Рекомендации для родителей "Что нужно знать родителям будущих первоклассников"
консультация (подготовительная группа)

Мясникова Татьяна Александровна

Подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что нужно знать родителям будущих первоклассников»

 Все чаще в школе встречаются дети, которым очень тяжело дается обучение чтению и письму. На письме эти дети допускают такие ошибки, как пропуски гласных звуков, замена и пропуски согласных, перестановка и пропуски слогов в словах. В зоне риска находятся дети, которые имеют хорошее звукопроизношение. Родители таких детей, ничего, не подозревая, мечтают о том, что их ребенок в школе будет одним из лучших учеников. И какого же их разочарование, когда надежды не оправдываются. И наоборот, нередки случаи, когда ребенок с нарушенным звукопроизношением достаточно успешен в школьном обучении. Для того чтобы понять причину этих проблем, необходимо знать, что же такое речь, из каких компонентов она состоит. Наша речь имеет две стороны: звуковую и смысловую. Смысловая сторона включает в себя лексику, т.е. словарный запас, грамматику, а также связную речь. К звуковой стороне речи относятся звукопроизношение и фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Одной из причин плохой успеваемости по русскому языку и чтению является именно несформированность фонематических процессов.
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения, человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи.
Есть несколько несложных заданий, которые родители могут предложить своим деткам, для того чтобы узнать уровень сформированности их фонематических процессов. Вот несколько из них:
«Поймай звук». Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук, например звук [ш]. Взрослый произносит разные звуки в среднем темпе, прикрывая рот ладонью или листом бумаги. Это делается для того, чтобы ребенок не смотрел на вашу артикуляцию, а именно слушал звуки.
«Есть ли звук в словах». Примером служит все тот же звук [ш]. Взрослый называет слово, или показывает и называет предметную картинку. Ребенок должен ответить есть ли в этом слове заданный звук.
«Эхо». Взрослый называет цепочку слогов, прикрывая рот ладонью или листом бумаги. Ребенок должен повторить именно эти слоги и в этой последовательности. Скажите ему, что это волшебные слова, и вы не должны ничего в них нарушать, иначе волшебства не произойдет. Это задание помогает понять, насколько хорошо ребенок различает на слух парные звонкие и глухие согласные.
Предлагаются следующие цепочки слогов:
па-ба-па, ту-ду-ту, ка-га-ка
«Первый звук». Взрослый называет слова, которые начинаются на гласный звук в ударной позиции. Например: аист, утка, ослик, иволга. Ребенка просят назвать первый звук в этих словах. Если ребенок не знаком с понятием «звук», можно спросить, какую букву ребенок написал бы первой в этом слове.
«Последний звук». Выделение последнего согласного звука в таких словах, как мак, нос, стол, пар. Нельзя предлагать слова, которые заканчиваются на звонкий согласный, т.к. в речи происходит его оглушение. Это слова типа дуб, рог и т.д. Инструкция будет совпадать с предыдущим заданием с той разницей, что ребенка просят назвать последний звук в слове.
Ребенок с нормой речевого развития должен справиться с этими заданиями в возрасте пяти лет. Если Вы обнаружили, что у ребенка возникли проблемы при выполнении заданий, это должно вас насторожить. Вероятно, Вам потребуется консультация или даже помощь такого специалиста, как логопед.
Начинать тренировать фонематический слух необходимо с тренировки неречевого слуха. Другими словами мы учим ребенка слушать и слышать звуки, которые нас окружают. Начинать такие занятия необходимо с раннего возраста. Такие игры хорошо проводить на улице. Попросите ребенка прислушаться, а потом назвать те звуки, которые он услышал. Это может быть шум ветра, звук проезжающей машины, звук закрывающейся двери и т.д. Для тренировки неречевого слуха хорошо использовать различные музыкальные инструменты: бубен, дудка, барабан, колокольчик. Предварительно проводится работа по знакомству с этими инструментами. Ребенку предлагается на них поиграть, запомнить издаваемые ими звуки. Только после этого мы можем предложить ребенку отвернуться или закрыть глаза и отгадать, какой музыкальный инструмент звучит.
В норме дети приобретают способность различать все звуки речи к началу третьего года жизни. Так утверждают такие исследователи фонематического слуха детей, как Ф. Ф. Pay, H. X. Швачкин, Л. В. Нейман. С началом обучения в школе (или ещё в детском саду) ребёнок, благодаря направленному обучению делает ещё один шаг в своём языковом сознании. Наступает этап осознания звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит – этап фонематического анализа. Поэтому не спешите учить детей читать в раннем возрасте. Первый этап – это знакомство со звуками речи, а только потом с буквой. Грамотное обучение звукобуквенному анализу и синтезу – это залог успеха в обучении грамоте в школе. Здесь потребуется достаточно квалифицированная работа, которую в дошкольных учреждениях проводят, в основном, логопеды. Хотя в настоящее время существует много литературы, ориентированной на родителей детей с речевыми нарушениями. Как практикующий логопед хочу порекомендовать родителям пособия таких авторов, как З.Е. Агранович, Т.А. Ткаченко. В этих пособиях представлена довольно подробная работа с детьми, имеющими нарушения, как звукопроизношения, так и фонематических процессов.
Закончить хочу случаем из собственной практики. Одна мама спросила как-то у меня: «Что страшного в том, что моя дочь не выговаривает и не различает несколько звуков?». Страшного ничего нет. Просто у такого ребенка в школе будет, как минимум, два нелюбимых предмета – русский язык и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Что нужно знать родителям будущих первоклассников

Что нужно знать родителям будущих первоклассников ...

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям будущих первоклассников»

Все чаще в школе встречаются дети, которым очень тяжело дается обучение чтению и письму. На письме эти дети допускают такие ошибки, как пропуски гласных звуков, замена и пропуски согласных, перестанов...

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям будущих первоклассников»

Консультация поможет родителям разобраться готов ли их ребенок к школе в области фонематического развития....

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям будущих первоклассников»

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям будущих первоклассников»....

Советы родителям "Что нужно знать родителям будущих первоклассников"

Материал для родителей дошкольников с ОВЗ по подготовке ребенка к обучению в школе....

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям будущего первоклассника, занимаясь с ребёнком дома?"

Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломн...

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям будущего первоклассника?»

Готовность к школе  будущего первоклассника очень важна.Дошкольниками занимаются дошкольные учреждения, развивающие детские организации и,конечно, родители....