Главные вкладки

    Консультация для родителей
    консультация (средняя группа)

    Тестова Ирина Валентиновна

    Консультация для родителей

    «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи ребенка»

     

    image

     

    Уважаемые родители! Очень важно стимулировать речевую активность и расширять словарь вашего ребёнка. Но не думайте, что для этого обязательны нудные каждодневные занятия. Вовсе нет! Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в совместном творчестве, при помощи дидактических игр...

    Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

    Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательных занятиях например «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на полоски, каждая из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

    Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Из опыта работы учителя лицея дают рекомендации о сформированности именно этого умения. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

     

    Пальчиковая гимнастика:

     

    «Капуста»

    Мы капусту рубим, рубим
    (дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

    Мы морковку трём, трём
    (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

    Мы капусту солим, солим
    (имитируют посыпание соли из щепотки).

    Мы капусту жмём, жмём
    (интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

    В кадку все утрамбовали,
    (потирают кулак о кулак).

    Сверху грузиком прижали.
    ​(ставят кулак на кулак).

     

    «Мальчик-пальчик»

    Пальцы руки сжаты в кулачок. На каждую строчку стишка ребенок разгибает при помощи другой руки по одному пальчику.

    Мальчик-пальчик, где ты был?
    (поднимаем большой палец и обращаемся к нему)

    С этим братцем в лес ходил.
    (разгибаем указательный палец)

    С этим братцем щи варил.
    (разгибаем средний пальчик)

    С этим братцем кашу ел.
    (разгибаем безымянный пальчик)

    С этим братцем песни пел.
    (разгибаем мизинчик)
    Затем руки можно поменять.

     

    Для того чтобы заниматься развитием речи ребёнка самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

    Развитие речи детей в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Я предлагаю вам некоторые из них:

     

    "Цепочка слов"

    Цель: обогащение словаря прилагательных.

    Суть этой игры по развитию речи детей заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов - переходов.

    Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

    Родитель: Кошка, бывает какая?

    Ребёнок: Пушистая, ласковая, разноцветная...

    Родитель: Что еще бывает разноцветным?

    Ребёнок: Радуга, платье, телевизор...и т.д.

     

    "Семейная олимпиада"

    Цель: уточнение синтагматических (синтагматика - совокупность нескольких слов объединённых по принципу) связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

    В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

    Загадываете любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

     

    "Найди по цвету"

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

    Для этой игры вам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

    Называете цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

    Красное - яблоко, кресло, платье.

    Желтая - репа, краска, сумка.

    Синий - василек, баклажан, карандаш.

     

    "Выбери правильное слово"

    Цель: развитие мышления, речевого внимания.

    Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предложите ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

    Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

    Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

    На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

    Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

    Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

    Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

    Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

     

    "Скажи наоборот"

    Цель: расширение словаря антонимов.

    Для этой игры вам понадобится мяч.

    Бросаете мяч ребёнку и произносите слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

    Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

    ДРУГ … ВРАГ
    ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
    РАДОСТЬ … ГРУСТЬ
    ЖАРА … ХОЛОД
    ЗЛО … ДОБРО
    ПРАВДА … ЛОЖЬ
    ХОРОШО … ПЛОХО
    ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
    ВЫСОКО … НИЗКО
    МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
    БЫСТРО … МЕДЛЕННО
    ДЕНЬ … НОЧЬ
    ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
    ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
    УТРО...ВЕЧЕР

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Памятка для родителей «Развитие речи ребёнка»

     

    Чтобы помочь ребёнку, запомните эти правила:

    Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

    В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребёнку.

    Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребёнка.

    Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

    Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

    Если в доме есть магнитофон (любое другое устройство, на которое можно записывать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка. На первом году жизни можно записать первые звуки, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - его речь во время игр, чтения стихов, пересказа прочитанного, а также самостоятельного высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут в более старшем возрасте; при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dlya_roditeley.doc107.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи ребенка»

    Уважаемые родители! Очень важно стимулировать речевую активность и расширять словарь вашего ребёнка. Но не думайте, что для этого обязательны нудные каждодневные занятия. Вовсе нет! Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в совместном творчестве, при помощи дидактических игр...

    Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

    Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательных занятиях например «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на полоски, каждая из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

    Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Из опыта работы учителя лицея дают рекомендации о сформированности именно этого умения. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

     

    Пальчиковая гимнастика:

    «Капуста»

    Мы капусту рубим, рубим
    (дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

    Мы морковку трём, трём
    (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

    Мы капусту солим, солим
    (имитируют посыпание соли из щепотки).

    Мы капусту жмём, жмём
    (интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

    В кадку все утрамбовали,
    (потирают кулак о кулак).

    Сверху грузиком прижали.
    ​(ставят кулак на кулак).

     

    «Мальчик-пальчик»

    Пальцы руки сжаты в кулачок. На каждую строчку стишка ребенок разгибает при помощи другой руки по одному пальчику.

    Мальчик-пальчик, где ты был?
    (поднимаем большой палец и обращаемся к нему)

    С этим братцем в лес ходил.
    (разгибаем указательный палец)

    С этим братцем щи варил.
    (разгибаем средний пальчик)

    С этим братцем кашу ел.
    (разгибаем безымянный пальчик)

    С этим братцем песни пел.
    (разгибаем мизинчик)
    Затем руки можно поменять.

    Для того чтобы заниматься развитием речи ребёнка самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

    Развитие речи детей в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Я предлагаю вам некоторые из них:

    "Цепочка слов"

    Цель: обогащение словаря прилагательных.

    Суть этой игры по развитию речи детей заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов - переходов.

    Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

    Родитель: Кошка, бывает какая?

    Ребёнок: Пушистая, ласковая, разноцветная...

    Родитель: Что еще бывает разноцветным?

    Ребёнок: Радуга, платье, телевизор...и т.д.

    "Семейная олимпиада"

    Цель: уточнение синтагматических (синтагматика - совокупность нескольких слов объединённых по принципу) связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

    В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

    Загадываете любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

    "Найди по цвету"

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

    Для этой игры вам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

    Называете цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

    Красное - яблоко, кресло, платье.

    Желтая - репа, краска, сумка.

    Синий - василек, баклажан, карандаш.

     

    "Выбери правильное слово"

    Цель: развитие мышления, речевого внимания.

    Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предложите ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

    Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

    Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

    На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

    Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

    Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

    Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

    Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

     

    "Скажи наоборот"

    Цель: расширение словаря антонимов.

    Для этой игры вам понадобится мяч.

    Бросаете мяч ребёнку и произносите слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

    Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

    ДРУГ … ВРАГ
    ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
    РАДОСТЬ … ГРУСТЬ
    ЖАРА … ХОЛОД
    ЗЛО … ДОБРО
    ПРАВДА … ЛОЖЬ
    ХОРОШО … ПЛОХО
    ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
    ВЫСОКО … НИЗКО
    МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
    БЫСТРО … МЕДЛЕННО
    ДЕНЬ … НОЧЬ
    ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
    ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
    УТРО...ВЕЧЕР

    Памятка для родителей «Развитие речи ребёнка»

    Чтобы помочь ребёнку, запомните эти правила:

    Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

    В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребёнку.

    Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребёнка.

    Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

    Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

    Если в доме есть магнитофон (любое другое устройство, на которое можно записывать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка. На первом году жизни можно записать первые звуки, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - его речь во время игр, чтения стихов, пересказа прочитанного, а также самостоятельного высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут в более старшем возрасте; при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

    Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

    Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

    Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

    Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

    Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

    Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.

    Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....

    Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

    «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...