Игры и упражнения для дошкольников с ОНР на развитие слухового внимания и памяти дома с родителями
статья (старшая группа)

Косаченко Элеонора Константиновна

       Хорошо развитое слуховое внимание  является основой для формирования у детей навыков звуко-буквенного анализа и дальнейшего успешного обучения грмоте. Обучение восприятию на слух не речевых и речевых сигналов проводится с целью развития слуха детей и обогащения их представлений о звуках окружающего мира, а так же для оказания положительного влияния на формирование их устной речи, которая является основным средством коммуникации и социлизации людей.

       Данная подборка игр и упражнений совместно с родителями, способствует улучшению речи ребенка и дает высокую результативность при  коррекционной работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_slu.vnim_._i_pamyati.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

для дошкольников с ОНР

на развития слухового внимания и памяти дома с родителями.

     Для того чтобы добиться правильного произношения звуков родного языка, необходимо научить ребенка воспринимать звуки. Только полноценное восприятие звуков, умение различать их позволит не допускать ошибок при произношении.

      Наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. Фонематический слух – слух на звуки речи – связан со слуховой функцией, а, следовательно, надо начинать с развития слухового внимания и слуховой памяти.

      В старшем дошкольном возрасте, большое внимание уделяется формированию фонематического слуха, хорошее развитие которого необходимо при обучении чтению и письму. Старший дошкольник должен уметь не только воспринимать звуки, но и различать их по звуковому составу, по отдельным признакам (твердости – мягкости, звонкости – глухости). Детям нужно научиться произвольно концентрироваться на воспринимаемом тексте, понимать на слух поставленную задачу. От родителей требуется, чтобы создавалась такая домашняя среда, которая была бы направлена на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Это не только специальные игры и упражнения, но и весь образ жизни семьи.

  • Речь и слушание взрослого должны быть примером для подражания ребенка: Родители сами должны соблюдать интонационную выразительность речи, учить умению слушать друг друга, не кричать при общении, обращать внимание малышей на красоту природных звуков, различая их по высоте, тембру, ритму.
  • Исключать в доме раздражающий шум, который рассеивает внимание детей, приводит к напряжению слуха.
  • Организовывать разнообразный досуг дошкольника, посещая с ними музыкальный театр, детские театральные постановки с музыкальным сопровождением, в семейном кругу проводить игры – драматизации по народным сказкам, потешкам, стишкам.
  • Создавать развивающую предметную среду, предлагая детям обучающие (дидактические) игры, прослушивание дисков с песенками, сказками, пополнять игровой уголок музыкальными игрушками: флейта, детское пианино, губная гармошка, ксилофон.
  • Если есть возможность, предложить ребенку посещение музыкального или хорового кружка.

Игры и упражнения

для развития слухового внимания и памяти

«Какие машины стоят в гараже?»

       Игра развивает слуховое восприятие, учит различать звуки по тембру, высоте, помогает интересно проводить досуг нескольким детишкам. Взрослый предлагает ребятам построить гараж, куда помещаются все машины, какие есть в игровом уголке. Ведущий договаривается с игроками, с какими звуковыми сигналами машины будут стоять в разных отсеках. Отсеки можно выделить цветом, например, в красном – машины с высоким звуком (небольшие автомобили «би-би»), в синем – с громким и низким звуком (профессиональные машины: пожарная, грузовик). Каждый ребенок должен запомнить свой сигнал и стараться его воспроизвести. Сюжеты игры могут быть разные: «все машины разъезжаются по своим делам», «пропускают пожарную машину», «грузовики везут на стройку груз», «автобусы везут детей на экскурсию».

«Вспомни цвет и раскрась»

      Дидактическая игра на развитие слухового восприятия, соотнесения зрительного образа со слуховым. Взрослый предлагает дошкольнику внимательно послушать стихотворение и вспомнить, какие цвета там были указаны, чтобы потом раскрасить соответствующую картинку. Родители сами могут сочинять подобные веселые стишки для своих деток.

«В саду стоит зеленый дом,
Крыша красная на нем,
Рыжий пёс на страже.
На заборе голубом,
Сидят воробышки вдвоем,
Чирикают отважно:
«Увильнули, наконец,
От собаки строгой,
Можно отдохнуть нам, братец,
Подремать немного!»

«Нарисуй, что услышал?»

       Упражнение направлено на формирование слухового внимания и восприятия, умения запоминать, воспроизводить услышанное. В комплексе развиваются моторно-двигательные ощущения. Взрослый предлагает дошколенку послушать стихотворные строки, запомнить все образы и по памяти зарисовать их. Для малышей все предметы, изображенные в стихах, должны быть знакомы и несложны для изображения. Поддержать интерес к заданию можно, если развешивать рисунки ребенка на стене или вместе с ним создать альбом.

