Консультация Почему нельзя учить дошкольника письменным буквам!
консультация

Соловьева Галина Михайловна

Практически каждый родитель сталкивается на курсах подготовки к школе с обучением дошкольников письму.

Но нужно ли это?

Как влияет этот навык на детей?

Поделюсь выдержками из книги ученого-физиолога М.М. Безруких  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_uchit_pisat.docx94.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация 

Почему нельзя учить дошкольника письменным буквам!Детский фотограф Анастасия Фаббро

Детский фотограф Анастасия Фаббро

Практически каждый родитель сталкивается на курсах подготовки к школе с обучением дошкольников письму.

Но нужно ли это?

Как влияет этот навык на детей?

Поделюсь выдержками из книги ученого-физиолога М.М. Безруких  

«ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ». https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/39788/pub_5c5aabbc2aac0e00ad1ec9b6_5d3714a814f98000adf32ae4/scale_1200

Книга прекрасная!

На мой взгляд, она должна быть у каждого родителя, воспитателя детских садов и учителя. В продаже книги сейчас нет, Вам могу посоветовать вот эту: «КАК НАБЛЮДАТЬ ЗА РАЗВИТИЕМ РЕБЁНКА».

Сразу оговорюсь, М.М. Безруких часто упрекают в излишней мягкости. Но эта мягкость не излишняя, а научно обоснованная.

Беда в том, что часто школа и детский сад не учитывают физиологию ребенка, хотя вроде бы должны.

Но каковы основные цели у образовательных учреждений сейчас? Результаты! ЕГЭ, ГИА, ВПР, мониторинг... Согласны?

Требования школ часто не соответствуют ресурсам ребенка.

И более всего этим страдает как раз обучение чтению и письму.

Как правило, сейчас родители детей начинают учить еще в дошкольном возрасте.

  • К каким последствиям это приводит?

Для начала давайте честно ответим на вопрос: Для чего мы учимся писать?

Согласитесь, мало, кто из выпускников школы может красиво и грамотно изложить свои мысли, но именно для этого и служит письмо.

К сожалению, давным-давно задачей письма в школе стала наработка механического навыка.

Беда в том, что письмо  и чтение – это не механические навыки, а очень сложные процессы. Никогда письмо не формируется чисто технически. Одновременно с ним выполняются другие довольно сложные задачи:

  • построить систему знаков, которая соотносится с системой звуков;
  • усвоить обозначение звуков буквами;
  • представить буквенную запись как модель слова, которая отражает связь между его значением и формой.

Не говорю уже о тех мыслительных процессах, которые прячутся за письмом. Да и кому нужен механический навык в наш 21 век без умения красиво его использовать! 

Излагать свои мысли – естественная потребность

В возрасте 5 лет у  ребенка само собой возникает желание выражать свои мысли: дети пытаются писать свое имя, фамилию, подписывать рисунки, писать записки, сочинять истории, сказки и т.д.

Это благодатный период, когда задача взрослых –

развить это естественное желание детей.

  • Значит, учим писать в 5 лет?

Означает ли это, что ребенка уже надо готовить к школе и учить писать прописными буквами? Нет! Наоборот.

В последнее время трудности письма все чаще связывают именно с ранним обучением. Причем во многих и многих группах подготовки к школе учат курсивному письму по программе 1 класса, просто перенося школьную методику на малышей.

  • Почему нет?

Дети 5 лет еще не обладают физиологическими особенностями, которые нужны для того, чтобы навык письма сформировался правильно:

  • еще физически не сформированы мелкие мышцы руки;
  • не закончено окостенение фаланг пальцев;
  • у ребенка этого возраста до конца не сформированы сложнокоординируемые движения руки, кисти, пальцев;
  • в достаточной степени не сформирована нервно-мышечная регуляция;
  • не созрели структуры центральной нервной системы и механизмы зрительного восприятия;
  • не сформированы базовые познавательные функции (организация внимания, контроль деятельности, речь, артикуляция, слуховая память, организация и регуляция движения, зрительно-моторная координация).

Все эти процессы требуют длительного времени и формируются 

вплоть до 9-10 лет.

  •   Можно ли научить ребенка писать прописными буквами в 4-5 лет? 

Можно, но этот навык будет осуществляться за счет механизмов, компенсирующих недостаток развития нужных функций.

  •  А в результате... !? 

У ребенка закрепится:

  • неверная траектория движения,
  • неправильное соединение штрихов и элементов букв,
  • неустойчивость письма, а несформированность механизмов звукобуквенного анализа не позволит писать грамотно.

