Консультации для родителей и педагогов в рамках проекта "Разноцветный мир"
консультация (младшая группа)

Сухарева Ольга Борисовна

С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия ребенка. Он щурится от солнечного света, яркие игрушки вызывают у него восторг, и он тянется к ним руками. Если понаблюдать за малышом, то можно заметить его избирательное отношение к цвету. Чаще всего ребенок выделяет теплый, радостный цвет. Оттенки красного, желтого, оранжевого привлекают его внимание и побуждают к действию. С самого рождения цвет управляет эмоциональным состоянием, вызывает те или иные чувства, формирует отношение к предметному миру, к природе и людям. Под психологическим воздействием цвета подразумеваются те чувства, переживания, которые ребенок испытывает под влиянием той или иной краски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.

С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.

В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.

Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый).

Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.

Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.

Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.) помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.

Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку) », «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.

Игры на выкладывание (пазлы, кубики – картинки)

развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение;

обогащают словарный запас;

совершенствуется зрительное восприятие.

В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).

Эти игры выполняют следующие функции:

развивают мелкую моторику рук;

развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;

формируют навыки шнуровки;

способствуют развитию речи;

развивают творческие способности.

Консультация для родителей

Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста.

С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия ребенка. Он щурится от солнечного света, яркие игрушки вызывают у него восторг, и он тянется к ним руками. Если понаблюдать за малышом, то можно заметить его избирательное отношение к цвету. Чаще всего ребенок выделяет теплый, радостный цвет. Оттенки красного, желтого, оранжевого привлекают его внимание и побуждают к действию. С самого рождения цвет управляет эмоциональным состоянием, вызывает те или иные чувства, формирует отношение к предметному миру, к природе и людям. Под психологическим воздействием цвета подразумеваются те чувства, переживания, которые ребенок испытывает под влиянием той или иной краски.

Красный - очень сильный цвет, потому что он всегда воздействует на человека и никогда не оставляет его равнодушным. Это теплый цвет, он может вызвать учащение сердцебиение, повышения давления и, как следствие, ощущение тепла или жары. В помещении, окрашенным красным цветом субъективно будет казаться теплее

Розовый цвет - это оттенок красного и белого. Розовый - нежный, мягкий, романтический. Большинство маленьких девочек предпочитают розовый цвет всем остальным, эту особенность учитывают производители детских игрушек.

Оранжевый цвет - теплый и яркий, привлекающий внимание, цвет радости веселья и солнца. Пастельный оранжевый цвет близок к персиковому, который связывают со свежестью и здоровьем.

Желтый цвет привлекает внимание, желтый цвет сигнализирует о чем-то новом, необычном

Зеленый цвет считается самым спокойным. Глаз ребенка способен различать огромное множество его оттенков

Белый цвет определяется детьми как «не краска». Оттенков белого достаточно много.

Черный цвет - это цвет ночи, черной магии, страха. Для детей это цвет зла«недобра».

Серый - нейтральный цвет. Оттенки серого нашли широкое применение в промышленности. При этом он выглядит изысканным, красивым, благородным.

Коричневый цвет - естественный. Это цвет дерева, песка, дома, хлеба.

внушает доверие, спокойствие и уют.  

Существуют неопровержимые доказательства, что на приоритетность выбора любимых цветов влияет и пол ребёнка (мальчикам больше нравятся тёмные тона, а девочки же предпочитают более светлые).

Цветовая гамма, окружающая ребёнка, имеет существенное воздействие на его организм в целом и на его психическое развитие, в частности.

Цвет вызывает у ребенка не только разные эмоциии и способствует развитию творческих способностей. При определенной окраске игрушек, он может повышать уровень сосредоточенности на игре, а значит и облегчать процесс познания. Развитие ребёнка должно проходить в богатой цветовой гамме интерьера, одежды, игрушек, аксессуаров. Даже мальчики, которых с раннего детства "запирают" в упрощенные мужские цвета должны получить богатый опыт "общения" со всей палитрой. В раннем возрасте не ограничивайте детей "половым выбором" цветов и оттенков, если хотите полноценного развития ребёнка, а тем более, если желаете повлиять на возникновение более высоких творческих способностей. При этом помните, что единоразово необходимо немного ограничивать воспринимаемую палитру красок, чтобы не вызвать раздражительность малыша.

Очень интересны детям пальчиковые краски. Они получат от этого огромное удовольствие, а вы можете не бояться их использования для раннего возраста. И так как маленькие детки еще не обладают хорошей моторикой, именно такие краски, в результате, помогут ребенку создать чудесную картинку (ладошками, пальчиками, стопами). Один из таких шедевров может даже стать семейной гордостью, оформленный в красивую рамочку. Рисование пальчиками учит малыша чувствовать границы изображения, обостряет ощущения, стимулирует к действию, заряжает положительным настроением (не только ребёнка, но и взрослых, которым лучше быть рядом в столь увлекательном и важном начинании). Повторяющийся отказ ребёнка от такого рисования может стать вспомогательным сигналом о психических проблемах в его развитии (возможно влияние страха, тревоги).

Можете поиграть в игры по изучению цветов. Например, изготовив цветные фигурки, расположив их по ковру, попросить принести малыша называемый вами цвет. Можно делать это и в группе, дополнив игру соревновательным стимулом.

Главное, старайтесь учитывать не только сторонние рекомендации, но и индивидуальные особенности восприятия ребенком цветовых оттенков.

Пусть всегда мир вашего малыша будет раскрашен в самые яркие цвета и краски!



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"

В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....

Консультация для родителей и педагогов в рамках проекта: «Здоровому- все ЗДОРОВО!» семейное мероприятие: «Счастливый выходной день» (фоторепортаж)

Традиционно и ежегодно в нашей группе проводится семейное мероприятие "Счастливый выходной день"!Приглашаю Вас, дорогой читатель погрузиться в настоящий "Счастливый день"!...

Консультация для родителей по логоритмике в рамках консультационного пункта

Консультационный пункт создан с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитыв...

Консультация для родителей и педагогов. "Роль педагога в формировании положительного психо-эмоционального благополучия дошкольников".

laquo;Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет ж...

Перспективное планирование работы с родителями и педагогами в рамках ознакомления старших дошкольников с основами безопасного поведения и оказания первой, необходимой помощи

Перспективное планирование работы с родителями и педагогами в рамках  ознакомления  старших дошкольников с основами безопасного поведения и оказания первой, необходимой  помощи...