Стихотворение А. Ахундовой:

«Шар воздушный, шар воздушный
Вырывается из рук.
Непослушный, непослушный –
К потолку взлетает вдруг.
Надо мне его поймать
И за хвостик привязать».

Или стихотворение С. Маршака:

«Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.»

«Послушай и повтори»

        Взрослый хлопает в ладоши или отстукивает мячом определенный ритм, дошколенок повторяет без ошибок. Начинать нужно с достаточно простых заданий, постепенно переходя все к более сложным. Как вариант, в старшем дошкольном возрасте ребенок может уже действовать по инструкции: «сделай три коротких и два длинных хлопка».

«Музыкальный вечер»

      Можно организовать, как семейный досуг. Участникам выдают по две карточки: одна – яркая для веселой бодрой музыки, другая – в пастельных тонах для грустной мелодии. Ведущий предлагает послушать внимательно записи музыкальных произведений и показать соответствующую карточку. Выигрывает тот, кто был самым внимательным.

Как более сложный вариант, детям предлагают угадать, какой музыкальный инструмент прозвучал в услышанной мелодии.

«Стихотворный вечер»

     Аналогичное упражнение проводится со стихотворным рядом. Взрослый начинает читать знакомое ребенку произведение, тот должен продолжить его. Выигрывает игрок, который ни разу не ошибся. Такое упражнение не только тренирует слуховую память, но и дает возможность расширять словарный запас, учит мыслить, будит воображение.

«Тройка»

Это задание для тренировки слуховой памяти. На этот раз вам предлагаются ряды из трех слов, которые взрослый произносит ребенку. После этого взрослый  называет лишь первое слово в каждом ряду, а ребенок должен произнести два остальных:

* ПРЯЖА - НИТКА -СВИТЕР;

* СИРЕНЬ - ВАЗА -ЦВЕТЫ;

* РЕЛЬСЫ - ШПАЛЫ -ПОЕЗД;

* МУКА - ТЕСТО -БУЛКА;

* ОКНО - КРЫША -ДОМ;

* МАЛЫШ - ВЗРОСЛЫЙ -СТАРИК;

* ДЕТИ - МАМА -ПАПА.

 «Запоминай-ка»

Упражнение  на развитие слуховой памяти

      Родитель читает вслух один раз следующие пары слов, которые предстоит запомнить ребенку: БУЛКА – МУКА; СЕСТРА –БРАТ; СВИТЕР –НИТКА; ПАПА –СЫН; ВАГОН –РЕЛЬСЫ. Уточняет у ребенка, запомнил или нет? А теперь проверим: из каждой пары ребенок должен называть лишь первое слово, а второе произносит родитель.

Упражнение «Кодировка»

       Это задание рассчитано на работу в паре. Родитель  медленно и лишь один раз читает ряды слов. Задача ребенка -запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда

 слов. Для начала лучше использовать кодировка из тре слов, далее усложнять.

СЫН, ОБЛАКО, КОШКА - получается закодированное слово СОК.

-МАМА, ИСКРА, РОДИНА

-КРАСКА, РОМАШКА, ЕДА,МОРЕ

-ГРАЧ, ОБЛАКО, РЕКА, АПЕЛЬСИН

-СОН, ВАТА, ЕЛЬ, ТЕМ

"Каскад слов"

      Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Попросите ребенка повторять завами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т.д. (интервалымеждусловами-1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

1. Огонь

2. Дом, молоко

3. Конь, гриб, игла

4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь

5. Крыша, пень, вода, свеча, школа

6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб

7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын

8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед

9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки

10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник

       Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. Помимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников с помощью игр- занятий

В статье рассматривается развитие слухового внимания и памяти у дошкольников с помощью игр- занятий...

Игры, упражнения по теме: «Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, обеспечение положительной мотивации при выполнении заданий у детей с ФФН»

Игры, упражнения по теме: «Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, обеспечение положительной  мотивации при выполнении заданий у детей с ФФН»...

Игры на развитие слухового внимания и памяти

Предлагаются игры на развитие слухового внимания и памяти для использования на логопедических занятиях....

Игры на развитие слухового внимания и памяти у дошкольников

Картотека игр на развитие слухового внимания и памяти для детей от 2х до 7лет...

Игры на развитие слухового внимания и памяти

Уважаемые родители! Предлагаю Вам игры на развитие слухового внимания и памяти, в которые Вы сможете поиграть с ребенком дома и тем самым повысить речевой уровень Вашего ребенка. Хлопни в ладоши ...

Развитие слухового внимания и памяти на логопедических занятиях

В статье отражены основные приемы развития слухового внимания и памяти как необходимого условия для понимания речи и совершенствования речевой функции....