«Игры с предметами-орудиями для детей второго года жизни»
консультация

Петрина Маргарита Владимировна

Такие игры не только забава – занятия с предметами орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. Он учится выполнять какую-либо практическую задачу, используя подручные средства (палочка, молоточек, сачок, совочек), воздействуя одним предметом на другой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Игры с предметами-орудиями для детей второго года жизни»

Такие игры не только забава – занятия с предметами орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. Он учится выполнять какую-либо практическую задачу, используя подручные средства (палочка, молоточек, сачок, совочек), воздействуя одним предметом на другой. Например, придвигать к себе игрушку палочкой, доставать из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком. Ребёнок, который при выполнении практических задач использует предметы-орудия, совершенствует «ручную» умелость, расширяет возможности мышления, памяти, восприятия. А орудия становятся средствами достижения положительного результата.

Выполнение практической задачи преследует две цели: практическую – овладеть далёким предметом с помощью палочки, познавательную – познакомиться с внутренними свойствами предмета, обогатить свой опыт, понять, как нужно действовать, каковы назначение и практический смысл этих действий. Игры-занятия с предметам - орудиями способствуют развитию личностных качеств: настойчивость, целеустремлённость. Ощущение собственной умелости и радость от самостоятельного достижения результата является залогом формирования положительного отношения к труду и учёбе. Показав способы употребления определённого предмета, взрослый побуждает малыша пользоваться им самостоятельно. Не следует поправлять ребёнка, если он понял, что предметом можно пользоваться как вспомогательным средством, но делает это по-своему (не так, как было показано). Важно проявление не только самостоятельности, но и индивидуальности ребёнка. Взрослый не должен натаскивать его, формировать действия по строго принятой схеме. Пусть он сам добьётся желаемого результата, испытает радость «победы», удачного действия, что рождает эмоциональный «всплеск», желание пережить эти чувства ещё раз.

Все игры-занятия должны сопровождаться чёткими и простыми словесными пояснениями. В процессе наблюдений и игровых действий активизируется речь ребёнка. Он слышит новые слова: достань, лови, сделай, придвинь, обозначающие действия с конкретным предметом – орудием, начинает понимать простые предложения: «Достань кольцо палочкой», «Придвинь к себе коляску».

Орудийные действия доступны только человеческому интеллекту, считается, что человек приобрёл свой статус, впервые применив камень в качестве орудия труда. Так появились предметы – орудия, которые на протяжении многих лет имели своё назначение. Орудийные предметы используются в том случае, если выполнить действие рукой невозможно, неудобно или если этого требуют общепринятые нормы поведения, например, брать еду из тарелки не рукой, а ложкой. Ложка является одним из первых орудийных предметов, с которым знакомится ребёнок. С помощью взрослого он усваивает способ её употребления, т. е. приобретает опыт функционального использования конкретного предмета – орудия как части материальной культуры общества.

«Звени колокольчик»

Цель. Научить пользоваться верёвочкой, с целью вызвать звучание колокольчика.

Материал. Яркие крупные колокольчики, бубенчики, ленточки, тесьма, шнур.

Ход занятия. Подвесьте колокольчик в легко доступном месте так, чтобы ребёнок не мог достать его рукой. Привяжите к язычку колокольчика ленту. Обратите внимание малыша на яркий блестящий предмет, покажите, как, дёргая за верёвочку, можно звонить. Пусть он поиграет с ним. Повторите показ, затем оставьте колокольчик для самостоятельных игр.

«Покатаем куклу»

Цель. Научить пользоваться тесёмочкой для катания различных игрушек на колёсах.

Материал. Игрушки на колёсах – автомобиль, коляска, тележка; тесёмки длиной около 1м.

Ход занятия. Предложите малышу поиграть с автомобилем или другой игрушкой на колёсиках. Затем покажите тесёмку и скажите: «А теперь привяжем к автомобилю (к коляске, тележке) верёвочку и покатаем куклу». Привяжите тесёмку к автомобилю, посадите в него куклу и катайте её, приговаривая: «Вот Ляля катается в машинке!».

Затем привяжите тесёмки ко всем выбранным для игры игрушкам и предложите ребёнку покатать их по комнате.

«Достань колечко»

Цель. Научить с помощью палочки придвигать к себе разнообразные предметы, формировать понимание назначения орудия, развивать глазомер и координацию движений.

Материал. Палочки длиной 25-30см с круглым сечением диаметром 0,5-1см, цветные кольца диаметром 5-8см.

Ход занятия. Положите на край стола палочки, а на середину – цветные кольца. Обратите внимание ребёнка на них, пусть он попытается достать кольцо рукой. Затем покажите, что вы не можете его достать, скажите: «Ой, не могу достать колечко!». Возможно, ребёнок сам догадается придвинуть кольцо палочкой. Если же он потянется к кольцам рукой, покажите, как нужно действовать: возьмите палочку, заведите её конец внутрь кольца и придвиньте его к себе. Если малыш использует другой приём, не поправляйте его, а похвалите за находчивость. Доставайте кольца, пока малышу интересно.

