Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_matematika.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №162»

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений

Подготовительная группа

Воспитатель:

Рудакова Валентина Ивановна

I квалификационная категория

г. Сухиничи ,2019 учебный год


В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

  • счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;
  • предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
  • узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал);
  • основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
  • сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вмести с детьми

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

Игры со счётными палочками.

1. «Игра с палочками»

на столе ставятся коробки со счётными палочками по числу играющих. По сигналу надо правой рукой выкладывать по одной счётной палочке из коробки придерживая её при этом левой рукой. Затем, также по одной палочке убирать обратно.

Во время игры нужно спрашивать у ребёнка: какой рукой он работал? Сколько палочек на столе? Сколько палочек в руке? И т. д.

2. Игра «Построй колодец».

Предложить ребёнку выложить в беспорядке 10-15 палочек. С помощью двух пальцев ребёнок может сначала построить «колодец», а затем разобрать его.

Игра «Кто больше? ».

Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц. По команде игроки в течении минуты откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить задание: откладывать пуговицы левой рукой, откладывать пуговицы с закрытыми глазами.

Если ребёнок не справляется с освоением какого-либо раздела па математике, я занимаюсь с ним индивидуально, а родителям объясняю и рассказываю, как закрепить знания ребёнка в игровой форме дома, что для этого необходимо делать. С родителями детей, не справляющихся с программой такие консультации я провожу еженедельно, рассказывая о том, чем занимались на занятиях и на что им следует обратить внимание, рекомендуем различные игры.

Игра «Что изменилось? »

Игра проводится с игрушками, они меняются местами, а ребёнок говорит, что изменилось, начиная с трёх предметов в средней группе и постепенно увеличивая до 10 в подготовительной группе.

Игра «Чего не стало? »

Поставить в ряд 10 игрушек (картинок, а в средней группе меньше. Предложить ребёнку пересчитать их и запомнить расположение, а затем закрыть глаза. Убрать 1 или любые две игрушки, после этого ребёнок открывает глаза, а взрослый задаёт вопросы:

- игрушек стало больше или меньше?

- какие игрушки исчезли?

- за какими игрушками они стояли?

- какая игрушка была первой? и т. д.

Я рекомендую развивать наблюдательность у ребёнка. Это очень важно. По дороге из детского сада обращать внимание на то, какие изменения произошли.

II Счёт

Я всегда говорю родителям, что считать можно всё что угодно, если ребёнку это интересно, используйте для счёта любой подходящий повод: пересчитывайте ступеньки на лестнице, тарелки, чашки, игрушки, книги на полке, машины или голубей во время прогулок. Ребёнок может не только пересчитывать предметы, но и сопоставлять их количество. Это очень удобно делать накрывая на стол. Родитель может предложить ребёнку : «Давай посчитаем, сколько человек сядет за стол? Сколько нам нужно тарелок? Разложи столько вилок, сколько тарелок стоит на столе. Поставь столько же чашек, сколько на столе блюдец. Положи по одной салфетке возле каждой тарелки. Посчитай сколько салфеток положили и т. д. » Можно считать фрукты в вазе, да всё что угодно.

Хорошим помощником в овладении счётом являются всевозможные настольные игры: лото, домино, игры-ходилки (с кубиком). Домино лучше «как взрослое» с точечками. Игры- ходилки дети очень любят и вместе с игрой легко осваивают счёт.

Можно играть с детьми в математический вариант игры «Холодно-горячо». Спрятать в комнате игрушку, и пусть ребёнок попробует её отыскать, выполняя словесные инструкции, например такие: «два шага вперёд, три шага влево и т. д. 2 В данной игре ещё развивается и закрепляется ориентировка в пространстве.

Для закрепления навыков счёта я рекомендую родителям поиграть с детьми в следующие игры:

1. «Найди пару»

Надо взять карточки с нарисованными на них мелкими предметами или кругами. Называть ребёнку разные числа и просить его найти соответствующую карточку, затем можно поменяться ролями. При этом хорошо будет, если взрослый будет иногда допускать как бы ошибки.

2. «Назови число» или «Назови соседей»

Взрослый бросает мяч и называет любое число, например 4. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседей( 3, 5) Аналогично проводится

игра «Какое число пропущено? », «На один больше – меньше», «Предыдущее число», «Последующее число».

3. Для овладения счётом хороши словесные игры;

«Я задумал число»

Взрослый говорит ребёнку «Я задумал число, оно на 1 больше 6. Какое число я задумал? »

Или другой, более сложный вариант: «Я задумал число, прибавил к нему 1, получил 3. Какое число я задумал? »

4. Для закрепления состава числа я рекомендую родителям следующие игры:

«Сколько в другой руке? »

Играют вдвоём. Для игры необходимы мелкие предметы (пуговицы, детали мозаики, бусины и др.) Взрослый говорит ребёнку: «У меня 6 бусинок, в одной руке 3 (показывает). Сколько в другой руке? » Если ребёнок отвечает правильно. Можно поменяться ролями, пусть он прячет бусины. При этом можно намеренно ошибаться и исправлять их во время игры.

«В какой руке сколько? »

Водящий взрослый берёт в две руки 6 бусинок и предлагает ребёнку догадаться в какой руке сколько, но при этом сообщает, что всего бусинок 6. Ребёнок называет различные варианты. В дальнейшем можно поменяться ролями.

III Величина

Игра «Что, кто больше? »

Ребёнок по памяти сравнивает некоторые знакомые предметы. (Машина-автобус, котёнок- кошка и др.) Здесь можно использовать игры с мячом. «Что бывает высоким, низким, далёким, близким, широким и т. д»)

IV Измерение

Во время приготовления обеда можно спросить ребёнка, где больше воды в кастрюле или в чайнике, чашке или стакане и т. д.

V Ориентировка во времени

Для закрепления временных понятий я рекомендую родителям обращать внимание детей на действия, которые происходят в определённые отрезки времени, спрашивая у детей «Когда мы будем завтракать, обедать, ужинать? » когда происходят те или иные события, активно используя слова: вчера, сегодня, завтра.

VI Геометрические фигуры

1.Составление геометрических фигур из счётных палочек

2. Составление геометрических фигур из ниток и палочек

-составить квадрат. Треугольник маленького размера

- составь маленький квадрат, затем большой квадрат

- составь прямоугольник с верхней и нижней стороной 3 палочки, а левая и правая 1 палочка

- составь из ниток фигуры: круг, овал, квадрат и т. д.

3. Игра «Помоги Незнайке найти и исправить ошибку»

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены. Заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресован Незнайке или любому другому герою. Ошибка может состоять в том, что в группе кругов может оказаться треугольник. А в группе синего цвета фигуры зелёного и т. д.

4. Игра «Найди такой же формы»

Ребёнок ищет в окружающем, предметы круглой, квадратной, треугольной и др. форм.

VII Развитие логического мышления

1. Словесная

игра «Концовки»

Ребёнок должен закончить предложение:

«Если стол выше стула, значит стул… .

«Если кресло мягче дивана, то диван… .»

2.

Хитрые вопросы

- Что может быть как горячим. Так и холодным? (кастрюля, чайник, суп и т. д.)

-Что никогда не поместится в кастрюлю? (её собственная крышка)

- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой) и др.

3. Логические задачи

- Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (груша)

-у стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется (5) и др.

Вот такие игры и упражнения я предлагаю родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения....

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений

В непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес ...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.

       Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием и...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений у дошкольников на тему:«Математические игры в домашних условиях»....