консультация для родителей по сенсорному воспитанию
консультация (младшая группа)
Предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей и подборку дидактических игр для младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры для сенсорного развития дошкольников»
Работая с детьми дошкольного возраста могу сказать, что не все дети к четырем годам усваивают такие понятия как: форма, цвет, величина предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как:
- форма
- цвет
- величина
- положение в пространстве
- запах
- вкус
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Выдающиеся ученные в области дошкольной педагогике и психологии (А.В. Запорожец, А.П. Усова. Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, его объем и размер у ребенка должны быть хорошо развиты не только окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, а так же мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированы движения мышц обеих рук. Что бы познакомиться с каким – нибудь предметом его нужно изучить:
— трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие – то действия, которые называются моторными.
Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные, тем быстрее они станут умелыми.
Все это безусловно облегчает развитие и обучение детей.
Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.
Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.
Приведу для примера дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Игры на развитие тактильных ощущений.
«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной
формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела,
пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не
заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы,
различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки
широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его
признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький,
узкий — широкий и т. д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в
данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в
разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно
рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и
складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный
платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на
ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы:
стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая
бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная
ваза и др.
«Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры,
одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую
фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Догадайся, что за предмет». На столе разложены различные объемные
игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа,
зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и
непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь
определить предметы и назвать их.
«Найди пару». Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной
бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными
глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Найди ящичек». Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные
различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой,
линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки
материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь
определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке». Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные
горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др.
Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти
мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис,
гречка, горох, фасоль, бобы).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
«Найти предмет указанной формы». Ребенку предлагают назвать модели
геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов,
по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник,
ромб).
«Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку,
какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в
ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур
и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора
следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных
предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например,
круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и
предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из четырех
геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один
треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю
фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки. Варианты:
группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять
принцип группировки.
«Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2—3 геометрических
фигур по образцу. Варианты: составить конструкцию по памяти, по
описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части
из множества предложенных деталей (8—9).
«Определи правильно». Ребенку предлагают по рисункам определить, из
каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо).
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.
«Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Палочки в ряд». Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной
длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей. Варианты:
детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины
ромбы разного цвета и формы.
«Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной
длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая
самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина,
ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а
красная лента короткая и широкая».
«Пирамидки». Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно
рассыпаны и перепутаны на столе.
«Матрешки». Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и
более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
«Разноцветные кружки». Положить кружки друг на друга по порядку,
начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого
последующего кружка. Назвать цвета. Варианты: собрать одновременно две
стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине,
другую — по возрастающей величине.
«Разложи по размеру». Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размер натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из
картона: грибочки, морковки и др. Варианты: дается контурное изображение
предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро,
чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
«Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить
предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
«В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по
пяти коробкам в зависимости от размера.
«Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют,
какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного
цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один
из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с
изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку
предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить
карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением
помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона
— желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог
Показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные
варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с
изображением оттенков данного цвета.
«Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды,
на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают
гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
«Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика
из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование
цветов в образце.
«Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну
половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку.
Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый).
«Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены
разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог
говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные».
(Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья
зеленые и т. д.).
«Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов
разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета,
упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-
красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям
демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог
рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали
бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого)
и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие
цвета, но отличающиеся оттенками.
«Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями
двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник,
незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает
назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие;
мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие
цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
«Укрась мостик». Картинка с шариками (у шариков только контуры),
Расположенными в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов жёлтого
и красного цвета (по четыре каждого цвета). Ребёнку предлагается
чередовать овалы по цвету, выкладывая их на контур шариков.
Я рекомендую родителям данные игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложите им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Расскажите, из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру. Можно придумать сказки. В которых живут геометрические фигуры, для этого предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке расскажите об особенностях каждой геометрической фигуры, предложите ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-309902-1381139926.jpg)
Консультация для родителей "Значение сенсорного воспитания"
В статье раскрываются задачи стоящие перед каждым возрастным периодом по воспитанию сенсорной культуры ребенка, а также даются советы по организации в семье предметно- развивающей среды по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-315415-1453111665.jpg)
Консультация для родителей. Тема: "Сенсорное воспитание детей в повседневной жизни"
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются этал...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/04/picture-541960-1636006932.jpg)
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания». Данный материал будет полезен воспитателям при подготовке материала к родительскому собранию или проведению консультации по данной те...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-668719-1445276110.jpg)
Консультация для родителей.Роль сенсорного воспитания для детей раннего возраста.
Консультация для родителей группы раннего возраста.Роль сенсорного воспитания для детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-668719-1445276110.jpg)
Консультация для родителей.Роль сенсорного воспитания для детей раннего возраста.
Консультация для родителей группы раннего возраста.Роль сенсорного воспитания для детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-755718-1455455271.jpg)
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»
Сенсорное воспитание — это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-808628-1473268349.jpg)
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»
Консультация для родителей«Значение сенсорного воспитания» Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его...