Консультация для родителей "Искусство наказывать и прощать"
консультация

Ефремова Валентина Ильинична

Воспитывая в ребенке главную "добродетель" - послушание, взрослый, не обладая способностью к полноценному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных средств самовыражения, формирует у детей "изуродованную эмоциональность", провоцирует протестное поведение. Он выводит ребенка на дорогу непослушания, "как бы подсознательно желая поддержать в своем представлении образ плохого ребенка, основного носителя зла, с которым мы непременно должны бороться" (Каган В.Е.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Искусство наказывать и прощать.

        Для начала зададимся вопросом, что же такое наказание. Наказание ребенка - это мера ограничений, которая позволяет регулировать поведение ребенка, контролировать его действия, предупреждать о том, что вокруг него есть опасности. В более старшем возрасте, когда у ребенка начинает формироваться совесть и моральное поведение, наказание уже носит другой характер - мы наказываем за конкретный поступок, за тот, который ребенок совершает сознательно, зная о том, что этого делать нельзя.

        Наказание—это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда более не переживать. 

За что и как мы наказываем детей?

При их анализе было выделено четыре группы запретов (по значимости и частоте):

1. запреты (предъявляемые преимущественно матерями), оберегающие вещи и порядок в доме;

2. запреты, связанные с безопасностью ребенка;

3. - охрана покоя взрослых и особенно отцов;

4. запреты нравственного характера, касающиеся как внутрисемейных отношений, так и правил поведения (например, не рвать книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо).

Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в отношениях с ним.Эти ответы определенным образом характеризуют стиль семейного воспитания.

       Так же обстоит дело с поощрением. Награда—это отнюдь не всегда то, что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребенком как поощрение. Приятная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое похвалили дорогие нам люди. Удовольствие от того, что нас любят и симпатизируют нам. Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и почаще переживать в будущем.

     Итак, на вопрос как правильно распределять наказания и поощрения, мы не дадим точного ответа, сколько того и другого должно приходиться на каждого ребенка. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело родителя и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу! Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины.

      Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так “хладнокровно” наказывает.

       Если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения, и урока на будущее.

        А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи.        Лучшая награда для ребенка—сознание того, что он принес радость любимым людям. Там, где символ становится главным и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя,— в семье что-то неладно.

      Прощение—это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Как же наказывать за серьезные проступки?

        Проблема меры строгости в воспитании всегда волновала родителей. Многие из них ищут ответа в книгах, другие опираются на опыт воспитания в своей семье, транслируя его в новое поколение.

      В своей книге один из известнейших зарубежных психологов Дэвид Добсон формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка.

1.Сначала установите границы - затем требуйте их соблюдения.

      Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что - не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, если вы не установили правила - не требуйте их исполнения.

2.На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.

     Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно "принять бой". Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3.Отличайте своеволие от детской безответственности.

    Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность - совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

4.Когда конфликт исчерпан - утешьте и объясните.

      Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

5.Не требуйте невозможного.

      Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что намочил постель или сломал часы, которые вы сами ему дали поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутреннего конфликта ребенка.

6.Руководствуйтесь любовью.  

        В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

     Как видите, описанные принципы сужают область применения наказания, закладывают в его основу любовь и ответственность родителей за будущее детей. Понятно, что срывы случаются и взрослые не всегда готовы спокойно реагировать на капризы, но в любом случае, чем чаще в разных ситуациях общения с ребенком мы будем использовать дружеский подход, терпеливо объяснять, исправлять, изменять сиюминутные желания на что-то более приемлемое, то обязательно будем вознаграждены. И главная награда - это любовь и доверие

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/pamyatka-dlya-roditeley-iskusstvo-nakazivat-i-proschat-3167459.html

https://www.maam.ru/detskijsad/pamjatka-dlja-roditelei-iskustvo-nakazyvat-i-proschat-683630.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/10/21/iskusstvo-nakazyvat-i-proshchat

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549965/ребенка!

Памятка для родителей

«Искусство наказывать и прощать»

  • Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
  • Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  • Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
  • Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
  • Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
  • Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
  • Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
  • Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
  • Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
  • Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  • Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  • Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
  • Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
  • Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Искусство наказывать и прощать!"

Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка.Памятка «Искусство наказывать и прощать».Памятка родителям от ребенка....

Консультация для родителей: "Искусство наказывать и прощать"

Консультация для родителей: "Искусство наказывать и прощать"....

Консультация «Искусство наказывать и прощать»

Консультация «Искусство наказывать и прощать»...

консультация для родителей "Исскуство "Наказывать или прощать"

Консультация для родителей по столь щипитильной теме , как наказание и всепрощение...

консультация для родителей "Искусство наказывать и прощать"

Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на хара...

Консультация для родителей «Искусство наказывать и прощать»

          У вас часто возникает вопрос, как правильно общаться со своим ребенком, не правда ли? И это не странно, ведь нам часто кажется, что мы делаем все верно, подби...