в   данном   случае  подразумевается  помещение  группы (игровая, спальня, умывальня и др.) помещение   детского   сада  (кухня,  мед.  кабинет,  музыкальный  зал,  спортивный  зал  и  пр.); взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, кастелянша и др.), и дети, посещающие  другие  группы.

   

                                   « НАЙДИ   ИГРУШКУ».

Ведущий (сначала воспитатель, потом – дети) прячет  небольшую  игрушку в группе, в  одном   из  ее  помещений,  после   чего   предлагает   остальным найти ее. Сначала ее  найти  не  так  сложно, например: «Игрушка  лежит  на  подоконнике  в  приемной,  затем – сложнее:  «Игрушка  лежит   в  спальной комнате, под  подушкой  на   Надиной  кровати». После  того,  как  игрушка найдена, надо  сказать, что  она  там  делала (собиралась на прогулку, спала). Можно   загадать   местоположение   игрушки   иначе:  через   функцию   помещения  («Моет  посуду»). Через  действия («Лежит  тихо, закрыв глаза). Освоив    группу,  можно  переходить   к   более   тесному   знакомству    с   детским  садом    и   его  работниками. Начинать  лучше   с   экскурсий    по   саду  (целесообразно  организовывать  тематические  экскурсии:  на  кухню, в  медицинский   кабинет, в  кабинет  заведующей)  знакомиться   с  людьми  работающими   там.

                               « КАК     ПРОЙТИ».

Цель  этой  игры – помочь  детям  ориентироваться  в  детском  саду,

правильно  находить  иное  помещение. Как  и  в предыдущей  игре, вариан-

тов   может  быть   множество  -  это  зависит  от   количества   специальных

помещений (например, кабинет  логопеда, хореографический  зал, изостудия

физиокабинет, кабинет  психолога  и т. д.)  и  конечно  от   вашей   фантазии.

Ход игры:

Воспитатель  говорит,  что  у   зайчика  Степашки  заболели   ушки, что  ему

делать? - пойти  к  врачу. Но Степашка  не знает, где находится  медицинский кабинет,   надо   ему  помочь. Сначала  дети   должны   описать   путь   до  кабинета: выйти  из  группы, спуститься  на  первый  этаж, свернуть налево, пройти   по   коридору,  первая   дверь –  налево –  медицинский   кабинет (возможно,  дети  не  сразу   усвоят   понятия  «налево» -  «направо», -  хотя,  безусловно,  этому  надо  учиться; тогда  можно  ориентироваться  на  какие- то  предметные  признаки;  после  нарисованного  воска  свернуть, на  двери медицинского  кабинета   нарисован   красный   крест   и    прочее,  обратно.

После   это   2 – 3    детям   предлагается   «проводить»  Степашку   к   врачу (естественно   медработники   оповещены  о   предстоящем   визите   детей).

Вылеченный   Степашка  (как   доказательство  –  забинтованные   уши) благодарит  детей   за   помощь   и   передает  от   врача  пожелание   не  болеть  и  витамины  для  всех  детей.    

   СТИХИ,  КОТОРЫЕ  МОГУТ  БЫТЬ  ИСПОЛЬЗОВАНЫ  ДЛЯ    ФОРМИРОВАНИЯ  ЧУВСТВ  УВЕРЕННОСТИ  В  ОКРУЖАЮЩЕМ.

                                              МИШКА.

Мишка, мишка  косолапый,                   Приподнять плечи, руки округлить,

Мишка  по  лесу  идет,                           Носки  ног  повернуть  внутрь, идти

                                                                  переваливаясь.

Мишка хочет сладких  ягод,                  Погладить  себя  по  животу,

                                                                  облизнуться.

Да никак  их  не  нейдет,                        Оглянуться  по  сторонам, пожать

                                                                  плечами.

Вдруг  увидел много  ягод,                    Показать  указательный  палец,  на

                                                                  лице -  восторг,

И  тихонько  зарычал,                            Двумя  руками «собирать»  ягоды  в  рот.