«Что в трубке лежит?»

Цель. Научить пользоваться палочкой как орудием в новых условиях.

Материал. Палочки длиной 25-30см, диаметром 1см; полые картонные трубки длиной 25-30см, диаметром 4-5см.

Ход занятия. Положите внутрь трубки завёрнутую в цветную бумагу или яркую ткань игрушку. Покажите трубку малышу, спросите: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам воспользоваться палочкой, покажите, как с её помощью можно вытолкнуть свёрток. Разверните его и покажите игрушку, назвав её. Затем дайте такую же трубку малышу и предложите самому извлечь игрушку. На следующем занятии в трубку можно положить цветные кружочки и предоставить ребёнку возможность действовать без предварительного показа, помогая ему при необходимости.

«Поехала куколка в гости»

Цель. Научить пользоваться орудием с приспособлением, учитывая особенности предмета-цели.

Материал. Палочка длиной 25-30см, на одном конце которой есть металлическое колечко диаметром 5см; тележка на колёсиках длиной около 10см с вертикальным стержнем длиной 5см.; кукла-матрёшка или любая лёгкая мягкая игрушка.

Ход занятия. Поставьте на стол тележку с куклой. Пусть ребёнок некоторое время рассматривает её. Накиньте кольцо палочки на стержень и потяните тележку на себя, скажите: «Кукла поехала в гости!».

Затем предложите ребёнку так же покатать куклу, приговаривайте: «Едет кукла к Саше (имя ребёнка) в гости!».

Если ребёнок не надевает кольцо палочки на стержень, а толкает тележку или старается зацепить её сбоку, то следует повторно показать правильный способ действия, обращая внимание малыша на кольцо на конце палочки и на то, как нужно надевать его на стержень и подтягивать тележку.

«Ловись рыбка!»

Цель. Научить пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Материал. Таз или надувной бассейн, сачок диаметром 10-15см, ручка не должна быть длиннее 40-50см.

Ход занятия. Поместите в таз с водой рыбок, уточек, покажите их малышу и скажите: «Посмотри, как рыбки в воде плавают». Затем ловите рыбок сачком, приговаривая: «Поймаем рыбку». Дайте сачок ребёнку, сопровождайте его действия словами: «Ловись, рыбка большая и маленькая!».

На этом занятии малыш учится применять приобретённые ранее навыки в новых условиях. Сачок внешне напоминает палку с кольцом на конце, но теперь кольцо нужно не накидывать на стержень сверху, а подводить его под плавающую рыбку так, чтобы она попала в сачок и её можно было бы вынуть из воды.

«Достань шарик»

Цель. Научить пользоваться черпаком для вылавливания шарика из воды.

Материал. Черпак диаметром 4-5см с вертикальной ручкой длиной 20-25см; шарики диаметром 3см; высокие сосуды, заполненные водой на две трети.

Ход занятия. Бросьте в банку с водой шарик, скажите: «Ой, шарик упал в воду!» Давайте достанем шарик!». Покажите, как можно его выловить с помощью черпака. Затем усадите малыша за стол или на пол. Поставьте перед ним банку с водой и предложите бросить в неё шарик. Ещё раз покажите, как действовать черпаком, а потом предложите ребёнку самому выловить шарик. Не разрешайте разбрызгивать воду, пусть он играет спокойно.

Примечание. В летние тёплые дни игры с водой, с песком можно проводить на свежем воздухе. Помните, что игра с совочком и формочками относится к разряду игр с предметами-орудиями, а значит, оказывает существенное воздействие на умственное развитие ребёнка.

Воспитатель: Петрина М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения дидактической игры «Плывет, плывет кораблик» для детей второго года жизни

Программное содержание: - развитие эмоциональной сферы; - сенсорное развитие;- формирование речи, мышления, внимания, памяти;- приобретение необходимых умений и навыков в бытовой и игр...

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Игры-занятия по развитию речи детей второго года жизни.

В этом материале представлена теория развития речи детей второго года жизни и несколько разработанных логопедических занятий....

Игровое занятие «Осень» для детей 2-го года жизни Конспект игрового занятия для детей второго года жизни, тема: «Осень»

Цели: Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ». Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого. Формиров...

Занятия с предметами-орудиями для детей второго года жизни

Игры-занятия с предметами-орудиями являются одним из увлекательнейших разделов педагогики раннего детства....

Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни

Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни...

Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни.

Психологи  выделяют  возраст до 3 лет как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. Занятия с предметами – орудиями оказывают существенно...