ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЖИВОПИСИ
статья

Развитие интереса к искусству, в частности к живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probuzhdenie_interesa_k_zhivopisi.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБУЖДЕНИЕ  ИНТЕРЕСА К  ЖИВОПИСИ

 Интерес к искусству, в частности к живописи ( так же как, впрочем, и к
чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж
сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги сле-
дует с большой осторожностью.
 При самых лучших намерениях есть риск начать не с того. Мы говорим:
«Надо обязательно сходить в музей», «Это непременно надо увидеть»,
«Это так интересно». Но доводы, вполне убедительные для взрослого,
вряд ли подействуют на ребенка. Мало надежды, что после ваших слов у
него проснется интерес к искусству и тем более желание бежать в музей.
  Скажите честно: знаете ли вы сами, почему в музей идти стоит? Каковы
ваши собственные воспоминания о первом знакомстве с картинной гале-
реей? Если смутные или не слишком радужные, лучше оставить их при
себе. Вам было скучно тогда – ребенку  будет скучно теперь: скука вещь
заразительная. Если же, напротив, впечатления остались приятные, по-
старайтесь в них разобраться. Не ищите рациональных объяснений; забудь-
те все, что вы успели узнать с тех пор, вернитесь к своему раннему опыту.
С него и надо начинать, именно его и надо попытаться передать детям.
  Вы наверняка без особых усилий сможете воскресить в памяти то, что в
свое время запало вам в душу: само произведение, зал, где вы его увидели,
деталь картины или скульптуры. Пусть это будет мимолетное ощущение,
атмосфера, цветовое пятно, отзывы знакомых о какой-то выставке, наконец,
репродукция в журнале или в книге. Постарайтесь передать ребенку возник-
шие у вас чувства – без ученых рассуждений, своими словами.
   В любом случае главным отправным моментом должен стать интерес, ко-
торый вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребён-
ку. Расскажите ему, какая картина вам нравится, а какая нет, какая забавля-
ет вас или представляется загадочной. Скорее всего ему захочется узнать
почему, захочется проникнуть в эту тайну. Более того: если вы сами не мо-
жете определить, почему картина вызывает у вас ту или иную реакцию, смело признайтесь в этом. Поинтересуйтесь мнением ребенка; не исклю-
чено , что он сам подскажет вам ответ. Неважно, за что ценят картину иску-
шенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей. Вы
приоткрываете перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрас-
ного. Ваши слова, минуты задушевного общения и взаимного доверия важнее любых поучений.
   Не забегайте вперед, не распространяйтесь заранее о том, что вы собирае-
тесь показать ребенку. Вы лишите его радости самостоятельного открытия.
Восторгаться тем, чего человек- будь он большой или маленький – еще не
знает, не видел, не читал и т.д., -  занятие весьма неблагодарное. Поэтому
не увлекайтесь, иначе ребенок почувствует себя лишним там, где вы уже
освоились. Если вы станете на все лады высказывать собственные впечатле-
ния, чувства и оценки, что же останется ему самому? Дайте ему возможность
сосредоточиться, собраться с мыслями. Конечно, если вы просто молча стои-
те перед картиной, к которой хотите привлечь его внимание, это ему вряд ли
поможет. Но говорить слишком много и слишком уверенно, пожалуй, еще
хуже.
  Если ребёнок не разделяет ваших пристрастий, предоставьте ему свободу.
Вы дали ему первый толчок – теперь доверьтесь его собственному выбору;
ваше личное мнение для него лишь отправная точка. Определите, на что он
обращает внимание. Идите за ним из зала в зал: рано или поздно он перед
чем-то остановиться, даже если до этого успеет равнодушно пройти мимо
какого-нибудь общепризнанного шедевра. Вы  сможете вернуться с ним к
этому шедевру позднее. Ваша задача – подготовить и подтолкнуть ребёнка
к первой встрече с прекрасным; не вам решать, где и когда она произойдет.
  На первом этапе не стоит пытаться дать детям стройную систему знаний
с учетом хронологии, истории развития цивилизации и художественных сти-
лей. Если позднее ваш ребенок захочет изучать искусство углубленно, это
будет уже совсем другое дело. Со временем он сумеет приспособиться к
определенным требованиям. А пока что ваша цель – доставить ему радость,
простую, но редкую радость: способность видеть. Эта способность разовьется
у ребёнка только тогда, когда он будет свободно решать, на что именно смо-
треть, долго или недолго стоять перед какой-то картиной – в общем, станет
сообразовываться исключительно с собственными желаниями.

                                                  ЛИТЕРАТУРА

 Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве. Первая книга
об искусстве для детей, адресованная взрослым.