Подошли к мишутке  детки,                  по - маршировать.

Мишка  ягоды им дал.                           Изобразить открытые ладошки.

                                              КОЗЛИК.

    Козлик  по  полю  гулял, на  гармошке  играл:

             Чики – брыки, чики – брык, на  гармонике  играл

              Вышел  из  лесу  медведь, стал на козлика реветь:

             Чики –брыки, чики –брык, стал на козлика реветь

              Козлик  наш  не  убежал,  веселее   заиграл

              Чики-брыки, чики- брык, веселее  заиграл

              Как  пустился  мишка  в пляс; так и пляшет он сейчас,

              Чики – брыки, чики – брык, так и пляшет он сейчас.

                                             ЗАРЯДКА.

                          Скачет  лягушка, ква-ква-ква,

                          Плавает  утенок, кря-кря-кря,

                          Все  вокруг  стараются, спортом занимаются!

                          Быстрая  синица, тюр-лю-лю

                          В воздухе  резвится, тюр-лю-лю

                          Все  вокруг стараются, спортом  занимаются!

                          Прыгает  козленок, ме-ме-ме,

                          А  за  ним  ягненок, бе-бе-бе

                          Все  вокруг  стараются, спортом  занимаются!

                          Вот мы на зарядке, раз – два- три!

                          Видите, стараемся,  спортом  занимаемся!

                                         ПЯТЬ  МАЛЫШЕЙ.

                          Один   малыш   качается   в  саду,

                          Два   малыша   купаются   в  пруду.

                          Три  малыша  ползут  к дверям  в  квартире,

                          А  в  эту  дверь  стучат  еще  четыре.

                          С  пятью  другими  тоже  все   в  порядке.

                          Им  весело, они  играют  в  прядки.

                          Где  притаились – ясно  и  ежу,

                          Но  я  глаза  зажмурил   и   вожу:

                          Раз, два, три… Раз, два, три, четыре, пять…

                 Ну, берегитесь, я иду искать!

Воспитатель и специалисты  помогают новичкам преодолеть стресс и успешно адаптироваться в детском саду.            

Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка:

  1. его легко можно рассмешить;
  2. ребенок редко выходит из себя и капризничает не чаще одного-двух раз в неделю, и то, когда на это бывают какие-либо причины;
  3. малыш ложится спать спокойно, не выводя окружающих из терпения;
  4. у него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой-либо предмет и т.п.);
  5. он почти не мочится в постель;
  6. ребенка можно на некоторое время оставить одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его навсегда, за ним не нужно постоянно присматривать;
  7. у него появляются друзья, с которыми ребенок охотно играет.

Если эти добрые перемены произошли, все в порядке, малыш привык к детскому саду и у него началась новая и интересная жизнь. В детском саду  он получит много нового и интересного, познавательного и полезного.

Педагоги утверждают, что дети, выросшие в детском саду, легче «домашних» детей развивают разнообразные контакты в обществе. Их проще научить волевой регуляции поведения – умению согласовать свои действия и действия других (детей и взрослых), контролировать эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   Как готовить ребёнка к детскому саду 1.     заблаговременно формируйте у ребенка положительную установку к детскому саду. Рассказывайте веселые исто...

Как родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад.Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад

Даны рекомендации родителям как готовить ребенка к поступлению в детский сад. Как вести себя родителям с ребенком,когда он начал впервые посещать ДОУ...

Рекомендации для родителей "Как готовить ребенка к детскому саду?"

Как готовить ребенка к детскому саду?• Тренировать, бук...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

К началу школьного обучения у ребенка должна быть достаточно зрелой эмоци...

Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад.

Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад. Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад. "ТЕХНИКА ПОЗИТИВНОГО РАССТАВАНИЯ" Умные совет...

консультация " Готовить или не готовить ребенка к обучению к школе?"

Детство – особый период в жизни человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отношения с...