Консультация для родителей "Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры"
методическая разработка (старшая группа)

Александрова Мария Сергеевна

Информационный материал представляет собой подробный ответ для родителей дошкольников особенно старшего возраста о необходимости организации игр с определенным сюжетом не только в детском саду, но и в домашних условиях с вовлечением взрослых людей (мам, пап, бабушек, дедушек, младших и старших сестер и братьев). Это дает возможность сблизиться с ребенком, лучше узнать его интересы, направить или постараться изменить агрессивное поведение в положительное русло. В помощь родителям представлены наиболее интересные и любимые детьми сюжетно-ролевые игры, позволяющие охватить и проиграть различные проблемные ситуации, "примерить" различные роли, спроектировать возможные диалоги, подобрать и расширить интересный игровой материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_sri_doma.pptx481.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры» Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома? От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто - то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого. Сколько времени нужно уделять игре? Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.

Слайд 2

Роль родителей в игре Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом, его воспитывая. Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр: 1 . Игра не должна строиться на принуждении. 2 . Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки. 3 . Старайтесь, чтобы игра имела развитие. Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло. Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

Слайд 3

Роль родителей в игре (продолжение) Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой. Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно, стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к «чудищу», в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.

Слайд 4

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника Сюжетно-ролевые игры играют немаловажную роль в развитии ребенка . В таких играх существуют определенные правила, которые воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, что способствует формированию характера . Наиболее часто дети берут за основу профессиональную деятельность (доктор, летчик, продавец, учитель), семейную жизнь, сказочные сюжеты (кукольный театр). Во время игры дети учатся соблюдать оговоренные правила и достигать компромиссов. Сюжетно-ролевые игры развивают фантазию ребенка, учат смотреть на ситуацию с разных сторон. Понаблюдав за тем, как дети играют в семью, вы и сами можете узнать много нового. В игре воспроизводится действительность, несколько искаженная, но все же. И если Ваш ребенок, играя роль мамы, бегает по дому и вечно куда-то опаздывает, а играя роль папы – чаще всего лежит на диване и смотрит телевизор, есть повод задуматься . Детские ролевые игры могут быть организованы для единственного участника – ребенка, с интересующим его (в соответствии с возрастом и полом) дополнением. Сюжетно ролевые игры для девочек направлены, исходя из их природного предназначения, на их инстинктивное предназначение – игра в дочки-матери и т.п. Далее ролевые игры подчиняются их увлечениям («Парикмахерская», «Супермаркет», «Кухня»), настроению, предпочтениям или увлечениям («Русалочка», «Барби и Кен», «Домик Барби», «Ветлечебница» и пр.).

Слайд 5

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника (продолжение) Купить сюжетно ролевую игру для мальчика , означает осчастливить его на достаточно длительный промежуток времени игровым набором, также в соответствии с его увлечениями –«Парковка», «Гонки», «Трек» и т.д. Не стоит думать, что игра в одиночестве (в окружении игрушечных героев, игровых наборов и атрибутов) является поводом подозревать ребенка в неуверенности или замкнутости. Таким образом, ребенок моделирует свой мир, определенные ситуации, прожив, проиграв которые он становится более уверенным и твердым в реальных жизненных ситуациях. И, естественно, великолепной терапией от детских страхов и неуверенности являются сюжетно-ролевые игры в детском саду (в любой детской компании под руководством взрослого опытного руководителя). Недаром в современных детских дошкольных учреждениях приветствуются и одобряются именно ролевые игры с участием воспитанников, с активным вовлечением в действие разновозрастных детей и взрослых . Немаловажное значение имеют и детские костюмы для ролевых игр. Ребенок, имея соответствующее облачение лучше понимает, осваивает и воплощает доверенный ему образ. Именно благодаря детским костюмам для ролевых игр, которые являются для малыша определенной страховкой и поддержкой («Даже если забуду слова, все равно все поймут, кто я такой») у ребенка получаются яркие и уверенные игровые образы.

Слайд 6

Приведем пример некоторых сюжетно-ролевых игр, в которые ребенок может поиграть дома со взрослыми или с игрушками (куклами, плюшевыми игрушками и др .) Игра «Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка Игровые проблемные ситуации : «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы). Сюжет: «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал. Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы

Слайд 7

Игра «Детский сад» Задачи: Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Роли : воспитатель, помощник воспитателя, логопед, заведующая, повар, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, медсестра, врач, дети , родители. Игровые действия: Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры. Помощник воспитателя следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду... Логопед занимается с детьми постановками звуков, развитием речи... Музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя. Игровые ситуации : «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», « На музыкальном занятии», «На физкультурном занятии», «Осмотр врача», «Обед в д/саду» и др. Игровой материал: тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.

Слайд 8

Игра «Школа» (для детей подготовительного к школе возраста) Задачи : Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты ). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе. Роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка. Игровые действия : Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (родитель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности. Игровой материал : портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных.

Слайд 9

Игра «Поликлиника» Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные. Игровые действия : Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. Игровые ситуации: «На приеме у лорврача », «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др. Игровой материал : халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Слайд 10

Игра «Аптека» Задачи : вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты) Игровые действия : Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы. Игровой материал : халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лекарственные травы.

Слайд 11

Игра «Магазин » Задачи : вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения . Роли : директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица . Игровые действия : Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают , продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар , звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение. Игровые ситуации : « В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани », «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары». Игровой материал: весы , касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники , товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

Слайд 12

Игра «Парикмахерская» Задачи : расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера. Воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу Роли : парикмахеры –дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты . Игровые действия : Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером , платят в кассу, благодарят за услуги . Парикмахер моет волосы , сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном , дает рекомендации по уходу за волосами. Игровой материал : зеркало , набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки , деньги , швабра, ведра, тряпки для пыли , для пола.

Слайд 13

Игра «Строительство» Задачи : Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах. Закреплять знания о рабочих профессиях. Воспитывать уважение к труду строителей. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Роли: строитель , каменщик, шофёр, грузчик. Игровые действия : Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта. Игровой материал : планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.

Слайд 14

Игра «Библиотека» Задачи : отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение. Роли : библиотекарь, читатели. Игровые действия : Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал. Игровой материал : формуляры, книги, картотеки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как играть дома в сюжетно-ролевую игру»

Консультация для родителей «Как играть дома в сюжетно-ролевую игру»...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Консультация для родителей «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры» ( 13.04- 17.04)

Воспитывают у детей умение контролировать свое поведение.Игры развивают фантазию ребенка, учат смотреть на ситуацию с разных сторон. развивают воображение ребенка, а также у детей появляется возм...

Консультация для родителей " Учимся играть дома в сюжетно- ролевые игры"

Сюжетно-ролевыеигры развивают фантазию ребенка, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, что способствует формированию характера...

Консультация для родителей «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры»

Сюжетно-ролевая игра для детей и родителей "МАГАЗИН"  в формате "СИДИМ ДОМА"  -  "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ"...

Консультация для родителей «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры»

Сюжетно-ролевая игра для детей и родителей "МАГАЗИН"  в формате #сижудома  - поиграем вместе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УЧИМСЯ ИГРАТЬ ДОМА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ»

Игра – это основное и самое главное занятие детей дошкольного возраста. В процессе игры дети познают мир, развиваются, учатся общаться друг с другом, примеряют на себя различные ситуации из личн...