Все это позже исправить трудно.

Но мало того что обучение механическому письму в этом возрасте имеет негативные последствия, оно еще и блокирует естественное желание детей передавать свои мысли.

А это, по-моему, самое страшное!

Фокус внимания смещается с потребности ребенка выражать свои мысли на освоение технического навыка, который сейчас им дается с трудом и намного проще будет освоен через 2-3 года.

Вернуть же естественное желание передавать свои мысли после длительного периода, когда письмо для ребенка - натаскивание механического навыка, ох как сложно!

  •  К каким трудностям может привести раннее письмо?

Давайте сначала, определим понятие "трудности". Под трудностями обучения чаще всего понимается неуспеваемость. Но это не так.

«Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости; наоборот, высокая успеваемость, особенно, на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Сложность и в том, что именно дети с высокой успеваемостью не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а «функциональная цена» школьных успехов проявляется не сразу.

Появление трудностей письма у таких детей во 2-м классе порой воспринимается взрослыми как непонятно от чего возникшая неожиданность («В 1-м классе писал [читал] без ошибок»).

Ухудшение здоровья у детей с проблемами письма тем более не связывается с чрезмерным напряжением. Считается, что поводом ухудшения здоровья могут быть самые разные причины, но только не школьные нагрузки, перенапряжение или ежедневные микрострессы от ситуаций ограничения времени («пиши быстрее», «старайся, у тебя небрежный почерк»).

Неуспеваемость – это, как правило, результат тех школьных трудностей, которые вовремя не замечены, причины которых не ясны педагогу и родителям…

В практике школы неуспеваемость часто рассматривается не как результат комплексного воздействия школьных факторов риска, а как неспособность ребенка к обучению из-за недостаточного старания, лени и т.п.

Следует напомнить, что у более чем 90% детей, поступающих в 1-й класс (и не имеющих негативного опыта дошкольного обучения), очень высокая учебная мотивация, они хотят учиться и ходить в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю у более чем 60% первоклассников нет желания учиться». 

Другими  словами: - Ребенок пишет плохо, потому что не может, а не ленится!

Когда мы говорим о том, что ребенок, которого рано начали учить писать и читать, столкнется в школе с трудностями, это не означает автоматически, что он будет учиться на двойки.

ЕСТЬ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЧЕМ ОТМЕТКИ В ШКОЛЕ:

  • проблемы со здоровьем,
  • эмоциональное и физическое истощение,
  • отсутствие мотивации,
  • низкая самооценка,
  • неумение реализовать свои навыки и т.д.

Так что не торопитесь учить дошкольника письменным буквам,

даже если вы видите его желание писать.

  •  А что тогда делать?

Главное правило - фокусируемся на желании излагать мысли, а не на механическом навыке. Намного больше, чем обучение прописным буквам дадут:

  • свободное выражение мыслей с помощью подвижного алфавита,
  • письмо печатными буквами,
  • письмо пиктограммами,
  • рисование,
  • звуковые игры.

На канале YouTube вы можете посмотреть доклад М.М. Безруких о том, как формируется кора головного мозга, чем опасно раннее обучение письму и чтению, и познакомиться со звуковыми играми, которыми многие, к сожалению, пренебрегают, но которые на самом деле очень важны для подготовки к чтению и письму.

Оксана Левченко,

филолог, педагог, монтессори-педагог, переводчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...

Лабиринты для детей. Учим алфавит. Русские буквы.

Разгадывание лабиринтов – занятие которое любят многие дети. Зачастую лабиринты  интересны ,увлекательны и не очень сложны. Детские лабиринты способствуют развитию внимания ребенка, развива...

Елена Мазанова "Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии"

Альбом упражнений № 1 входит в комплект пособий по преодолению оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-лого...

Прописи. Письменные буквы.

Развитие графо-моторных функций....

Почему нельзя учить ребенка читать до 5 лет

Почему нельзя учить ребенка читать до 5 лет...

Кка нельзя учить ребенка просить прощения.

КАК НЕЛЬЗЯ УЧИТЬ РЕБЕНКА ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ И как самим перестать оправдываться «Мама! Я больше не буду», — говорит ребенок в сотый раз. И слышит: «Чего ты больше не будешь...

Письменные буквы(анимированные)

Деманстрационные карточки печатных и письменных букв помогают детям:освоить образцы написания букв русского алфавита, овладеть каллиграфическими навыками....