Статья на тему "Развитие взаимопонимания".
статья (младшая группа)

Михайлова Светлана Александровна

Взрослые редко объясняют ребёнку причины своих запретов, а если и делают это, то на очень "взрослом" языке. Малышу, например, непонятно множество абстрактных понятий ("опасность", "смерть", "позор" и др.), которые он пока ещё не постиг на собственном чувственном опыте.

Любой запрет нужно постараться объяснить ребёнку на языке, доступном его пониманию и уровню развития. Существует масса способов сделать это:

Совсем маленькие дети прекрасно понимают язык жестов, мимики, интонации, эмоциональных проявлений. Например, годовалому ребёнку лучше мимикой и жестами передать всю мощь опасности, которая скрывает в себе та же розетка, чем объяснять, что такое ток.

Дети познают окружающий мир непосредственно через органы чувств, поэтому объяснения должны сопровождаться ощущениями. Например, если мы хотим научить ребёнка опасаться горячего, можно дать ему потрогать сначала тёплую воду, потом горячее, потом ещё горячее. Если мы используем в речи абстрактные понятия, они должны сопровождаться информацией, которую ребёнок сможет воспринять через чувственный опыт (увидеть, услышать, потрогать, понюхать или попробовать на вкус).

Нельзя недооценивать язык сказки, метафоры, иносказания. Маленькие дети прекрасно понимают этот язык. Придумайте сказки, которые иллюстрируют негативные последствия тех запретов и ограничений, которые вы используете по отношению к своему ребёнку. Идеальный вариант - если  ребёнок станет вашим соавтором, это поможет ему рассмотреть ситуацию с разных сторон и научить делать собственные выводы. 

Общаясь с ребёнком, необходимо учитывать его возрастные особенности. Например, у двухлетнего ребёнка мышление пока наглядно-действенное, поэтому логические выводы на него не действуют. Бесполезно апеллировать к его совести и самооценке. Гораздо эффективнее в этом возрасте действуют "отвлекающие манёвры".

Разнообразных психологических приёмов великое множество, и вы, как родитель, сами можете определить, какие из них будут приняты вашим ребёнком. Освоение практики конструктивного запрета поможет родителям повысить свою поведенческую гибкость, найти творческие подходы, меньше давить на ребёнка, доверять и предоставлять ему больше свободы. Такие запреты и ограничения будут не только развивать у ребёнка чувство ответственности за собственный выбор, но и способствовать развитию его личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие взаимопонимания14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие взаимопонимания

Взрослые редко объясняют ребёнку причины своих запретов, а если и делают это, то на очень "взрослом" языке. Малышу, например, непонятно множество абстрактных понятий ("опасность", "смерть", "позор" и др.), которые он пока ещё не постиг на собственном чувственном опыте.

Любой запрет нужно постараться объяснить ребёнку на языке, доступном его пониманию и уровню развития. Существует масса способов сделать это:

Совсем маленькие дети прекрасно понимают язык жестов, мимики, интонации, эмоциональных проявлений. Например, годовалому ребёнку лучше мимикой и жестами передать всю мощь опасности, которая скрывает в себе та же розетка, чем объяснять, что такое ток.

Дети познают окружающий мир непосредственно через органы чувств, поэтому объяснения должны сопровождаться ощущениями. Например, если мы хотим научить ребёнка опасаться горячего, можно дать ему потрогать сначала тёплую воду, потом горячее, потом ещё горячее. Если мы используем в речи абстрактные понятия, они должны сопровождаться информацией, которую ребёнок сможет воспринять через чувственный опыт (увидеть, услышать, потрогать, понюхать или попробовать на вкус).

Нельзя недооценивать язык сказки, метафоры, иносказания. Маленькие дети прекрасно понимают этот язык. Придумайте сказки, которые иллюстрируют негативные последствия тех запретов и ограничений, которые вы используете по отношению к своему ребёнку. Идеальный вариант - если  ребёнок станет вашим соавтором, это поможет ему рассмотреть ситуацию с разных сторон и научить делать собственные выводы. 

Общаясь с ребёнком, необходимо учитывать его возрастные особенности. Например, у двухлетнего ребёнка мышление пока наглядно-действенное, поэтому логические выводы на него не действуют. Бесполезно апеллировать к его совести и самооценке. Гораздо эффективнее в этом возрасте действуют "отвлекающие манёвры".

Разнообразных психологических приёмов великое множество, и вы, как родитель, сами можете определить, какие из них будут приняты вашим ребёнком. Освоение практики конструктивного запрета поможет родителям повысить свою поведенческую гибкость, найти творческие подходы, меньше давить на ребёнка, доверять и предоставлять ему больше свободы. Такие запреты и ограничения будут не только развивать у ребёнка чувство ответственности за собственный выбор, но и способствовать развитию его личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для педагогов " Искусство взаимопонимания"

Психологический тренинг для педагогов "Искусство взаимопонимания" Педагог-психолог: Королева Н.П. Цель: развивать коммуникативные способности. Задачи: обучение выплескиванию гнева в приемлемо...

Совместный детско-родительский тренинг "Портрет желаний" из цикла "Игровое общение - основа взаимопонимания ребёнка и взрослого""

Конспект совместного детско-родительского тернинга с целью организации взаимодействия детей и родителей в ходе совместной игровой и изобразительной деятельности....

Статья "КАК УЛУЧШИТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ДЕТЬМИ"

Проблемы родителей не только в том, что они не зная типологических особенностей своих детей, пытаются вылепить из них улучшенную копию самих себя.Дети – это наше счастья. Мы посвящаем им огромно...

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

«От движения к взаимопониманию. От взаимопонимания к взаимодействию». Игры Клауса Фопеля.

Давно известно, что внешние проблемы часто сплачивают семью, а внутренние разногласия наоборот, её разрушают. Если в семье и взрослые, и дети находят общий язык друг с другом, семья становится крепче....